Этика в системе образования экономиста и бизнесмен

Белоконь Людмила
ЭТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИСТА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

(Ссылка на публикацию: Этическая составляющая как важнейшая в системе образования экономиста и предпринимателя. Сидоренко Л.П. В сборнике: Гуманитарное образование в экономическом вузе Материалы V Международной научно-практической заочной интернет-конференции. В 2 томах. 2017. С. 117-123 - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29015894)

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы духовно-нравственного развития предпринимателя и экономиста. В условиях рыночных отношений в современной России складываются не очень благоприятная ситуация. Задача воспитания гражданина страны - очень важная и актуальная задача на сегодняшний день. Современное общество России утратило традиционные моральные ценности. Необходимо восполнить этот пробел. Предпринимателю-практику и теоретику-экономисту следует с уважением относиться не только к законам, но и к нравственным ценностям общества.
Ключевые слова: этика, экономист, предприниматель, прибыль, нравственные качества.

Сложности и трудность решения вопроса об этической составляющей предпринимателя (бизнесмена-практика) или экономиста (теоретика) в настоящее время в России не вызывает сомнений. Этот вопрос нужно ставить отдельно. Актуальность данной проблемы очень высока. От ее решения зависит будущее РФ.
Духовно-нравственный уровень развития предпринимателя и экономиста, да и всего комплекса рыночных отношений в современной России не является достаточным для того, чтобы эти отношения гармонично развивались. Современный предприниматель (экономист) часто получает довольно серьезное образование, может разбираться в сложной ситуации, как на внутреннем, так и на международном рынке, но ему существенно не хватает высоких нравственных установок. Его социальный статус представляет собой вхождение в основном в высшие слои социальной структуры общества, хотя у нас есть представители и более низкого уровня, и среднего и малого бизнеса. Но пока эти слои не представляют собой в силу разных причин какую-либо значительную часть общества. Такой субъект, как правило, - более активный подвижник в сфере экономики или бизнеса, но его нравственный уровень не всегда соответствует его высокому статусу.
Россия перешла к рыночным отношениям в начале 90-х гг., имея деформированную структуру экономики и неполноценную нравственную ориентацию. Нравственность в обществе имела определенные перекосы: марксистско-ленинское мировоззрение отличалось своей несгибаемостью и бескомпромиссностью в области идеологического противостояния капиталистическому буржуазному образу мыслей и революционной непримиримостью по отношению к врагам коммунизма, партии, ее вождям. В начале перестроечных процессов все общество было направлено на перемены и ожидало бурного развития предпринимательства, создания более высокого уровня жизни, развития науки и техники. Открывались возможности заработать, поехать отдохнуть за границу, купить иностранные товары. Сама перестройка вытолкнула в сферу бизнеса наиболее смелых и решительных представителей довольно молодого поколения, так как те, кто вступил в зрелый возраст, уже не хотели или не могли заниматься столь значительной и рискованной сферой деятельности, имеющей неизвестные последствия. В результате процесс по пути реформ развивался стремительно, но фактически с большими отклонениями: не было опыта, не было традиций. Международная обстановка не благоприятствовала ни в конце XX века, ни тем более в начале XXI.
В современной России в области рыночных отношений складываются не очень благоприятная ситуация. В стране создан фактически государственный капитализм. Крупный бизнес имеет поддержку со стороны правящей элиты, а малый бизнес не в состоянии выдержать давление со стороны государства, конкурентов, и даже самого населения. Экономика развивается по сырьевому принципу, хотя в последнее время наметились некоторое оживление и среднего, и малого предпринимательства. Если будут приняты законы, которые позволят малому бизнесу выжить, тогда развитие этого сектора предпринимательства может пойти быстрыми темпами. Но это не станет решением вопроса, так как помимо экономического базиса в развитии данного процесса требуется и значительное изменение духовной сферы.
Необходимость перестройки сознания делового человека в экономике, ориентированной на потребительский спрос, – и  бизнесмена, и предпринимателя – состоит в том, чтобы преодолеть как старый тип мышления номенклатурного руководителя, так и выйти на новый. Для того чтобы руководить людьми, необходимы организаторский талант, способность анализировать сложные ситуации, самодисциплина, рефлексия, умение рисковать, но не пытаться заработать «любой ценой». Современные предприниматель, экономист часто не имеет достаточно ясного представления о социальном поведении, отвечающем задачам гражданского общества, нравственной стороне ведения бизнеса. В настоящее время в вузах решается эта проблема: вводятся новые дисциплины, читаются спецкурсы, которые помогают молодым людям приобщиться к культуре предпринимательства и в то же время, когда они выйдут на работу, применить полученные знания и восполнить пробелы в ведении бизнеса, решении экономических вопросов.
