Н А Д А Л Ё К И Х Б Е Р Е Г А Х А М У Р А.
«Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен!»
Император Николай I.
На восточной окраине Роccии основанный Г. И. Невельским «Николаевский пост», постепенно превращался в городок Николаевск, расположенный на левом берегу Амура. Был он назван в честь Николая Чудотворца - небесного покровителя всех мореплавателей и путешественников. Городок рос быстро, а с переходом сюда порта из Петропавловска – Камчатского превратился в базу кораблей Сибирской флотилии. Суда снабжали военные посты, перевозили грузы, команды, должностных лиц, совершали буксировочные, лоцманские и гидрографические работы, из устья Амура выходили в Амурский лиман к берегам Японии и Китая.
Ещё молодым лейтенантом, успевшим совершить кругосветное плавание на фрегате «Паллада», прибыл сюда Александр Арсентьевич Болтин, ходил на транспорте «Иртыш», пароходе «Амур» и уже капитан – лейтенантом стал командиром корвета – парохода «Америка», на котором и ушёл в 1859 году в экспедиционное плавание под флагом генерал – губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьёва – Амурского от залива Де – Кастри в Хакодате с обходом южных берегов Приморья. Плаванье то было знаменательным по числу открытых экспедицией новых мест, ставших исконно русскими: только одних заливов названо несколько - Америки (в честь корабля), Уссурийский, Амурский, Славянский, Петра Великого, пролив Босфор Восточный, бухта Находка, Золотой Рог, остров Русский.
Почти семь лет командовал «Америкой» А. Болтин, дослужился до капитана 1 ранга, новое назначение – прибыть в Санкт – Петербург получил осенью 1866 года.
К тому времени к названию города Николаевск прибавилось слово Амурский, сильно растянулся он по берегу Амура, превратившись в настоящий город с солидным населением, большинство которого составляли солдаты и моряки, да их семьи.
Перед отъездом заглянул Александр Арсентьевич в офицерский клуб, завсегдатаем оного часто бывал долгими зимними вечерами, когда заканчивалась навигация, и моряки собирались за карточным столом, вели неторопливые беседы. Накануне распрощался он со своим, ставшим таким родным за годы плаваний, кораблём – корвет – пароходом «Америка», перешедшим другому командиру.
Прямо на пороге встретился с Петром Леонтьевичем Овсянкиным, бывшим у него старшим офицером на «Америке».
«Что, попрощаться пришёл, Александр Арсентьевич? Слышал я, вызваны в Санкт – Петербург? – спросил его соплаватель.
Да, Петя, кончилось наше время на амурских берегах. Славным и запомнившимся оно было. Теперича подаюсь в столицу, а там, как начальство решит.»
«Жаль расставаться с вами, крепко сработались мы, команда корабля долго вас помнить будет.»
«Что поделаешь, Петя, конечно, жаль, но душу греет, что не зря мы берега Приморья осваивали: столько мест новых открыли, на которых русский флаг подняли и уже никогда его не спустим!»
Дальнейшая служба капитана 1 ранга А. Болтина проходила на Балтике, однако, состояние здоровья не позволило дальше оставаться на военном флоте, хотя и работал в Русском обществе пароходства и торговли.
Всю свою жизнь занимался рисованием: делал топографические зарисовки, писал акварелью, первые его рисунки появились во время плавания на фрегате «Паллада», а в 1890 году для Первой выставки Товарищества Южнорусских художников представил картину «Крейсер <Память Меркурия>».
КАПИТАН 1 РАНГА АЛЕКСАНДР АРСЕНТЬЕВИЧ БОЛТИН – ХУДОЖНИК, МОРЯК – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ВНЁСШИЙ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ВКЛАД В ОСВОЕНИЕ НОВЫХ РУССКИХ ВЛАДЕНИЙ, НАНЕСЁННЫХ НА ОГРОМНУЮ ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ РОССИИ.
15 февраля 2020 г. Вячеслав Прытков.