На далёких берегах Aмура

Вячеслав Прытков
           Н  А       Д  А  Л  Ё  К  И  Х       Б  Е  Р  Е  Г  А  Х      А  М  У  Р  А.

«Где  раз  поднят  русский  флаг, там  он  спускаться  не  должен!»

                Император  Николай  I.

На  восточной  окраине  Роccии  основанный  Г. И. Невельским  «Николаевский  пост», постепенно  превращался  в  городок  Николаевск, расположенный  на  левом  берегу  Амура. Был  он  назван  в  честь  Николая  Чудотворца  -  небесного  покровителя  всех  мореплавателей  и  путешественников. Городок  рос  быстро, а  с  переходом  сюда  порта  из  Петропавловска – Камчатского  превратился  в  базу  кораблей  Сибирской  флотилии. Суда  снабжали  военные  посты, перевозили  грузы, команды, должностных  лиц, совершали  буксировочные, лоцманские  и  гидрографические  работы, из  устья  Амура  выходили  в  Амурский  лиман  к  берегам  Японии  и  Китая.

Ещё  молодым  лейтенантом, успевшим  совершить  кругосветное  плавание  на  фрегате  «Паллада», прибыл  сюда  Александр  Арсентьевич  Болтин, ходил  на  транспорте  «Иртыш», пароходе  «Амур»  и  уже  капитан – лейтенантом  стал  командиром  корвета – парохода  «Америка», на  котором  и  ушёл  в  1859  году  в  экспедиционное  плавание  под  флагом  генерал – губернатора  Восточной  Сибири  Н. Н. Муравьёва – Амурского  от  залива  Де – Кастри  в  Хакодате  с  обходом  южных  берегов  Приморья. Плаванье  то  было  знаменательным  по  числу  открытых  экспедицией  новых  мест, ставших  исконно  русскими: только  одних  заливов  названо  несколько -  Америки  (в  честь  корабля), Уссурийский, Амурский, Славянский, Петра  Великого, пролив  Босфор  Восточный, бухта  Находка, Золотой  Рог, остров  Русский.
Почти  семь  лет  командовал  «Америкой»  А. Болтин, дослужился  до  капитана  1  ранга, новое  назначение – прибыть  в  Санкт – Петербург  получил  осенью  1866  года.
К  тому  времени  к  названию  города  Николаевск  прибавилось  слово  Амурский, сильно  растянулся  он  по  берегу  Амура, превратившись  в  настоящий  город  с  солидным  населением, большинство  которого  составляли  солдаты  и  моряки, да  их  семьи.

Перед  отъездом  заглянул  Александр  Арсентьевич  в  офицерский  клуб, завсегдатаем  оного  часто  бывал  долгими  зимними  вечерами, когда  заканчивалась  навигация, и  моряки  собирались  за  карточным  столом, вели  неторопливые  беседы. Накануне  распрощался  он  со  своим, ставшим  таким  родным  за  годы  плаваний, кораблём – корвет – пароходом  «Америка», перешедшим  другому  командиру.
Прямо  на  пороге  встретился  с  Петром  Леонтьевичем  Овсянкиным, бывшим  у  него  старшим  офицером  на  «Америке».

«Что, попрощаться  пришёл, Александр  Арсентьевич?  Слышал  я, вызваны  в  Санкт – Петербург? – спросил  его  соплаватель.

Да, Петя, кончилось  наше  время  на  амурских  берегах. Славным  и  запомнившимся  оно  было. Теперича  подаюсь  в  столицу, а  там,  как  начальство  решит.»

«Жаль  расставаться  с  вами, крепко  сработались  мы, команда  корабля  долго  вас  помнить  будет.»

«Что  поделаешь, Петя, конечно, жаль, но  душу  греет, что  не  зря  мы  берега  Приморья  осваивали: столько  мест  новых  открыли, на  которых  русский  флаг  подняли  и  уже  никогда  его  не  спустим!»


Дальнейшая  служба  капитана  1  ранга  А. Болтина  проходила  на  Балтике, однако,  состояние  здоровья  не  позволило  дальше  оставаться  на военном  флоте, хотя  и  работал  в  Русском  обществе  пароходства  и  торговли.
Всю  свою  жизнь  занимался  рисованием: делал  топографические  зарисовки, писал  акварелью, первые  его  рисунки  появились  во  время  плавания  на  фрегате  «Паллада», а  в  1890  году  для  Первой  выставки  Товарищества  Южнорусских  художников  представил  картину  «Крейсер  <Память  Меркурия>».

КАПИТАН  1  РАНГА  АЛЕКСАНДР  АРСЕНТЬЕВИЧ  БОЛТИН – ХУДОЖНИК, МОРЯК – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ВНЁСШИЙ  ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ  ВКЛАД  В  ОСВОЕНИЕ  НОВЫХ  РУССКИХ  ВЛАДЕНИЙ, НАНЕСЁННЫХ  НА  ОГРОМНУЮ  ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ  РОССИИ.

15  февраля  2020  г.                Вячеслав  Прытков.