Был Праздник Хлеба

Алифтина Павловна Попова
  В августе 2009 года отдыхали с сестрой Валентиной в санатории "Алтайский Замок". Утром был звонок из Быстрого Истока.Редактор газеты "Ударник Труда" пригласила на "Праздник Хлеба". Заказав такси, после обеда отправились на малую родину Валерия Золотухина. Вечером пошли в КДЦ «Маяк». Здесь  отмечали селяне «Праздник  Хлеба». Пройдя в зрительный зал, нашли свои места в первом ряду. Здесь же  сидел Валерий Золотухин рядом с местным начальством. Валерий Сергеевич приехал на праздник с Ириной Линдт и младшим сыном – Иваном, чтобы в этот день отметить ещё и восьмидесятилетие со дня рождения нашего знаменитого земляка, В. М. Шукшина.

 Праздник начался с приветствий. Поздравляли, награждали хлеборобов и хлебопёков, а также животноводов  Быстроистокского района. Собравшихся в зале людей приветствовали местные самодеятельные артисты.  Талантливая молодёжь  не перевелась в Быстром Истоке. Очень тепло, «хлебом и солью», встретили селяне своего знаменитого земляка, народного артиста РФ Валерия Сергеевича Золотухина. Свои караваи с солью получили Ирина Линдт и  сын  Иван.   Вторая часть праздника была посвящена юбилею Василия Шукшина. Здесь роль ведущего взял на себя Валерий Золотухин. Рассказывая о Шукшине, он поведал нам, землякам-зрителям, что встреч, как таковых у него с Шукшиным не было, хотя и гримировались они в одной гримёрной комнате, но происходило это в разное время, из-за занятости на съёмках в фильмах. Так и не встретились земляки ни разу. Признался: – Робел перед Шукшиным. Да кто ж в то время мог подумать, что вокруг имени Шукшина будет такое.

Земляк  рассказал откровенно и правдиво о себе, о своей работе в театрах  в Москве и на Алтае, об актрисе Ирине Линдт. Он  не пытался что-либо приукрасить, очень сожалел о том, что совместная жизнь с первой женой не удалась. С благодарностью вспоминал Леонида Филатова, который заменил отца его первому сыну и воспитал  хорошим человеком. К удивлению зрителей сообщил о том, что и сам Валерий  по-хорошему относился ко второму  сыну, Сергею,  которого он воспитывал со второй женой – Тамарой. – Я воспитывал Сергея  с самого рождения. Как своего сына воспитывал, так как Лёня Филатов воспитывал моего сына, Дениса, – подчеркнул артист значимость сказанного. Женщина, сидевшая позади нас, сказала тихо своей подруге:
 – Это выходит, что второй сын не от него  был у Тамары?
 – Ты же слышала, что он сказал, – ответила ей другая.

Сейчас просматриваю в Интернете видеозаписи с участием Валерия Сергеевича. В одном из них он рассказал корреспонденту о том, что расставшись с первой женой по её желанию, он сразу же привёз домой Тамару. В то время она не была свободна, жила с мужем и была беременная на седьмом месяце. Тамара же сказала в другом интервью о том, что она ушла к Золотухину, так как давно была с ним знакома. Это был её третий официальный брак, а у второго мужа осталась её малолетняя дочь.

 Думаю хорошо то, что Золотухин связал свою судьбу с артисткой Ириной Линдт и родился сын Иван. Ирина была на 33 года младше Золотухина, но и отец Ирины был моложе его на девять лет. Тамару он не бросал, жил на две семьи, зарабатывая деньги во время гастролей и снимаясь в фильмах. Но, сколько же они из-за своей любви натерпелись от людей!!! В одном из последних интервью Валерий Сергеевич рассказал корреспонденту о том, что в то время он получал в день три мешка писем от разных людей с ругательствами и оскорблениями в их адрес.  Думали, что он виноват в том, что Сергей повесился. А музыканты группы «Мести» из Иваново и Ленинграда даже предлагали «… поставить Золотухина на ножи». «Хотя уже до моей связи с Ириной Линдт у Сергея были две попытки покончить жизнь самоубийством», – заметил Валерий.

Своим землякам Валерий Сергеевич рассказал о том, что рождение сына Ивана изменило его в лучшую сторону. «Ванька родился, и я бросил пить. С тех пор… вот ни грамму…. Вот вам – истинный крест…», – перекрестился артист. – Сына привёз в Быстрый Исток впервые, познакомил его с родным селом. Провёл Ваньку по всем улицам и тропинкам, по которым сам ходил, чтобы он напитался духом земли алтайской.

А в этот праздничный день Валерий стоял  на сцене и откровенно рассказывал о разных курьёзах, которые происходили в его жизни из-за  пристрастия к спиртному. Да и земляки помнят времена «весёлой» жизни артиста. Как-то, будучи уже известным артистом,  он ехал поездом на родину. В Бийске должны были встречать его на райкомовской машине.  Но к приходу поезда она не подъехала. Валера зашёл в ресторан, который находился  в здании вокзала. Путь был из Москвы неблизкий, проголодался.
 
