Нет предела совершенству

Наталья Катаева-Вергес
     Ну, наконец-то, дождались внеплановых каникул: карантин! Устают дети в третьей четверти: день короткий, темнеет рано, да и авитаминоз начинается.
    Некоторые думают, что и учителя в эти дни бездельничают, но никакого отдыха у нас нет: совещания, методические объединения, педсоветы… Задания учителя пишут в электронном дневнике, ученики присылают ответы. Правда, некоторые хитрят, говорят, что компьютер сломался…
    Сегодня был необычный педсовет: мы провели дебаты. Две группы педагогов спорили, кто играет решающую роль в мотивации к самосовершенствованию: школа или семья. Дебаты прошли бурно – никого не оставили равнодушными: педагоги обменивались мнениями, задавали друг другу перекрёстные вопросы.
    Вспомнили мы известных в стране людей: Юрия Гагарина, Антона Чехова, Константина Циолковского; наших выдающихся земляков: шахматиста Анатолия Карпова, поэтессу Светлану Соложенкину, маршала Бориса Шапошникова.
     Мне можно было и не выступать, но не смогла удержаться, встала и начала с того, что сказала:    
     - А кто мотивировал Ломоносова? Ведь не семья же. По собственному отзыву Михаила, отец был человеком добрым, но «в крайнем невежестве воспитанный». Грамоте Ломоносова обучил дьячок Сабельников… Так откуда же у мальчика появился такой интерес к наукам, что он отправился на учёбу в Москву?.. Объяснил это генетик В.П. Эфроимсон.
     Изучив биографии нескольких сотен выдающихся в истории человечества людей, он пришёл к выводу, что стимулом к бурной деятельности, к творческой активности послужили некоторые заболевания.   
    Например, подагрой страдали Александр Македонский, Юлий Цезарь, Людовик ХIV, Иоанн Грозный, Пётр I, адмирал Нельсон, Данте Алигьери, Микеланждело, Вольтер, Бетховен, Рубенс, Ренуар, Мопассан, Диккенс, Тургенев, а также Ломоносов. У Линкольна и Андерсена был синдром Марфана. Так вот, оказывается, у людей с такими заболеваниями выделяется большое количество гормонов, которые стимулируют мозговую деятельность.
     Не буду углубляться в этот вопрос, если кого-то заинтересует, то можете найти книгу Владимира Эфроимсона «Генетика гениальности», она есть в электронной версии.
    Привела я и примеры из школьной жизни, когда мотивация зависит от учителя, а таких случаев каждый из нас знает немало…
    Подвели итоги, и в результате большинство из нас склонилось к тому, что только совместными усилиями можно добиться того, чтобы у ребёнка появилась мотивация к самосовершенствованию.
    Закончился педсовет, я взяла учебник географии для 9 класса – он новый, и мне нужно писать планы уже с учётом обновлённых сведений… Дома меня ждёт энциклопедия «Россия: физическая и экономическая география». Зачем она нужна? Я хочу знать об особенностях регионов России, хочу рассказать что-то интересное на уроке ученикам.
    А ещё меня ждут книга Р. Баландина о профессоре Александре Ферсмане (в конце февраля школьное НОУ, а в марте городское), книга Л. Громова и С. Данильянца о геологах, в честь которых были названы населённые пункты…
   С нетерпением жду свободные минутки, чтобы снова читать замечательную книгу «Театр отчаяния. Отчаянный театр.» Евгения Гришковца. В ней 900 страниц. А я только на 525. Пишет он очень интересно. О чём? Не только о театре: об армии, о занятиях пантомимой, об учёбе в университете, об успехах и поражениях, об авантюрных путешествиях. Почему именно эта книга, не относящаяся к школе?.. Не только же работой жив учитель…
   В общем, девиз у меня такой: «Нет предела совершенству»… Спасибо моим родителям: это они дали мне стимул к совершенствованию, и спасибо педагогам: их тоже было немало!