Зальцбург. От Аполлона до Аполлона

Алла Чурлина
Первый фестиваль этого юбилейного года - «Неделя Моцарта» - завершился, с большим успехом, доставив зрителям и слушателям удовольствие жизни и радость общения с музыкантами и мастерами сценических искусств. Роландо Виллазон уже предъявил программу будущего 21-ого года: его фестиваль становится прекрасным стартовым аккордом и зимним праздником музыки и сцены в Зальцбурге.

Сейчас у всех пауза на каникулы и карнавальную неделю. У всех? Конечно же, нет. В Фестивальном комплексе жизнь кипит - идут подготовки и репетиции к Пасхальному фестивалю. В Музее Зальцбурга рождается к апрелю юбилейная выставка главного Летнего Фестиваля. Чечилия Бартоли шлифует «весеннюю игрушку» - трёхдневный Троицкий фестиваль во славу Полины Гарсии Виардо. На «Ouverture Spirituelle» - открывающую летний Фестиваль программу сакральной музыки с 19 по 27 июля есть смысл походить на многое (!!!) - там же будет уже 4 «Йедерманна» (18,19,21 и 26 июля) и лекции-доклады научно-философского коллоквиума Disputationes вокруг главной темы PAX (мир во всех его значениях) (см. информацию в сети и на стр. Фестиваля).

Ну а мы, зальцбургские гиды-экскурсоводы, готовимся к 22 февраля рассказать нашим гостям - горожанам и туристам - об истории Зальцбургского Фестиваля в «датах-лицах-местах» (туров будет много, каждый 1,5 часа, начало от Аполлона «с косичкой Моцарта» в фойе Большого зала Моцартеума, окончание - у Аполлона с распахнутыми объятиями на фресках Антона Файстауэра в фойе Фестиваля. Кстати, напоминаю, там, где сейчас красуется крепость Хоензальцбург, в эпоху Ювавума стоял храм Аполлона. Земля нашего города всегда была под его покровительством: здесь любят и ценят искусство.

*   *   *

МОЦАРТЕУМ НА ШВАРЦШТРАССЕ ИЗМЕНЯТ

Вот отгремит юбилейный год Фестиваля 2020, отыграет свои программы фестиваль «Неделя Моцарта» 2021 и в феврале этого 21-ого года всеми любимое и привычное здание «старого» Моцартеума встанет на реконструкцию. Продлится она 2-3 года, обойдётся стоимостью в 5-10 миллионов евро (кто сколько возьмёт на себя ещё не ясно, но конечно же вместе - и город, и земля, и спонсоры, и фонд). Объём увеличится на 200 кв. метров. Садики задних бастионов станут общедоступными. Появится стеклянная галерея. Расширится зона буфета-кафе. Внизу появятся артистические комнаты; новые лестницы и лифты обеспечат безбарьерное передвижение. Проект архитектурного бюро Марии Флёкнер и Германна Шнёля был утверждён в 2018 году. Макет можно рассмотреть в фойе у статуи Моцарта-«Аполлона Мусагета» = Предводителя муз (работы венского скульптора Эдмунда Хельмера, его же бюст Моцарта на горе Капуцинов и статуя Сисси у вокзала). Какие залы возьмут на себя нагрузки для проведения концертов пока не прозвучало: вероятно, залы Фестивального комплекса и Нового Моцартеума планируют справиться.

*   *   *

МОЦАРТЕУМ: 1912-1914 НАЧАЛО «НОВОГО»

В юбилейный год 1856 - 100-летие со дня рождения В.А. Моцарта - в Зальцбурге было основано общество «Моцартеум» с целью создания музыкальной школы, посвящённой великому соотечественнику. Помимо учебного заведения здесь же должны были разместиться библиотека, архив и концертный зал. И первые годы это учебное заведение работало в университетском здании библиотеки напротив Фестивальных залов (тогда - придворных конюшен).

Не путайте этот план с основанием 22 апреля «Музыкального общества при кафедральном соборе и Моцартеум» - так называлась организация, объявившая о себе в 1841 году, в её сферу деятельности вошли организация по установлению памятника композитору и празднования его юбилеев - а значит, создание оркестра и хора для популяризации наследия Вольфганга Моцарта в его родном городе на его рабочем месте. И, конечно же, подготовка юных музыкантов и певцов на благо собора и других храмов и приходов Зальцбурга. Именно для этой организации его вдова, Констанца фон Вебер, была готова передать многое из семейного архива, приняла участие в обсуждении с мюнхенским скульптором Людвигом фон Шванталером будущего памятника (она ещё успела познакомиться с первым эскизом), и, что её больше всего заботило, она просила - и неоднократно - рассмотреть кандидатуру их с Вольфгангом младшего сына, Франца Ксавера Вольфганга-младшего на пост капельмейстера в это общество. Просьбы вдовы проигнорировали. Она умерла 6 марта на 80-ом году жизни за шесть месяцев до торжественного открытия памятника в сентябре 1842 года. А капельмейстером стал 25-летний выпускник Пражской консерватории, музыкант и композитор родом из Шлезии Алоис Тукс (1817-1861). Его музыкальная подготовка в области сакральной культуры ни у кого не вызывала сомнений. Он же первый директор общества при соборе. Сын Моцарта позже получил звание «почётного вице-капельмейстера».

