К чему приводит тотальный контроль в школе?

Юрий Шутилин
На смену школе, где главным было развитие и творчество, пришла школа, в которой самым важным является контроль, причем тотальный – по всем направлениям. Контроль успеваемости, качества образования, посещаемости, контроль работы учителя, уровня его компетентности, контроль деятельности администрации. К чему приводит этот постоянный контроль?

Аналитическая компания Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education провели масштабное международное исследование "Уверенность в процессе обучения". В нем приняло участие 5 стран, в том числе и Россия. Результаты исследования показали, что 79 % наших школьников испытывают стресс из-за успеваемости.

Ученики живут под постоянным давлением – ожиданием очередной проверки их знаний. Помимо обычных контрольных, которые проводятся по всем предметам, они вынуждены проходить испытания административными контрольными работами, ВПР, региональными мониторингами, итоговой аттестацией, международными исследованиями. У детей нет возможности спокойно учиться, осваивать материал в своем темпе, развиваться, заниматься творчеством. Они учатся не для получения знаний, не для приобретения умений и навыков, а для того, чтобы успешно справиться с очередной проверочной работой.

Ребенок находится в постоянном напряжении, боясь не успеть, отстать, показать плохие результаты. Это приводит к страху перед учебой, к негативному отношению к школе, к учителям. Страх перерастает в стресс. Когда от ребенка требуют слишком многого и он понимает, что не может выполнить эти требования, у него опускаются руки. У него пропадает желание что-либо делать. Происходит внутреннее выгорание. Тотальный контроль, погоня за результатами ведут к неуверенности в себе, к неуспеваемости и, как следствие, к неуспешности.

Практически то же самое происходит с учителями. Уровень стресса среди педагогов пока никто не изучал, но, думаю, этот показатель не меньше, чем у школьников. Завышенные требования к учителю, строгий спрос за качество знаний учеников, аттестация, бесконечно вводящиеся новшества, адаптироваться к которым просто не хватает времени, дают такой же эффект.

Учитель, живущий в непреходящем напряжении, боящийся все время сделать что-то не так, показать не тот результат, не успевающий освоить новые технологии, написать программы, сдать отчеты, уже не может быть творческим. Ему не до интересных уроков, он должен работать на показатели очередного мониторинга. И это тоже приводит к стрессу и профессиональному выгоранию.

Не менее жесткому контролю подвергаются директора и их заместители. Непрекращающиеся проверки отделами образования, Роспотребнадзором, пожарными, прокуратурой и другими инстанциями, отчеты о проделанной работе, о выполнении предписаний… Увольняют руководителей школ, показавших низкие или нечестные результаты ВПР. Штрафуют за найденные нарушения. Бесконечная нервотрепка, стресс, которые, естественно, отражаются на педагогических коллективах.

«Вирус» стресса проникает в семьи, им «заражаются» и родители, которые переживают за будущее своих детей. Видя их страх и неудовлетворенность, родители начинают искать виноватых. И виноватыми оказываются педагоги, администрация. От этого возникают взаимные претензии, сыплются жалобы, разгораются конфликты.

К чему все это приводит? Апатичные ученики, измученные учителя, издерганные родители. Все меньше становится увлеченных школьников с горящими глазами, творческих и энергичных педагогов, понимающих и благодарных родителей.

Поголовный контроль убивает веру в себя, желание творить и созидать, приводит к выгоранию и озлобленности, а в школе, где все должно строиться на добрых взаимоотношениях, искреннем интересе, ситуации успеха, это просто недопустимо.

    Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале "REALITY ШКОЛА".