 – О-о-о! Земляк! – неслись радостные возгласы со всех сторон.
 – Иди к нам! К нам иди! – приглашали посетители уже известного артиста. Когда прибыла машина из Быстрого Истока к вокзалу, Валера был в очень весёлом настроении, в приличной степени опьянения. А в Быстром Истоке его ждали  пионеры, стоявшие по обеим сторонам дороги с букетами цветов. Встречали не только местное начальство, но и жители села. Когда машина уже подъезжала к толпе ожидавших людей, шофёр притормозил. Все увидели,  как  Валера махал рукой из окна, высовывая голову. Пионеры начали обступать автомобиль, но вдруг голова артиста быстро исчезла. Чья-то рука затянула её обратно. Шофёр нажал на газ. Все были в недоумении.  Ответ был прост – нельзя было артиста показывать людям в таком состоянии. Встреча с земляками в ресторане подкосила его. Эту историю рассказала мне моя одноклассница, Валя Орлова, которая тоже стояла в толпе и ожидала артиста-земляка.

Добрые слова прозвучали в адрес семьи Виталия Кирьянова, в доме которого Валерий отдыхал душой, когда из Москвы приезжал в Быстрый Исток. Говорил, что он по-доброму завидует своему другу, который живёт с семьёй в родном селе, и всё складывается у него хорошо. «Может быть, было бы лучше, если бы и я остался жить в Быстром Истоке? Вот и Ваньке нравится деревенская жизнь, он впервые увидел кур во дворе, с удовольствием кормит их».  Земляки, однако, выразили единодушное мнение: – Артистом лучше! – кричали все в зрительном зале. Вспомнил о том, как вместе с земляками строил Православный храм в Быстром  Истоке, как вместе преодолевали все трудности, возникшие в годы строительства. Ведь это были те годы, когда начали перестраивать всю страну.
 Совсем неожиданно прозвучала его просьба, обращённая к землякам. Он опустился на колени и сказал: – Дорогие мои земляки, за всё простите меня!  Простите за все мои грехи вольные и невольные! А когда я умру, похороните  моё тело в Быстром Истоке, прямо во дворе церкви! Такое моё желание. Больше я нигде не хочу лежать.
 
     Я подумала, что он пошутил. Ведь только что он с Ириной Линдт отплясывал на сцене задорный танец. Хотя и слышно было сквозь музыку его слова, которые он прошептал  ей: – Сейчас я упаду, силы  мои  уже кончаются…. – Я тебе упаду…! Не упадёшь. Я держу тебя крепко, – шептала в ответ Ирина Линдт, и они лихо закончили свой танец. Потом артист выходил на сцену уже с гитарой и прекрасно пел песни. Земляки посмотрели отрывки из фильмов с его участием в главной роли. Особенным украшением праздника было выступление Ирины Линдт. Она играла на гитаре, восхитительно пела романсы. А когда Ирина и Валерий лихо отплясывали уже другой танец, то их сын, Иван, тоже пустился в пляс.
 – Первый раз пляшет Ванька на сцене,  в Быстром Истоке,  –   сказал отец пятилетнего мальчика. Я смотрела на эту семью и подумала о том, что Валерий Золотухин и Ирина Линд являются прекрасным творческим союзом двух талантливых людей, дополняющих друг друга. Вероятно, сын тоже пойдёт по их стопам и станет артистом.

В конце встречи со своими земляками Валерий Сергеевич сказал:
– Этим летом мы с Ириной проехали  с концертами по всем, даже дальним, сёлам. Не знаю, сколько я ещё буду так скакать по Алтаю. Вот уже один из моих друзей ушёл в Мир иной. Я – когда, не знаю. Колокол, известивший сегодня жителей Быстрого Истока о начале службы в Храме Покрова Пресвятой Богородийы, был отлит на деньги, собранные семьёй Ирины Линдт и заработанные самой Ириной, в благодарность за сына Ивана. Своего сына, Ваньку, я дарю Вам, дорогие мои земляки! Он – ваш, мой сын. Помните это! На колоколе, который возвышается над Православным храмом в Быстром Истоке,  вылиты слова Ирины Линдт:  НЕ ЗАБУДЬ, ЧТО Я ЕСТЬ У ТЕБЯ! Бьёт колокол, и всякий раз эти слова разносятся по всей округе.  Не забывайте меня и Вы, дорогие мои земляки! Ваш клоун – Валерий Золотухин. Низким поклоном, под бурные аплодисменты зрителей, которые встали и  громко хлопали в ладоши, закончил Валерий Сергеевич своё выступление. А потом он общался с земляками.

Я же выбрала момент и попросила протоиерея отца Дмитрия подняться на сцену для того, чтобы сфотографироваться с Валерием Сергеевичем Золотухиным  на память об этой встрече. На адрес храма я отправляла отцу Дмитрию бандероль для земляка. В ней были рассказы о наших школьных годах. Он сказал, что рассказы он прочитал, положил руку на сердце, сказал: – Вот здесь они у меня.
Потом мы беседовали о наших общих родственниках. На сцене я простилась с ним. Уходя, обещала, что напишу о нём хорошо. Улыбнулся земляк. О чём он думал, провожая меня долгим взглядом  до выхода из зрительного зала,  я не знаю. Ещё при его жизни, я написала книгу «Точки пересечения с Валерием Золотухиным», и уже позднее вышла в свет ещё одна книга «Мы родом с Алтая».

Фото Виталия Кирьянова. Храм Покрова Пресвятой Богородици в селе Быстрый Исток.