6. Наши конкурсы

Игорь Сульг
   Как-то раз в школе проводился конкурс на лучшую нарисованную картину, с произвольной темой. Я уже долгое время у себя в альбоме копил рисунки парусных кораблей. Срисовывал их везде, в каких только изданиях не увижу. Была и каракка «Санта Мария» Христофора Колумба, в нескольких ракурсах; и неф «Виктория» из экспедиции Фернана Магеллана; и «Сан-Габриэл» – флагманский корабль Васко да Гамы; и пакетбот «Святой Пётр» Витуса Беринга; и шлюп «Надежда» Ивана Крузенштерна, и прочие корабли, оставившие в истории свой след.
 
   На конкурсе в школе я нарисовал наклоненную в волнах корабль «Санта Мария». Картина была выставлена на обозрение на стене в коридоре школы вместе с другими картинами конкурсантов, кого судьи удостоили внимания. Как я помню, конкурс проводила Нина Васильевна Спиридонова. Призом было участие на районном конкурсе художников, который проходил в Раквере в здании театра. В школьном конкурсе я стал призёром, так как попал в группу финалистов. Но финал мне запомнился своим отчаянием…

   Нина Васильевна сопровождала нашу делегацию. Перед началом сеанса она подошла ко мне и сказала, что тема конкурса довольно обширная, и я могу нарисовать тот же парусный корабль – «Санту Марию». Когда огласили тему «Что ты хочешь рассказать об Эстонии», у меня упали руки: мой парусник ну никак не вписывался в заданную тему.

   Мне бы посидеть, подумать, и нарисовать что-то о природе: тех же бегущих по полю лошадей, почти, как в картине с Дедом Морозом, только без саней. Но подсказка Нины Васильевны, как говорится, спутала все карты. Я пошёл хоженой колеёй. Может от того, что на кораблях уже руку набил, или от того, что море было ближе, или совет учительницы, как третья составляющая при выборе решения, сыграли свою роль, но я опять нарисовал «Санту Марию»…
   И естественно, выбыл из состава участников конкурса.

   Но в жизни всегда так: после падения бывают и взлёты.
 
   Большую роль в воспитании молодёжи в школе принимала пионерская организация. Принимали в ряды пионеров очень торжественно, возле памятника погибшим бойцам, который стоит у дороги к морю при спуске в Лонтово. На шею надевали красный галстук – символ трёх организаций: пионерской, комсомольской и коммунистической.

   Носить его поначалу было почётно – с каким-то трепетом в душе завязывал каждое утро узел, стараясь, чтоб один конец галстука был короче другого. Но со временем новизна притупляется, и относишься к галстуку, как атрибуту школьной формы. Но пионерские линейки всегда волновали кровь: построение по классам в актовом зале или на школьном стадионе – это скопление ребят всегда впечатляло выносом знамени дружины, которое поручалось отличникам по учёбе и поведению, с барабанщиком впереди.

   Каким чудом я попал на слёт пионерских дружин, который проводился под Раквере, я уже и не помню. Но запомнился моим восторгом…

   Одним из заданий конкурса на лучшую дружину было прохождение строем (с обязательным барабанщиком) перед строгими судьями, стоявшими на временной трибуне. Это был первый этап, но задавал душевный настрой на протяжении всего мероприятия. Слёт организовали при лесной зоне на большой поляне. Маршировали прямо по траве, и для чёткого шага барабанщик был необходим.   

   Наша старшая пионервожатая, Дворцова Антонина Ильинична, была чуть ли не в слезах: у нашей дружины барабанщика не было. Вернее, он был, но по какой-то причине на слёт не пришёл – то ли заболел, то ли опоздал на автобус. Получалось, наше выступление изначально было обречено на провал. В отчаянье она бросила клич, может ли кто-нибудь заменить его. В ответ была тишина, ужимки плечами и отрицательные гримасы.

   У меня словно бесёнок выскочил из табакерки – что-то толкнуло сказать: «Я могу!». Наверное, потому что учился в музыкальном училище, и с ритмом в общих чертах был знаком. Антонина Ильинична, как за соломку, схватилась за меня, заставила продемонстрировать на барабане ритм марша. Получилось без ошибок. А тут и раздумывать не было времени, на меня сразу же повесили барабан.
 
   Парадным шагом наша дружина под дробь барабана прошла перед комиссией на ура. На выходе из демонстрации Антонина Ильинична встречала меня с распростёртыми объятиями, и даже поцеловала.

   Хотя мы и не заняли первых мест, но я был счастлив безмерно, потому что честь школы с моим участием была спасена.