Герасим Иванович и Анастасия Ивановна Лузановы

Владимир Варнек
Приступая к последней миниатюре, посвященной изучению генеалогии семьи скульптора И.П. Мартоса, замечу, что предыдущие миниатюры, помещенные на сайте «Проза.ру», публиковались бессистемно, по мере того как у их автора появлялось намерение рассказать о той или иной «веточке» генеалогического древа рода Мартоса. В результате мое повествование о старшей дочери Ивана Петровича и ее семье оказалось последним в списке опубликованных миниатюр [1–6], хотя с него следовало бы начинать.

Произошло это во многом по той причине, что однажды  я уже опубликовал статью в журнале «Мир музея», в которой речь шла о семье старшей дочери Мартоса, Лузановой Анастасии Ивановны (1783–?) [7], и попытался найти в последнее время дополнительные сведения о ней, которые так и не удалось отыскать. Поэтому в настоящей миниатюре придется высказать вместо надежно установленных фактов свои предположения, касающиеся возраста Анастасии Ивановны на портретном изображении и даты ее рождения.

Начну миниатюру с обсуждения помещенной в ее начале репродукции портрета двух дочерей скульптора Мартоса из собрания Нижегородского художественного музея, оцифрованный файл которого автору миниатюры подарила в 2014 году  научный сотрудник и хранитель фонда графики музея О.Е. Тихомирова, приложив при этом к своему письму музейную справку. В ней сообщалось, что на портрете кисти А.Г. Варнека, поступившем в НГХМ из Русского музея в 1928 году, изображены Вера Ивановна (слева) и Софья Ивановна.   

Поскольку изображения двух названных сестер, дочерей скульптора Мартоса, запечатленных на портрете А.Г. Варнека из собрания ГТГ, хорошо известны (см. [3]), то не составило никакого труда установить, что слева на портрете из НГХМ изображена не Вера Ивановна. Любопытно при этом, что и на третьем портрете двух дочерей Мартоса кисти А.Г. Варнека, оцифрованный файл которого пришел мне от главного хранителя фондов Г.А. Солнцевой из Ивановского областного художественного музея, слева также изображена не Вера, как сообщалось об этом в справке, приложенной к письму. Репродукцию этого портрета см. в [6].

Располагая репродукциями трех портретов дочерей скульптора Мартоса кисти А.Г. Варнека и учитывая, что на портрете из собрания ГТГ слева запечатлена  Вера Ивановна, я пришел к заключению, что слева на портрете из Ивановской картинной галереи запечатлена Любовь Ивановна, а слева на портрете из НГХМ – старшая дочь Мартоса, Анастасия Ивановна. Справа, при этом, на всех трех портретах запечатлена  Софья Ивановна в разные годы своей жизни. Подчеркну, что, хотя я и убежден в «своей» атрибуции, могу из этических соображений говорить о ней до официальной атрибуции  только предположительно.

Еще одно предположение о воспроизведенном выше портрете Анастасии Ивановны и юной еще Софьи касается даты его исполнения. В [7] я предположил, что Софья на портрете из собрания НГХМ запечатлена в возрасте 15 лет, и тогда, учитывая ее дату рождения (1798 год), оценил предполагаемую дату исполнения портрета (1813 год). Однако недавно, знакомясь с годовым отчетом ИАХ от 1 сентября 1815 г., узнал, что советник Академии Варник (так писалась тогда фамилия художника) выполнил в отчетном году в числе 18 картин портрет двух сгруппированных женщин [8]. А поскольку в списке произведений художника имеются лишь три известных групповых портрета, на которых запечатлены дочери скульптора Мартоса, то можно сделать вывод, что именно портрет из собрания НГХМ был выполнен в 1815 году. Софья запечатлена на нем, следовательно, в возрасте 17 лет, а Анастасия – в возрасте 32-х лет, если считать, что родилась она в 1783 году, как указано в Википедии и на генеалогическом сайте Geni. 