Прочная ориентация в развитии экономики должна подкрепляться соответствующим духовно-нравственным потенциалом. В условиях кардинального поворота России к рыночной экономике требования к руководителю производства или специалиста в экономике радикально меняются. Помимо важнейших качеств делового человека - наладить производство и сбыт новых товаров и услуг, разрешить экономические вопросы, - требуется выполнение различных законных требований со стороны государственных органов, а также соблюдение нравственных постулатов.
Часто в наших условиях, когда в недалеком прошлом было другое общество, свободное от бизнеса, представляют существование предпринимателя-практика и экономиста-теоретика, работающих в приличной фирме, как легкую и «красивую» жизнь. Но жизнь любого человека, особенно успешного, – это интересная, но и постоянная серьезная деятельность, а не сплошные поездки за границу на отдых. Стремление к успешной деятельности у многих воспринимается как стремление к богатству и удовольствиям без особенного труда, что совершенно неправомерно и просто абсурдно. И один из важнейших показателей такой деятельности – соблюдение моральных норм, о чем и вовсе не подозревают несведущие в современном предпринимательстве. Прагматичный подход к извлечению прибыли, когда совершается сделка любым путем, пусть даже и нечестным, возводится «в норму». Но такая деятельность не может быть ни продолжительной, ни успешной.
В царские времена христианская трудовая этика во многом способствовала развитию отношений между людьми в деловой сфере, сегодня забыты даже самые элементарные моральные принципы и нормы. Эту ситуацию необходимо преодолеть. Современные студенты часто не могут ответить на простой вопрос: «Что такое мораль?». Хотя на практике они сталкиваются с исполнением своего долга постоянно.
В экономике и политике России сейчас явно обозначились два направления – технократическое и гуманитарное, как пишет в своей книге А.Н. Мунин [6]. Одно состоит в том, что не учитывается человеческое измерение экономики, абсолютизирует степень ее прибыльности и тезис «цель оправдывает средства» рассматривается как вполне приемлемый. Другое связано с направленностью на полезность, этику и мотивацию труда, а также этнокультурные особенности экономического поведения.
Молодым людям, изучающим экономику, менеджмент, вопросы бизнеса следует разобраться в этой направленности и учесть, что если первый путь не всегда, а иногда дает возможность быстро «заработать», но на самом деле украсть, то после этого неизбежно следует провал. Криминализация современной российской экономики очень существенна. В различных рейтингах Россия очень медленно перемещается на более выгодные позиции, положение фактически не меняется. «Россия прочно застряла в нижней части списка, крайне отрицательно сказывается как на перспективах экономического роста и повышении инвестиционной привлекательности нашей страны, так и на общем доверии граждан к серьёзности усилий власти по противодействию коррупции» [3]. Постперестроечные процессы в Российской Федерации сопровождались снижением уровня общей культуры, культуры бизнеса и нравственности подрастающего поколения [см. 2]. В Национальной доктрине образования РФ приоритетом является воспитание гражданина-патриота: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...» [7]. Задача воспитания гражданина страны - очень важная и актуальная задача на сегодняшний день. Современное общество России утратило традиционные моральные ценности. Необходимо восполнить пробел.
Поэтому мы выделяем гуманитарное направление и считаем его единственно верным в перспективной стратегии экономического роста экономики страны. Очень важны этика рынка и этика научного сообщества, позволяющие двигаться вперед быстрее, общаться на более высоком культурном уровне, удовлетворять потребности более разборчивого клиента, а значит, создать более благоприятную атмосферу и усиливать позиции на рынке. Ведь известно, что приобрести постоянных клиентов гораздо сложнее, чем завоевать новых. Специалисты утверждают, используя простую арифметику: главное — удержать старых клиентов и партнеров. Это стоит в пять раз дешевле привлечения новых, их благосклонности и внимания. Поэтому вся фирма ориентируется на потребителя [4, 6].
Издаваемые в России западные учебники по деловым коммуникациям, по менеджменту, по экономике дают много полезных советов, как должен вести себя предприниматель-практик или как должен рассуждать экономист-теоретик в том или ином случае, но вопрос, почему он должен так себя вести, остается открытым. Но это не только веление времени в XXI века - это необходимость в жизни любого человека.  Проблема этики рынка, культуры деловых коммуникаций раскрывается в философской проблеме ценностей. Нравственная позиция, когда бизнес, отрицающий принципы гуманизма и патриотизма, является весьма проблематичной, малоэффективной и в целом недолговечным. Так действуют неписаные законы рыночных отношений.
