Неблагоприятные тенденции науки о политике

Белоконь Людмила
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ О ПОЛИТИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

(Ссылка на публикацию: К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОЛИТИКИ И МОРАЛИ. Сидоренко Л.П. В сборнике: Концептуал Сборник научных трудов кафедры Философии и истории . Московский финансово-промышленный университет «Синергия»; Составитель А. В. Матюхин. Москва, 2016. С. 399-404.https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28333135).

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы кризиса мировой экономики, которые отражаются на всех сферах жизни. В последнее время возникают острые проблемы в различных гуманитарных дисциплинах. Наблюдается несостоятельность современной политической науки. Аморальность, «девиантные» технологии оказывают отрицательное влияние на дальнейшее развитие человечества.
Ключевые слова: кризис, политика, аморальность, нормы жизни, сущность человека.
В последнее время в мире наблюдаются неблагоприятные тенденции развития всего мирового пространства. Войны, теракты, кризисы. Чрезвычайное положение создается в экономике, что напрямую влияет и на развитие общества. В условиях мирового финансового кризиса попытки опираться на научную основу, на интеллектуальный потенциал, на новейшие технические разработки и технологии, на привлечение частных, государственных и совместных инвестиций с их определенными резервами, что связано с поиском и рациональным использованием крупных финансовых средств, в странах с развивающейся экономикой, не ведут к успеху.
Поэтому многие государства с их вполне возможной перспективой экономического развития оказались не готовыми к такому повороту событий. Не удается при помощи реформ повысить экономическую составляющую даже в результате крутых переломов в хозяйственном механизме и переходе к новым партнерам, к новым регионам, к новым экономическим сообществам. Многие страны, и в частности РФ, не могут найти той ниши, которая бы смогла вывести на новый путь благоприятного развития экономики. В России проблемы усугубляются санкциями, которые вряд ли быстро будут отменены в ближайшее время и неодобрительным отношением многих стран, и в частности США и Западной Европы, которая не может пока противостоять своему ближайшему партнеру, хотя это и вредит самим этим странам.
В России закрепилась привычка использовать новые технологии и покупать товары за рубежом, которые могли сами производить. Низкие цены на нефть, когда уже невозможно поддерживать экономику, работая только на сырьевой экспорт, ставят страну в сложное положение. Россия должна выходить на новый уровень создания собственных производств и технологий. В нашей стране по-прежнему остается много проблем в бизнесе, решаются не в пользу предпринимательства. Необходимо изменение правовой базы, присутствие на практике государственной поддержки, уменьшения налогового бремени, усиление борьбы с растущей коррупцией. Важнейшей задачей сегодня является исправление этих серьезных дефектов развития нашей экономики. Иначе не избежать ухудшения положения в целом, а особенно средних и наиболее необеспеченных слоев населения, роста безработицы и бедности.
В связи с общим экстремальным положением во всех сферах жизни это ухудшение ситуации проявляется вполне определенно. Не только различные отрасли хозяйства, но и образование, и наука подвергаются опасным разрушительным процессам. Особенно критическая ситуация в настоящее время создается в научном гуманитарном пространстве, хотя корни этих процессов находятся глубоко, в веках. Рассмотрим некоторые негативные аспекты в науке о политике (которые также присутствуют и в риторике, и в философии и др. гуманитарных науках), где, как в зеркале, высвечиваются все сложности экстремального состояния (или все-таки регресса) современного мира.
Еще древнегреческие ученые Платон и Аристотель представляли человека как существо политическое, поэтому обращались к теории политики. Западные ученые в XIX - XX в.: М. Вебер, Т. Парсонс, Д. Истон, М. Дюверже, Р. Даль, Г. Алмонд и мн. др. создавали политическую науку. Выявлены различные вполне рациональные методы исследования. Наряду с этими методами теоретического плана, в основе которых находятся разнообразные социокультурные, исторические, психологические и др. похожие подходы и методы исследований, возникли современные количественные подходы, математические методы (бихевиоризм, статистические методы (С. Райс, Г. Госнелл), моделирование, 1-ый и 2—ой позитивистские и др.). Эти оригинальные подходы последнего времени, в стремлении привести знание о политике к совершенству, в «строгой» науке, к сожалению, все более способствовали к появлению «черных» технологий, как в анализе политики, так и в реальной практике. Выражение «политика – грязное дело» появилось не случайно. Способы деятельности, которые называют нормативными технологиями, обусловлены общепринятыми в обществе законами, нормами и традициями. Что же касается «серых» или «черных» (как их теперь называют, «девиантных») технологий, то они отклоняются от норм и традиций общества. Причем выявляется необыкновенный рост подобного рода технологий, особенно в период критических ситуаций политического процесса: например, политика «двойных стандартов», дезинформация и фальсификация сведений, клевета, обман, заговор, шантаж, электронный шпионаж, что ведет, в конечном счете, к манипуляции сознанием и не только объектов, но и самих субъектов политики. Особенно это проявилось с 2014 г. после включение в состав РФ бо;льшей части территории Крымского полуострова - части Украины, но которая незаконно была «подарена» ей в советское время.
Конечно, эти технологии существовали всегда, но сегодня они все более распространяются. В современных условиях система основных идей легко внедряется в практическую составляющую общества. Причем очень важным является теоретический подход к такого рода технологиям. Если их рассматривать как удовлетворительные действия, то тогда с ними фактически невозможно бороться. Признание «девиантных» технологий полезными (или хотя бы приемлемыми), по сути ведет к провалу в и без того непростых отношениях между странами, от чего страдает все мировое пространство.
Обратимся к небезызвестному Н. Макиавелли, который впоследствии в науках о политике и социальной философии был признан родоначальником функционального анализа. По его мнению, государю (князю) рассчитывать на «кодекс чести» не обязательно: политик не нуждается в морали. Вернее, на него общепризнанные нормы не всегда распространяются, т.е. фактически у него своя мораль: если с его точки зрения меры, которые он предпринимает, идут на благо общества и государства, то общепринятая мораль для него в этот период не существует.
Макиавелли, с одной стороны, показал, как на самом деле «делается» политика, а, с другой стороны, переусердствовал с практическими данными. В результате автор «Государя» предлагал «черные технологии» для решения политических проблем. С точки зрения права, правитель стоит выше закона и имеет возможность в конкретных ситуациях действовать жестоко, даже уничтожать своих подданных. Но это полнейшее извращение сути морали и политики. Идеологический тезис большевиков: «морально все, что служит делу революции» привел к краху системы. Не помогали ни пытки, ни тюрьмы, ни ссылки. Н. Бердяев пишет: "…все, что служит революции - морально, революция есть единственный критерий добра и зла" [1]. Этот тезис перечеркивал все другие требования морального кодекса строителя новой жизни, - не убивать, не красть и т.д. Расстрел царской семьи в 1918 г., трагедия в доме Ипатьева, да и многие другие зверства были совершены после революции в нашей стране в точности по-макиавеллевски. Ведь Макиавелли утверждал, что государь «не может соблюдать все, что дает людям добрую славу, так как он часто вынужден ради сохранения государства поступать против верности, против любви к ближнему, против человечности, против религии» [5 ,С.110].
Историческая практика показала, что такой правитель, который берется за решение вопросов аморальными средствами, нередко попадает в ловушку. Идеи Макиавелли опровергнуты им же самим, как будто теоретик не дочитал (не додумал) своего «Государя» («Князя») до конца [7, с. 185]. Макиавелли остался на уровне эмпирии. Как недальновидный теоретик, он слепо верит, что предлагает нужные методы правления, но если бы он поднялся на теоретический уровень систематизации и обобщения, он увидел бы, к чему это приведет в его время и в дальнейшем. Его предложения для политика поступать безнравственно по отношению к своим подданным, оказываются опровергнутыми им самим. С момента распространения книги Макиавелли, с XVI в. стали меняться подходы к тем или иным аморальным действиям политиков. В XX в. дипломат и «ястреб» внешней политики США Джордж Кеннан прямо говорил, что в области большой политики моральные принципы ни к чему.  Теперь – это фактически норма. Демократию связывают с полной свободой, которая презирает все человеческое. Например, на критику российских властей, которые назвали неприемлемым кощунством публикацию карикатур на разбившийся в Египте самолет РФ, главный редактор французского сатирического журнала Charlie Hebdo Жерар Бриар ответил, что для них не существует понятия кощунства, поскольку журнал является "светским, демократическим и атеистическим", передает RFI [3]. Оказывается у демократа, атеиста и светского человека могут полностью отсутствовать моральные принципы. Он вправе смеяться над убитыми, верой, несчастьем других, но вот карикатур Charlie Hebdo почему-то не поместила по отношению к убийству своих двенадцати журналистов редакции.
Абсолютизация политики, основанной на отрицании общечеловеческих принципов морали, противоречит самой сути понимания общества и места человека в нем. Эти подходы, которые порождают воззрения принципиально деструктивные, направлены исключительно на уничтожение не только существующего положения вещей, но и общества, и человека как такового.
Согласно Канту, люди «…ставят своей конечной целью всеобщее благо и то совершенство, к которому предназначено человечество». Только мораль, согласно тому же Канту, делает человека человеком. Выработанные человечеством нормы и правила поведения существовали и будут существовать, так как эти представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости, совести и т. п. складывались веками. Только на их основе общество может выжить. Поэтому жизнь в обществе, как князя, правителя, так и подданного, – любого должна сообразовываться с основными законами бытия человека, а не животного. Аморальность не может быть присуща человеку разумному (лат. homo sapiens). Этим человек отличается от животного.
Животное живет инстинктами, человек – умом, а волевыми усилиями сообразовывает свои действия с общими принципами человеческого существования. У человека нет инстинктов, и этим он кардинально отличается от животного [2]. Самое высокое качество личности – ее воля. Самая прекрасная возможность жить в соответствии с ее пониманием смысла существования – свобода воли. Но сущность человека не в его неприятии кощунства и в присвоении себе абсолютной свободы. Человек не может не различать добро и зло. Животные на это не способны.
Понятия «добро» и «зло» в философии определяются как нормативно-оценочные категории морального сознания. Определения эти не так просты, и в зависимости от того или иного направления можно по-разному интерпретировать эти понятия, но в них есть и общее: они связаны с тем, что есть потребность в совершенствовании и самосовершенствовании личности, в ее высоко духовном развитии, а также в преодолении разного рода неравенств и несправедливости в обществе.

СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА под другим названием (авторский вариант см. выше).

Список литературы/ References:
1. Бердяев Н. «Русская идея» (часть сборника «Судьба России»).pdf
2. См. Гальперин П.Я. К ВОПРОСУ ОБ ИНСТИНКТАХ У ЧЕЛОВЕКА - Психология как объективная наука. Избранные психологические труды / Под ред. А.И. Подольского. Москва - Воронеж, 1998. С. 399-414.
3. Главред Charlie Hebdo в ответ на критику Кремля: для нас не существует понятия "кощунство"- http://www.newsru.com/world/06nov2015/charlie_otvet.html
4. Ивлева М.И., Философия субъекта (к 155-летию со дня рождения Я.Ф. Озе), - Социально-гуманитарные знания, № 8, 2015, с.47-55.
5. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс,1998. – 572с.
6. Понизовкина И.Ф. «БЛАЖЕН, КТО ВЫБРАЛ ЦЕЛЬ И ПУТЬ…»: МИФЫ И РЕАЛИИ ОБРЕТЕНИЯ УТРАЧЕННОГО СМЫСЛА ЖИЗНИ
Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2012. № 7. С. 25-31.
7. Сидоренко Л. П., Петрова Н. Н. Двойственность функционального анализа Макиавелли - в сб. Духовная сфера общества: сборник статей по итогам НИР кафедры философии и политологии за 2014 год / Мар. гос. ун-т; под ред. В. Б. Голубева. – Йошкар-Ола, 2015. – Вып. 12. – 216 с. (стр. 182-186).