В действительности, глядя на портрет из собрания НГХМ, не скажешь, что Анастасия изображена на нем в возрасте 32 лет, и автор миниатюры уже давно сомневается в справедливости даты ее рождения. Несомненно, Анастасия на данном портрете выглядит заметно моложе Софьи, родившейся в 1798 году, но не на 15 же лет, как следует из оценки! А вот лет на шесть, возможно, а если это так, то родиться она могла бы в 1792 году, когда между датами рождения сыновей Мартоса, Алексея (1790) и Петра (1794), имелся "достаточный для этого интервал времени".  Но вернемся к данному вопросу в конце миниатюры, а сейчас переключимся на семью Анастасии, и начнем, как обычно, с цитирования Марии Каменской [9].

На стр. 140 она пишет: «Рассказывали про Ивана Петровича, что он мечтал выдать всех своих четырех дочерей непременно за художников, только со старшею дочерью мечта его не сбылась. Он прочил прелестную свою Настеньку за известного в то время портретиста Варнека (того самого, который был после нашим соседом по розовому дому), но хорошенькая самодурка нашла, что все художники «неотесанное мужичье», и против воли отца вышла замуж за ученого молодого человека Лузанова».

Мартос в своем  письме родственнику от 4-го октября 1818 года тоже упомянул однажды своего зятя Лузанова: «Я счастлив, ибо имею хороших зятей, они все добрые люди, хотя не очень достаточного состояния; один только Герасим Иванович Лузанов, как слышу, живет без нужды и хорошо».

Рассказав в предыдущих миниатюрах о мужьях дочерей Мартоса (Григоровиче Василии Ивановиче, Мельникове Абраме Ивановиче и Егорове Алексее Егоровиче), приведу ниже биографию последнего зятя Мартоса, подготовленную на основании тех материалов, которые нашлись в интернете. Отмечу среди них статьи Орловского краеведа Владимира Власова, Владимира Чухно, а также автора стихов, поэм и сказок Александра Гами (см. Проза.ру).

ГЕРАСИМ ИВАНОВИЧ ЛУЗАНОВ вошёл в отечественную историю как баснописец, поэт и переводчик.

Родился он в 1789 году в местечке Середина-Буда  Новгород-Северского уезда Черниговской губернии (ныне – районный центр Сумской области Украины).  Его отец Иван  Карпович  Лузанов  служил протоиереем в местной церкви,  имел большую библиотеку,  и славился по всей округе своей учёностью и отличным знанием  Священных писаний. Он был женат на привлекательной девушке из простой семьи, которая была  лет на двадцать моложе его, и имел от неё двух дочерей – Анну Ивановну  и  Марию Ивановну – и двух сыновей:  Павла Ивановича и Герасима Ивановича.

С детства Герасим Иванович проявлял склонность к наукам и по достижении девяти лет был определён в 1798 году  на учебу в Московский  университетский  благородный пансион, в котором проучился шесть лет.
Во время учёбы в пансионе Г.И. Лузанов увлёкся изучением иностранных языков и перевёл с французского языка на русский одноактную драму «Пожар,  или  Награжденная добродетель» и анекдот «Благодеяние», которые были опубликованы в 1803 году в московском журнале «Новости русской литературы» (№7–8).

Окончив в 1804 году  обучение в благородном пансионе, Лузанов по рекомендации  главы Почтового управления Российской империи  Д.П. Трощинского был определён на службу в Малороссийский почтамт, а в 1808 году он  был призван в Молдавскую армию и благодаря  знанию иностранных языков  прикомандирован к штабу генерала  П.И. Багратиона.

В 1811 году Герасим Иванович уволился из армии и в конце 1811 – начале 1812 гг. вернулся на службу в Малороссийский и Полтавский почтамт.  Однако как только войска Наполеона вторглись на территорию России, он во второй половине июля 1812 года вступил в черниговское ополчение и был назначен управляющим канцелярией  и старшим адъютантом при корпусном командире графе А.И.  Гудовиче.

В указанных и других должностях он служил до 6 мая 1814 года  и, согласно записям в его служебном формуляре, участвовал в Отечественной войне 1812 года в качестве «управляющего корпусным дежурством всех малороссийских войск, бывших при блокаде разных крепостей».  В 1813–1814 гг.   принимал участие в заграничных походах русской армии 1813–1814 гг.  и  был награждён медалью «В память вступления в Париж».