Обнаруженные римские мозаики под нынешней пл. Моцарта были спасены, оба сына присутствовали на открытии памятника, младший исполнил в зале Старой Резиденции кантату собственного сочинения в честь отца и через два года в июле 1844 скончался в 53 года в Карловых Варах. Вот только ДНК в его захоронении не совпадает ни с какими из захоронений в Зальцбурге (дед, тётя, мать, ...).

Но вернёмся ещё раз в «стартовую» позицию.
Как мы помним, первоначальная идея увековечивания Моцарта и на родине, и во всех других местах, где он побывал в течение своей недолгой жизни, принадлежала польскому писателю Юлиусу Шиллингу (захоронен на кладбище Св. Петра в Зальцбурге): он хотел уже в 1835 году начать установку такого памятника к 45-летию со дня смерти Моцарта, то есть к 1836 году. Щедрые пожертвования со стороны коронованных особ - короля Баварии Людвига I Виттельсбаха и Каролины Августы Баварской (во втором браке супруги императора Австрии Франца I) позволяли реализовать этот проект.

К этой идее подключился и доктор юридических наук, придворный и судебный адвокат, работавший в Зальцбурге в банковской системе с 1826 года, Франц Эдлер фон Хиллепрандт. С самого начала своей карьеры в Зальцбурге он проявил большой интерес к культурной жизни города, стал председателем Музейного общества, основал первую в Австрии Сберкассу и был президентом Палаты адвокатов. Он также внёс свой вклад в осуществление идеи памятника и выполняет функции секретаря в основанном в период правления архиепископа Фридриха VI фюрста Шварценбергера «Музыкальном обществе при соборе и Моцартеуме», ставшее впоследствии Международным Фондом им. Моцарта. Величайшей заслугой этого юриста было в том же 1941 году к 50-летию смерти Моцарта открытия музея в доме его рождения. Позже Хиллепрандта назовут первым президентом общества. При обществе было 14 педагогов, 24 ученика, 130 присоединившихся и 132 почётных члена.

В июне 1869 года 15 почётных граждан Зальцбурга принимают решение о реорганизации Музыкального общества при соборе. В 1880 году принято решение о разъединении Музыкального общества при соборе (оно концентрируется отныне только на церковной музыке и представлено сегодня Соборной капеллой для мальчиков, Соборным хором и Оркестром Соборной музыки в Зальцбурге) и Моцартеума (как самостоятельной светской международной организации по сохранению и развитию моцартовского наследия, включая его архив, библиотеку, издательство, оркестр, учебное заведение, проведение конкурсов и фестивалей). 1 января 1881 года официально было объявлено о начале самостоятельной жизни Международного Фонда им. Моцарта - Моцартеуме.

В начале 20 века (закладка первого камня состоялась 6 августа 1910 года) Фонд строит здание на Шварцштрассе по планам мюнхенского архитектора  Рихарда Берндля. Где сегодня находятся: Президиум Международного Фонда Моцартеум, библиотека Моцартиана, Большой зал Моцартеума, Венский зал Моцартеума, ректорат и учебные классы так называемого старого Моцартеума как Международной музыкальной академии им. Моцарта и с 1998 года - как Университета Моцартеум.

Вот такое бурное начало жизни Вольфганга Моцарта в родном городе после его признания и возвращения (ведь чуть не упустили инициативу прав на него венцев!). А по большому счёту, Моцарт настолько велик, что хватит на всех в планетарном масштабе: и на фонды, и на музеи, и на конкурсы-фестивали, и на учебные заведения, и на общества его фанатов.

*   *   *

ЗАЛЬЦБУРГ: «СОЕДИНИМ ЖЕ РУКИ, БРАТЬЯ»

Зальцбург сердечно приглашает всех интересующихся на бесплатные (без предварительной записи) городские экскурсии в честь Международного Дня Экскурсоводов - 22 февраля с 09:00 утра до 17:00 вечера.

В этом году центральной темой выступает 100-летний юбилейный сезон главного летнего Фестиваля. Каждая экскурсия продолжительностью в 1,5 часа проведёт Вас от основания закладки первого камня под здание Международного Фонда им. В.А. Моцарта на Шварцштрассе до Фестивальных домов со знаменитыми залами. Прозвучат имена отцов-основателей, городских достопримечательностей и институтов культуры, связанных с Фестивалем, имена звёзд сцены и дирижёрских пультов, традиционных отелей, ресторанов и кафе, где любят собираться гости-знаменитости. Прозвучат анекдоты и байки фестивальных кулис. Прозвучат этапы формирования основных принципов и традиций фестивальных программ. На плакате запечатлены и российские звёзды - Валерий Гергиев и Анна Нетребко.

Ну, а в основе - знаменитая мелодия Моцарта из его Маленькой масонской кантаты KV 623 (которая впоследствии с 1946 года увековечена Федеральным гимном Австрии, уже как KV 623a, с видоизменённым текстом, но тем же смыслом: «возьмёмся за руки, друзья»). Начальные такты гимна на фундаментном камне в фойе Моцартеума с датой «6 августа 1910». А какие идеи и баталии, предшествовавшие старту Фестиваля 22 августа 1920 года, ушли в 19 век, Вы узнаете из экскурсий. Экскурсии на немецком языке.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЗАЛЬЦБУРГ!