Рухнул стратегический мост!

Валерий Павлович Гаврилов
     Вот и подошло время поведать окружающему миру одну любопытную историю, как ее помню, из прежней жизни моего родного городка. 
    Городок этот называется Опочка. К югу от Пскова.

   Шел славный 1970 год. Цвела весна. День Победы 9 Мая. В Опочке это всегда был особый праздник. Весь город в белых рубашках, галстуках,  ярких платьях и, кому положено, в орденах и медалях. Нарядный людской поток стекался отовсюду  к городскому Валу. Вал – это древнее насыпное укрепление, возведенное для защиты от нападений ворогов. Его история уходит в пятнадцатый век. Все постройки на валу были из дерева, и потому  не сохранились. До наших дней дошла только огромных размеров насыпь, окруженная со всех сторон чистыми водами реки под названием Великая.

   В котловане  Вала построили летнюю эстраду - ракушку, перед которой установили деревянные скамьи. На скамьях сидели многочисленные зрители. А с эстрады пели, плясали, читали стихи артисты местного дома культуры, юные пионеры, участники самодеятельности, курсанты ОВЗРУ, высшего командного зенитно-ракетного училища, которое в те годы базировалось в Опочке на территории исторического военного городка.

    В концертах принимали участие также ребята из танцевального кружка Опочецкого дома пионеров.  А перед началом концерта  по направлению к сцене торжественно маршировали октябрята и пионеры местных школ, чествуя ветеранов.

   Погода  9 мая всегда стояла отличная! На моей памяти был лишь один случай, когда в этот день штормило. А так, всегда – солнечно и тепло! Как по заказу!

    В мае1970 года мне было  пять лет с хвостиком. Большой уже! Хотя и маленький еще…

    Мы шли на праздник с улицы Коммунальной с дедом моим, ветераном Василием Петровичем Петровым.  Прошли площадь. Далее вступили на большой бетонный мост через реку.
    Движение автомобилей по мосту  перекрыли. Шел праздничный народ!  Пионеры с галстуками, ветераны с медалями, женщины с цветами, офицеры и курсанты из военного училища в парадной форме. Девушки из педагогического училища с улыбками и блестящими глазами... В юбочках.

   Вот мы прошли через мост, а дальше спуск по ступенькам вниз и, налево, через протоку реки на островок вала. Над водой был перекинут небольшой деревянный мостик, можно сказать, времянка. Которая надолго…

     Говорят, мостик  строили пятнадцатисуточники, отчего сооружение нарекли в народе неким красивым историческим бунтарским именем.

   Понятно, что в этом месте движение людей сильно замедлялось. Мостик узенький! Так что люди топтались по нему плотно! Как в переполненном автобусе. Тесно прижавшись.

   Вот мы с дедом перешли мостик и, не торопясь, двинулись по дорожке к валу. Там мы должны были ждать моих родителей. Они немного позднее  обещали появиться. Со стороны рынка. 
 
   Вокруг стояли огромные деревья, бросающие на остров сплошную тень. Слева, ближе к реке, возвышался  крытый деревянный  павильон, где можно было выпить и закусить. Ну, или “початику” стаканчик выпить.  Не знаете, что такое “початик”? Я тоже не знаю! В детстве я так лимонад почему-то называл. Не знаю, почему. Придумал слово и называл. Любой лимонад. “Початик”, и все тут!
   Лимонад “ Буратино” и  “Дюшес” здесь же в Опочке производили. Старожилы говорят, раньше был еще и “Клюквенный” из местной ягоды. А еще на этом же  заводе делали “Степановку” по рубль две. “Яблочное”, то есть. Степанов, так рассказывали, был начальником, организовавшим производство этого товара народного потребления. Из местного сырья. Народ тележками яблоки сдавал. А продукт готовый именем первопроходца прозвали.

   А впереди, прямо перед  Валом, танцплощадка и колесо. Вертикальное. Из стали, окрашенной в синий цвет.  В виде пятиконечной звезды, к лучам которой прикреплены  кабинки  с дверцами. Дожидаешься очереди, платишь денежку и садишься в кабинку. Колесо начинает медленно вращаться, поднимая тебя все выше и ваше.  А еще здесь раньше  был небольшой тир. В общем, всестороннее место отдыха для трудящихся и военнослужащих, их детей и дам. 

    Мы с дедом уже почти подошли к лестнице, ведущий на вершину вала, как вдруг позади нас, со стороны моста, послышался странный треск, шум, затем возгласы, всплески воды  и приглушенные крики.

    Обернувшись, мы увидели, что народ, гулявший по парку, ринулся к маленькому мостику. Мы тоже поспешили туда и, приблизившись, поняли, кто, зачем  и почему шумел. И что трещало.

    Треснул узенький деревянный мостик, не выдержав поток людей. Треснул и рухнул вниз. Протока была не глубокой, но свалиться в воду в парадном прикиде вряд ли было большим удовольствием.
   Хорошо запомнился один колоритный, мокрый до нитки, дядечка в белой рубашке. Он выбрался из воды и устроился на травке на берегу. Радостно и возбужденно что-то говорил, перемежая обычные слова с легким витиеватым матерком. Снимал начищенные до блеска туфли и выливал из них воду. И снова что-то восторженно  восклицал! Приключение!

   Весть о событии быстро разнеслась по городу, сильно напугав моих родителей. Мать и отец шли чуть позднее нас с дедом. И переживали, успели ли мы пройти. Или купаемся теперь поневоле. А вообще, ведь и удариться можно было не слабо! Там и валуны были гранитные, и бревна от моста! Шутки плохи. Как минимум, шишка обеспечена!

   Папа и мама прошли на вал по второму мостику, что был переброшен близ огромной старой водяной мельницы. Она в те годы еще стояла. Правда, уже без работы.

   В условленном месте семья объединилась. Слава Богу. Все хорошо! 

   Несмотря на инцидент, празднование не отменили и мы стали подниматься по лестнице вверх. Начинался праздничный концерт. Жизнь продолжалась!

   Это событие не повлияло на настроение людей, и празднование дня Победы прошло как всегда весело и бодро.  В штатном режиме.

   Вспомнив о том происшествии, я стал интересоваться подробностями и разыскал очевидцев событий, и тех людей, которые помнят что-нибудь. 

   Оказывается, власти хорошо понимали, что опоры старенького моста могут когда-нибудь не выдержать нагрузок и еще перед Первомаем предприняли попытки сделать мост, хотя бы на время, безопаснее. Но очень оригинальным способом. Укрепив немного опоры, мост еще и сделали уже, в надежде уменьшить нагрузку. Но уменьшенная пропускная способность только ухудшила ситуацию!
 
   Кроме того, чтобы сойти с мостика, нужно было спуститься по крутым деревянным ступенькам. Это еще больше снижало скорость прохода людей. В какой-то момент образовалась плотная пробка и мост затрещал.

   Курсанты училища остановили людской поток на спуске перед мостиком, однако было поздно. Деревянная конструкция  с людьми рухнула в воду. Протока здесь неглубока, но течение было сильное. Мужчины выбирались из воды сами. Девушкам и женщинам помогали курсанты. Для курсантов было делом чести помочь красавицам выбраться из воды.

  В воде оказалась и женщина с детской коляской. Коляску унесло течением. Женщине и ребенку помог выбраться мужчина в красивом кримпленовом костюме. Он  с женой и маленьким сыном оказался тогда на самом краю. И спустился вниз сам. Специально, чтобы помочь. Ниже по течению, у второй школы  стоял с удочкой мужчина. Он услышал шум, крики, а вскоре увидел плывущие по воде вещи. 

   С той части мостика, что осталась висеть над водой, толпа резко хлынула назад, едва не затоптав  двух девочек подружек. Рядом с ними  бабушка старенькая стояла, которая потом все причитала:

- Ай, во рубашке родились!

   А через несколько дней по городку пошли слухи. Шепотом рассказывали, что вражьи голоса  по своим радиостанциям сделали такое сообщение:

“ 9 мая 1970 года в промышленном центре городе Опочка Псковской области обрушился стратегический мост. Есть многочисленные жертвы и пострадавшие”.

   Вот ведь как! Причем, уже позднее, люди из других концов Союза говорили, что действительно слышали это сообщение. Думаю, что и отец мой слышал. Уж очень уверенно он об этом знакомым говорил. Шепотом. Отец  часто слушал вечерами  чужие голоса. Чтобы знать, чем живет потенциальный противник. Все-таки война шла. Пусть и холодная.

   Это что же получается…В Опочке тоже свой агент “Трианон” сидел? И выходил на связь?

   А что, ведь Опочка была промышленным городом!  Ремзавод, филиал АТС, маслосырзавод, швейный филиал, Шильская  ГЭС, УПП ВОГ, лентоткацкая фабрика. Спиртзавод, наконец!  Директором там был большой, веселый, шумный Иван Иванович Жиборт.  Помню, в гости к деду он зашел. Весь огромный тихий дом стал тесным и шумным. 
   Кстати, на спиртзаводе было организовано производство дополнительного, помимо основного стратегического продукта,  интересного товара народного употребления – сгущенка в розлив!  Сгущенка тогда в дефиците была. 

    Да! Был еще льнозавод! Дедушка с бабушкой недалеко от него жили.  В начале семидесятых, инженеры из Польши помогали здесь строить цех по производству костроплит. Новые технологии! Кстати, дети инженеров, Петер и Яцек, в моем классе учились, пока их родители работали и жили в Опочке.  Хорошие ребятки были! Как положено, озорные и прилежные. Все в одном…

   А за льнозаводом аэропорт функционировал! На здании, где сейчас ГИБДД, тогда висела вывеска ”АЭРОПОРТ”! Вот ведь!

   Ну и сюда же прибавить  очень серьезное военное училище союзного значения (ОВЗРУ) и кузницу педагогических кадров…. А неподалеку, под Островом -  морская авиация!  Стратегические ракетоносцы с летчиками – снайперами.  А недалеко в Себеже…Ой! Молчу!

    Стратегический город! Ей Богу!  Так что вполне возможно – был шпион.

    А жертв и пострадавших в день той катастрофы точно не было. Иначе мама моя это запомнила бы. Она ведь на станции переливания крови работала в районной больнице. Если что случалось, ее всегда вызывали. И днем, и ночью, и даже из бани доставали. Хотя ,конечно, шишки и ссадины были.  А вообще вопрос. Это смешно или страшно, вместе с мостом в реку упасть? Пусть и не глубокую. Жаль, никто из искупавшихся в тот день,  не отозвался. Поведал бы об истинных ощущениях.

    На месте рухнувшего “стратегического” мостика  быстро возвели новый обыкновенный мост. Добротный. Из бетона. Он и до сей поры стоит. Только протока сильно обмелела. Опочка  теперь не стратегический город. Но милый и родной. И день Победы есть!  Все чинно! По-старому. Сцены – ракушки только нет на валу. Фундамент от нее этой зимой убрали. На Валу идет реконструкции.

---------------------------------------------------------

На фото слева направо:
1 Тот самый “стратегический” мостик.
2 Мостик рухнул.
3 Новый бетонный мост (фото мое 2019 г).

Первое фото из сети. Неизвестный автор.
Второе фото сделано выпускником OВЗРУ
Александром Санкиным. К сожалению, его с нами больше нет.

Мне помогали собрать материал:

Владимир Петров, Анатолий Кашкур, Зинаида Вериго ( Игнатенкова) , Инна Николаева ( Гомонова), Владимир Я. Петров, Надежда Смелягина, Наталья Буркова, Надежда Гейгер, Николай  Иванов, Ирина Быстрова, Валентина Шувалова.

   Отдельное спасибо сестрам моим Петровым Вере и Татьяне, а также маленькому мальчику пяти лет от роду. Маленькому мне. Вроде и я, а совсем был другой человек. Человечек. С мечтами и надеждами.


                Февраль 2020.