5. Наши спартакиады

Игорь Сульг
Какая школа без спартакиады! Их проводили каждый год на школьном стадионе, но потом, после открытия заводского стадиона за эстонской школой, перенесли туда. Изюминка была в том, что соревновались старшие классы вместе.

   Учителем физкультуры был эстонец (к сожалению, имя и отчество не помню), он по-русски разговаривал с большим акцентом, высокий спортивного склада человек, с очками в чёрной оправе. У него была фишка, если кто-то опаздывал на построение, то заставлял бежать круг по стадиону. Со временем приучил нерадивых учеников к дисциплине – опаздывать перестали.

   Мне запомнилась одна спартакиада на школьном стадионе…
   В классе я особым здоровьем не отличался, был очень худым. Помню, как-то раз пришлось снять пиджак – было жарко, и я остался в рубашке с короткими рукавами. Так девчонки начали обсмеивать, мол, ну ты и скелет, руки, как жёрдочки. Это мы сейчас знаем, что девочки «зреют» раньше мальчиков, и у них в старших классах уже начинают обрисовываться груди. Мне было стыдно за свои «жёрдочки».

   Дома расспрашивал маму, как «нарастить мясо» и стать сильным. Мама посоветовала бегать, сначала вокруг дома. Мы жили в нижнем городе на улице Бородино (сейчас уже исчезнувшего микрорайона). Дом – это длинный барак, состоявшийся из 29 квартир. Пробег вокруг двух бараков приравнивался расстоянию дорожки стадиона. Первый опыт пробежки дался с трудом: был весь потный с «языком на плече», запыхавшись, и полностью без сил. На второй день даже бежать не хотелось – болели все мышцы ног. Мама подсказала, что поначалу нельзя бежать быстро, нужно лёгкой трусцой. Кое-как, заставив себя, сделал положенный круг. Удивился, что на второй день было легче, чем в первый. Так постепенно вошёл во вкус, и с удовольствием уже пробегал и два круга…

   На спартакиаде физрук поставил меня в команду сильных бегунов на длинную дистанцию: то ли восемьсот метров, то ли километр, точно не помню, но факт, что несколько кругов. Участников было много, но я запомнил только Сашу Дементьева с нашего класса, и Ваню Парфёнова, который был на класс старше – оба для меня авторитетные личности. Отмашка флажком, и мы побежали. Я прицепился за Ваней с Сашей, и старался от них не отставать, они бежали рядом, я за ними, отставая на два шага, остальные участники быстро остались позади.

   Первый круг шли ровно, потом Ваня прибавил темп и вырвался вперёд. Я от него не отставал. После первого круга с дистанции сошёл Саша. Наверное, у него, как и у меня, закололо в боку. Превозмогая боль, старался ритмично дышать, но темп не уменьшал. Ваня постоянно оглядывался через плечо, но от меня никак не мог оторваться. Он занервничал и прибавил ходу, теперь мы неслись по финишной прямой. И тут Ваня сломался, то ли дыхалки не хватило, то ли ещё по какой причине, но он от бега перешёл на трусцу. Я его обогнал порядком, почти метров на двадцать, и эта была для меня большая победа.

   На финише физрук очень удивлённым взглядом посмотрел на меня, как будто запоминая. Наверное, так оно и было, потому что какое-то время спустя у нас с ним состоялся разговор, где он предложил участвовать на районных межшкольных соревнованиях. Я согласился. Но этому событию предшествовали тренировки, уже под его началом, на заводском стадионе. Но времени было не так много отведено, и на соревнованиях в Раквере я не попал даже в первую десятку…

   Следующая спартакиада была уже на заводском стадионе. Прибавилось несколько видов спортивной борьбы: метание копья, ядра и молота, бег через препятствия.
   Запомнились прыжки в высоту. Как обычно прыгаешь? Подбегаешь к планке, и как можно сильнее отталкиваешься от земли ногой. Я был удивлён, когда увидел, что некоторые ребята брали высоту «по-взрослому» – спиной к планке, после прыжка падая на спину. Мне свой страх было не побороть.

   А удивил всех Александр Голяцкий! Он подбегал к планке, и прыгал «щучкой», как будто в воду, и даже показал неплохой результат.