После окончания войны Г.И. Лузанов переехал в Санкт-Петербург  и поступил на службу в Особенную канцелярию Министерства полиции, где с 1814 (1815) по 1817 (1818) гг. служил на должности помощника начальника 3-го стола.
Находясь на этой должности,  Лузанов начал заниматься литературной деятельностью и в 1815 году опубликовал в литературном  журнале «Кабинет Аспазии» (1815, №3–7) несколько своих стихов, басен и эпиграмм, а затем стал сотрудничать с журналом «Дух журналов». Известный издатель Александр Измайлов так писал о нем поэту Ивану Дмитриеву:  «Молодой баснописец, Лузанов, всякую почти неделю публикует по две-три басни в «Духе журналов». Вот настоящий и самый плодовитый басенник!» Через два года Измайлов привлёк молодого автора в качестве постоянного сотрудника в свой журнал "Благонамеренный". Тогда же Лузанов вступил в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств.   

Наряду с этим, в 1815 году он стал членом масонской ложи «Избранного Михаила»,  основанной графом Ф.П. Толстым, куда входили декабристы Николай Бестужев, Гавриил Батеньков, Федор Глинка, а также и хорошо известный нам Василий Иванович Григорович [1]. И здесь хотелось бы обратить внимание на сходство вех жизни Лузанова и Григоровича. Оба они до приезда в Петербург работали на Малороссийском почтамте, а приехав в столицу, поступили на службу в Особенную канцелярию Министерства полиции. Затем  стали членами масонской ложи «Избранного Михаила» и оба «подобрались» к дочерям скульптора Мартоса.

При этом Лузанов даже опередил своего земляка, вступив в брак с Анастасией Ивановной раньше, чем Григорович женился на Софье Ивановне. Согласно оценке, сделанной на основании  прочтения самого первого письма Мартоса родственнику, в брак Герасим Иванович и Анастасия Ивановна вступили в 1816 году, а уже в 1817 году на свет появился их первенец Иван. Преуспел Лузанов в это время и на литературном поприще,  опубликовав  с 1815 по 1817 гг. 37 своих произведений и «Малороссийскую песню». Наряду с этим, в 1817 году Герасим Иванович напечатал несколько эпиграмм и басню в харьковском  журнале «Украинский вестник».

А в 1818 году Лузанов с женой и первенцем Иваном переехал в Орёл и поступил на службу советником в Орловское губернское правление (1818–1821).  Затем служил советником в комиссии для решения прежних дел Орловского губернского правления (1822–1824), советником в уголовном суде Орловской губернии (1825–1829)   и советником от Короны в уголовном суде Орловской губернии (1830). 
Он добросовестно относился к исполнению своих служебных обязанностей и за заслуги по службе был награждён орденами Святой Анны 3-й степени, Святого Владимира 4-й степени и бриллиантовым перстнем.

По приезде в Орёл Г.И. Лузанов собрал большинство своих произведений в отдельный сборник и напечатал его в 1819 году под названием «Басни и сказки», который состоял из трёх книг и содержал в себе 47 произведений, написанных простым и лёгким языком: «Волчонок и сурок», «Столп», «Разборчивый жених», «Пузырь и кремень» и другие.

Большинство из его басен не затрагивали общественных и злободневных тем и, по признанию самого автора, не содержали в себе «Крылова остроты...». Тем не менее, некоторые орловские чиновники его «не любили».. Кто-то из них пожаловался на Лузанова  в Министерство юстиции, откуда «сильная рука»  запретила ему печататься не только под своим именем, но и анонимно, и предупредила, что если хоть в каком-либо журнале появится его «писанье», то он тут же будет уволен. Герасим Иванович дорожил своей работой и с этого времени литературной деятельностью занимался мало. 