Поэтому очень важен имидж работника. Однажды одному бизнесмену в России был предложен сомнительный проект, который он отверг. Он объяснил это просто: «Я слишком дорожу своим имиджем. Репутацию заработать трудно, а потерять легко. В сомнительных сделках я не участвую». Это говорит о том, что у нас появился слой довольно успешных и честных предпринимателей. Вот на таких джентльменов и следует равняться молодым специалистам, которые собираются выбрать профессию, связанную с рынком.
И. Кант, великий немецкий философ, создал практическую философию. Он находит априорные синтетические формы практического разума. Это императивы - разного уровня законы нравственности. В отличие от естественных наук (физики, биологии, химии и т.д.), законы нравственности  связаны со свободой, поэтому их называют долговыми обязательствами (долг – это не обязательная связь). Долг как категория обозначает обязанность человека перед обществом, социальной группой; людьми выполнять требования под влиянием в основном внутренних нравственных побуждений. Императивы, по Канту (законы долга) должны быть «пропущены сквозь собственную свободу». Только тогда закон может приобрести настоящий нравственный смысл. Императивы великий немецкий философ разделяет на гипотетические и категорические. Гипотетические представляют собой условные нравственные законы, имеющие смысл в одних ситуациях и не имеющие - в других. А подлинным принципом практического разума может стать только безусловный нравственный закон, не зависящий ни от каких ситуаций. Его Кант назвал категорическим императивом. Категорический императив - абсолютный высший нравственный закон, врожденный для каждого из нас. Высшая априорная форма практического разума.
Существуют две формулировки категорического императива.
1-я: «Поступай так, как если бы максима, из которой вытекает твой поступок, должна была через посредство твоей воли стать всеобщим законом природы» [7]. Где максима (лат. maxima regula (sententia) — высший принцип) рассматривается как обобщённая, глубокая и краткая мысль. Поэтому поступки разделяются на злые и добрые. Злые не соответствуют формулировке категорического императива, добрые - соответствуют.
2-я: «Всегда  относись к человеку, как к цели, а не как к средству: никогда не используй человека как средство для с;;их целей». Связана с запретом на использование личности только как средства для достижения какой-либо цели кого бы то ни было. Использование личности как вещи для кого бы то ни было недопустимо. Личность – это слишком высокая инстанция в бытии. Такое отношение превращает ее в объект. Это - нарушение природы категорического императива.
Методика «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе» верна всегда и во всем. Это тезис, который можно сформулировать так: «Не делай другому того, чего не пожелал бы по отношению к себе».
В итоге необходимо заметить, какие же основные нравственные нормы и этические требования необходимы для ведения современных деловых отношений. Для работы в условиях рыночных отношений предпринимателю-практику и теоретику-экономисту нужны следующие качества: уважать законы и нравственные ценности, служить обществу, своему партнеру, клиенту; не считать прибыль целью жизни и основой бизнеса, при этом использовать деньги только как средство для осуществления цели; честность и открытость по отношению к любому представителю рыночной экономики. Без этих качеств предпринимателя и экономиста в настоящее время в условиях рыночной экономики невозможно осуществлять успешную деятельность.
2017
Список литературы:
1. А.Н. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев
Культура организации: проблемы формирования и управления
СПб.: Гуманистика, 2006. - http://www.aup.ru/books/m12/5_1.htm (дата обращения: 23.11.16).
2. БИЗНЕС И ПАТРИОТИЗМ: ПРОБЛЕМЫ СОВМЕСТИМОСТИ. Завражин А.В., Герасимов А.М., Давыдова Ю.А., Зеленский О.А., Илларионова Е.В., Муштук О.З., Сидоренко Л.П., Фомина А.С., Шубина И.В., Шубина И.В. -  Москва, 2014, 214 стр.
3. В рейтинге восприятия коррупции Россия оказалась на одной строчке с Гондурасом - См. http://pravdapskov.ru/news/9216/?print (дата обращения: 20.11.16).
4. Сергей Занин. Как завоевать и сохранить клиента - http://zanin.ru/article (дата обращения: 23.11.16).
5. Кант И. Основы метафизики нравственности - http://philosophy.allru.net/perv212.html (дата обращения: 15.11.16).
6. А. Н. Мунин. Деловое общение. курс лекций. Эл. книга. 2016 г. 410 стр. – (дата обращения: 23.11.16).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751, г. Москва.
8. В СБ. «Инновационные образовательные технологии в современном университете».