Глава Великий Рафаэль

Анатолий Лютенко
Из Романа «МИЛЛИАРД на ДВОИХ»
ПОРТРЕТЫ АНЬОЛО ДОНИ И МАДДАЛЕНЫ СТРОЦЦИ, 1506
 
Первый большой заказ пришёл к Рафаэлю во Флоренции от Аньоло Дони, богатого торговца тканями. Портрет запросили парный, изображающий самого богатого флорентинца и его невесту, Маддалену Строцци. Большая удача для 23-летнего художника!
Флоренция, наполненная солнцем и запахом жареной рыбы, сочившимся из открытых настежь дверей таверн – жила своей обычной жизнью. Рафаэль, с листами бумаги под мышкой и сумкой из толстой ткани, где лежали кисти и баночки с красками, неспешно брёл по городским улочкам. Иногда вынужденно прижимаясь к прохладным стенам домов, чтобы пропустить гремящие повозки, запряжённые весёлыми лошадками. Торговцы везли на рынок товары… Иногда проезжал и разодетый сеньор – в седле красивой лошади, чьи копыта издавали странное цоканье, ударяясь о каменную мостовую.
Эти яркие краски утра и персонажи, наполнявшие всё окружающее пространство, очень волновали воображение молодого художника. Но существовала ещё и необходимость смотреть не только под ноги и по сторонам, но и поглядывать вверх, на окна каменных домов. Чтобы какая-нибудь нерадивая служанка не вылила на тебя, прямо из окна, ночной горшок со всем содержимым. А ведь на художнике надет новый бархатный камзол: как-никак он шёл в мастерскую к самому великому Леонардо!
Когда до дверей мастерской оставалось метров двадцать, Рафаэль увидел молодую девушку, свернувшую в маленький проулок, ведущий к центральной площади Флоренции. Художник замер… А потом, повинуясь какой-то неведанной силе, перешёл на соседнюю часть улицы и свернул следом за незнакомкой. Так они шли несколько минут.
Вдруг девушка обернулась и гневно крикнула в лицо замершему от изумления художнику.
– Перестаньте меня преследовать! А то я сейчас закричу!
Боже! Как же она прекрасна в этом своём праведном гневе!.. Нельзя сказать, что она такая уж неотразимая красавица, но… В тот момент девушка была не на шутку напугана. Именно это прерывистое дыхание, лёгкий красный румянец на бледных щеках – и составлял тот невероятный узор обаяния, что художники почтительно называют «тайна лица».
– Простите меня, сеньорита… – склонив голову, произнёс художник. – Разрешите представиться – Рафаэль!
И он прижал руку к своему сердцу. Девушка кивнула и, что-то фыркнув, надменно отвернулась в сторону.
Ещё через минуту девушка остановилась возле парадного подъезда дома и позвонила в маленький колокольчик. Дверь открыли, и незнакомка исчезла за толстыми дубовыми дверями, украшенными вензелями из меди.
Рафаэль растеряно рассматривал парадный дом… И даже потерял счёт времени – сколько его прошло? Затем вдруг спохватился: он же опаздывает к Леонардо! А Мастер имел скверный характер. И терпеть не мог необязательность и непунктуальность.
…Леонардо сидел на большом деревянном стуле, боком к окну – чтобы лучи света ровно ложились на картон, где он углём старательно выводил какие-то странные детали фигур. Что именно? Трудно сказать. То ли стволы пушек, то ли смотровые башни…
В углу большой мастерской, у печи, двое молоденьких чумазых подмастерьев плавили в котле, подвешенном на открытом огне, тягучий воск. А третий молодой юноша, с длинными волосами и в тунике до колен, смешивал краски.
– А, вот и молодой Рафаэль Санти из Урбино! – улыбнулся Мастер. И отложил в сторону наброски, что держал в руках.
...Несмотря на свои невыносимые характеры – и Леонардо, и его вечный оппонент Микеланджело очень любили этого удивительно светлого молодого гения. А что Рафаэль являлся гением и его ожидает великая судьба – никто из признанных мастеров не сомневался. Одного они не могли знать: этот молодой художник, которого просто нельзя не любить за его трудолюбие и скромность, проживёт ещё всего лишь чуть больше десяти лет! И умрёт в свои неполные тридцать семь… Успев создать великие шедевры, что долгие столетия будут восхищать человечество!
– Может, бокал вина?
– Нет! Спасибо, я совсем не пью.
– Нет денег?
– Просто это отвлекает… – на лице Рафаэля проступил румянец смущения.
– А я, вот, выпью. Есть повод – наконец-то закончил важную работу.
– Эй, Франческо! Принеси-ка мне вина. А сеньору Рафаэлю – финики и воды.
Красивый юноша, что смешивал краски, оставил свое занятие и скрылся за небольшой шторкой, отделявшую часть мастерской.
– А вы там, оба, принесите мою последнюю работу. Только осторожней! А то знаю вас, бездельников…
Чумазые подмастерья, возившиеся у огня, тоже удалились в небольшое подсобное помещение, где хранился картон и холсты.
…В целом, скромное обиталище Мастера напоминало больше склад, чем мастерскую художника. В углу – свалены кучи обработанных кож. По центру располагались большой столярный верстак и длинный стол, заваленный чертежами машин и летательных аппаратов. В огромных деревянных шкафах, высившихся вдоль прокопчённых серых стен, хранились сотни колб и сосудов с химическими реагентами, да кости разных животных.
А в центре всего этого хаоса – водружён огромный деревянный стул, где и восседал сутуловатый седовласый старик в чёрных одеждах. С горящими прищуренными глазами.
Хотя Мастеру и перевалило всего-то только за пятьдесят, но выглядел он как старец, проживший длинную жизнь. Все во Флоренции знали, что Леонардо практически не спит. Точнее, он засыпал на пятнадцать минут через каждые четыре часа. Таким образом, на сон уходило в сутки не больше полутора часов. Леонардо считал, что сон – вредная вещь и только отвлекает от практических дел.
…Когда мастеровые занесли полотно, закрытое лёгкой материей, и поставили его на большой мольберт – наступила полная тишина. Леонардо повернул мольберт так, чтобы лучи света падали на него немного с боку. А затем сдёрнул материю и впился своими горящими глазами в лицо юного Рафаэля. Реакция молодого коллеги-живописца доставила седовласому Мастеру удовольствие. Рафаэль стоял не шевелясь, поражённый совершенством увиденного.
– Мона Лиза. А проще – Джоконда… – произнёс Мастер, наслаждаясь произведённым эффектом.
Только через несколько минут Рафаэль приблизился к полотну и очень бережно коснулся его кончиками пальцев. Пред ним находилось само совершенство!
– Как такое возможно? – только и смог вымолвить он.
С точки зрения художественной техники, портрет молодой женщины являлся безупречным. Но поражало другое: портрет словно бы говорил! Своим молчанием и этой таинственной нарисованной улыбкой Мастер смог вдохнуть живую душу в образ. И запечатлеть её на полотне – тем удивительным синтезом красок и света, что Рафаэль никогда ранее не встречал.
(Сколько длилось их молчаливое свидание – Рафаэля и Джоконды –доподлинно неизвестно. Но увиденное поразило молодого живописца в самое сердце. И пережитое восхищение не покидало ещё долгие годы…)
…Когда через неделю Рафаэль приступит к написанию портрета молодой Маддалены Строцци, то не сможет избавиться от пережитого впечатления. От удивительного света Джоконды. Его Маддалена станет подражательством Мастеру Леонардо! Пусть и гениальным, но – всё же, всё же… Мона Лиза сыграла с молодым художником злую шутку!..

– Вы Гений! А она – само совершенство! – только и смог выдохнуть молодой художник.
– Да, я знаю, знаю… – спокойно кивнул головой седовласый Мастер. А затем накинул материю на полотно и махнул рукой своим помощникам – чтобы они унесли его шедевр подальше от человеческих глаз.
– Вино вы всё равно не пьёте, молодой человек… Да и мне пора. – Мастер перевернул песочные часы: подошли его привычные пятнадцать минут сна. – Франческо вас проводит. А я всецело отдамся самому бесполезному занятию – сну. Хотя и ненадолго.
 
…Рафаэль шёл, не замечая окружающего мира. Перед глазами стояла Джоконда. Все его предыдущие работы, все написанные им Мадонны – после соприкосновения с таким художественным совершенством казались глупой мазнёй!
Решено: он, Рафаэль, изучит все художественные приёмы мастера, проникнет во все тайники мастерства. Если для этого понадобиться не спать сутками напролёт – он тоже откажется от сна. Но постигнет всю глубину, которой наградила природа этого удивительного гения рода человеческого!
Такие мысли летали в голове молодого художника, пока он неожиданно для себя не оказался у огромной деревянной двери с медными вензелями. Именно за ней скрылась утренняя незнакомка. Он сомневался всего одну минуту – и затем позвонил в колокольчик. Вскоре щёлкнул массивный засов и дверь приотворилась.
– Простите! – обратился Рафаэль к смотревшей на него с интересом немолодой даме в тёмно-розовом атласном платье. – Я ищу девушку, что утром зашла сюда. Простите, но я не знаю её имени, и кто она.
– А у вас есть деньги, молодой человек?
– Деньги?! – удивился Рафаэль.
– Да, сеньор, деньги!.. – дама ещё раз придирчиво осмотрела одежду молодого художника. – Знаете ли, у нас очень солидное заведение! И для очень почтенных господ…
 
Продолжение следует..

Картина А. Лютенко :Юный Рафаэль Санти "Холст40х50.Масло.