Последние годы своей жизни Г.И. Лузанов проживал в Орле и в 1822 году от брака с Анастасией Ивановной имел  двух дочерей и двух сыновей. Его семья жила в собственном деревянном доме в престижной части города и владела несколькими поместьями и земельными угодьями в Мценском и Малоархангельском уездах Орловской губернии и, по свидетельству родственников, «жила без нужды и хорошо». Поэтому Герасим Иванович в 1826 году по его просьбе был включен в дворянскую родословную книгу Орловской губернии. Прочно обосновавшись в Орле, он принимал участие в культурной жизни города. Его вместе с супругой часто можно было видеть в театре графа С.М. Каменского. Его имя встречается в списках особ, подписавшихся на некоторые книги, выпущенные первым орловским издателем И.Я. Сытиным. 

Герасим Иванович Лузанов прожил недолгую жизнь и умер в 1830 году в возрасте чуть более сорока лет.

Вернемся в заключение к вопросу о дате рождения Анастасии Ивановны (1783 г.). Если допустить, что она верная, то при вступлении в брак с Герасимом Ивановичем в 1816 году ее возраст был бы на уровне 33 лет, что маловероятно. Приходится сомневаться  в этой дате и по той причине, что Герасим Иванович был бы моложе супруги на шесть лет. Помимо этого, столь позднее вступление старшей дочери Мартоса в брак противоречило бы  принципам Ивана Петровича, который стремился выдать других своих дочерей замуж как можно раньше, когда они достигали возраста 16 лет.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Владимир Варнек . Проза.ру. Григорович Василий Иванович и его семья 15.11.2019.
2. Владимир Варнек . Проза.ру. Сыновья скульптора Ивана Петровича Мартоса-07.01.2020
3. Владимир Варнек . Проза.ру. Генеалогия семьи скульптора Мартоса-18.01.2020.
4. Владимир Варнек . Проза.ру. Катенька Мартос и ее первое замужество-22.01.2020.
5. Владимир Варнек . Проза.ру. Екатерина Ивановна Мартос и ее второй брак -26.01.2020.
6. Владимир Варнек . Проза.ру. Дочь скульптора Мартоса Любовь Ивановна и ее семья -30.01.2020.
7. Варнек В.А. Портреты дочерей скульптора Мартоса. Мир музея. 2014. С. 20–23.    
8.Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767-1770, 1772-1774, 1776,1779, 1794,1802-1815)/ сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с. 
9.  М. Каменская. Воспоминания. М. Художественная литература. 1991. 383 с.

ПОСЛЕСЛОВИЕ от 17.02.2020.

В собрании Российской государственной библиотеки хранится книга петербургского писателя  Геракова Г.В. (1775–1838) «Продолжение путевых записок по многим российским губерниям 1820-го и начала 1821-го гг…», 1830-го года издания.

В ней автор книги, рассказывая о посещении им города Орла в ноябре 1820 года, делится своими впечатлениями о местном театре, построенном графом С.М. Каменским, и сообщает о том, что произошло с ним во время антракта: «Обернувшись к зрителям, увидел позади себя сидящую молодую, миловидную даму и, казалось, мне знакомую. Я скромно вглядывался, она, вставши, сказала: «Не вы ли Гаврило Васильевич Гераков?» – И я узнал в ней Анастасию Ивановну, урожденную Мартос, дочь нашего славного скульптора. Мне очень было приятно с ней беседовать; звала к себе, обещал; она уже мать трех детей; муж ее Лузанов полюбился мне…».

Рассказав об этом эпизоде, орловский краевед В.А. Власов (1936–2007) написал в своей статье в местной газете: «До своего отъезда из Орла утром 19 ноября Гераков каждый день бывал в гостях у А. И. Лузановой, которую, по его словам, знал «с детства ее». Не удивительно, что, прибыв с Москву, он отправился «смотреть монумент, воздвигнутый спасителям России – князю Пожарскому и гражданину Минину». Этот первый московский скульптурный памятник работы отца Лузановой И. П. Мартоса был установлен два года назад.

Книга Геракова «Продолжение путевых записок по многим российским губерниям…» стала также важным источником для написания биографии мужа Анастасии Ивановны – баснописца Герасима Ивановича Лузанова, участника Отечественной войны 1812 года».

Процитировав Г.В. Геракова, замечу, что он назвал Анастасию Ивановну – мать троих детей  на момент встречи – молодой миловидной дамой. Сомнительно, что он выразился бы так, если бы она родилась в 1783 году, и ей было бы 37 лет.   В.