Усы

Морозова Анна Николаевна
К восьми утра в школу приезжали ребятишки из соседних деревень. Их забирал школьный автобус и довозил до Казачинской автостанции. Поэтому они являлись практически самыми ранними пташками. По обыкновению все огромной толпой заваливались в школу. Гардероб наполнялся одеждой, а лавочки детворой.

В это утро мы с Андреем тоже рано пришли. Неспешно сдали одежду и присоединились к лавочным посиделкам. Мимо нас проходили учителя. Все они улыбались нам и даже как-то кланялись что ли, кивая головой, в ответ на наше громкое и дружное "Здравствуйте, Тамара Петровна!", или "... Лариса Борисовна!". Мужской состав учителей был, как нам казалось, грозным, но юморным. Конечно же они нам не улыбались, но могли единожды, будто нечаянно, махнуть рукой, к примеру.

- Здравия желаю! - серьёзно, но ни без доли иронии, говорил Владимир Михайлович, наш учитель ОБЖ, и прикладывал руку к голове.

Мы все смеялись. Настроение приподнималось и только сейчас многие дети, охваченные всеобщим весельем, будто начинали просыпаться.

Когда мимо проходил директор школы Александр Иванович, каждый создавал вид деятельный и серьёзный. Зачем-то руки открывали рюкзаки и рылись там, выискивая то, не знаю что. Многие делали вид, что собираются расходиться по классам, потому что иногда нашу галдящую толпу он разгонял.

Сегодня он только лишь поздоровался в ответ и быстро прошёл вдаль холла по своим важным директорским делам. В старших классах нам ещё предстояло заниматься на его уроках по черчению. Именно тогда мы поняли, что он не только важный и строгий директор, но и прекрасный учитель и, что ни маловажно, преспокойный и добрый человек. Но пока мы этого не знали, и он был просто директором, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Те, кто было засобирался уходить, обратно приземлили свою пятую точку на нагретое место лавочки и выдохнули.

- Слууушайте! А у Александра ИванЫча есть усы? - внезапно громкий вопрос выстрелил с соседней лавочки и молчание повисло на секунды две. Каждый вспоминал. Потом все опомнились и беседа оживилась на всех четырёх скамейках.

Кто говорил, что есть. Кто вообще не помнил лица директора. Кто-то яро отстаивал мнение, что усов у него никогда и не было. Вновь приходящие ученики моментально опрашивались, но и они, ошарашенные вопросом, с уверенностью ответить не могли.

- Надо старшаков спрашивать. Они же к нему на черчение ходят.

Но, как оказалось, они тоже сомневались в наличии усов.

- Усы! Довольно запоминающийся элемент на лице, не каждый с ними ходит. Вот только физрук, историк и ОБЖшник... - со знанием дела рассуждали десятиклассники. - Но у Александра ИванЫча их точно нет.

- Да! Лысина есть, а усов нет! - кто-то поддерживал авторитетное мнение.

- Да, есть! Как нет-то. Что вы их слушаете, они прогульщики! - встряла их одноклассница.

- Эй, ботаничка, кто прогульщики! - смеясь отвечали ей мальчишки.

Как можно прогулять урок директора школы!? Недоумевая, слушала я.

Что же делать? Вопрос мучительно засел в голове и требовал мгновенного ответа. Осталась одна надежда - учителя!

Но, ни Лариса Степановна, ни Ольга Васильевна, с утра, вот так вот с бухты-барахты, не могли ничего вспомнить.

- Ольга Викторовна! Ольга Викторовна! А вы куда? Не в секретарскую случайно? - практически уже крича вопрошали мы. Желание узнать про усы, стёрло границы дозволенного и мы, возбуждённые неведеньем ответа на столь масштабную загадку, умоляли заглянуть в кабинет жены директора, она работала секретарём, и спросить у неё про усы мужа. К слову сказать, Ольга Викторовна и сама заинтересовалась, потому что и она этого не могла вспомнить.

Она открыла дверь секретарской и вошла в кабинет. Не знаю точно сколько её не было, но время мучительно долго тянулось, к тому же с минуты на минуту должен был прозвенеть звонок. Уйти на урок, не получив ответа, было бы для нас слишком. Дверь отворилась и в это время раздался звонок. Все засобирались и потеряли всякую надежду.

- Есть усы! -  проходя мимо нас, отвернутых уже от всех, собирающихся на занятие, почему-то шёпотом произнесла Ольга Викторовна.

Мы так же шёпотом поблагодарили убегающего учителя, явно довольного вместе с нами. Кто знает, может, усы директора потом обсуждались и в учительской. Просто в тот день многие учителя проходили мимо нас с какой-то загадочной улыбкой на лице. Интересно, помнит ли этот забавный случай Ольга Викторовна Мастеренко.

Есть люди, в которых наличие усов совершенно не замечается. Так гармонично они сливаются с их образом, что и не представляешь уже его без этой привычной черты. Кому-то идёт лысина или полнота. К примеру, пухлые щёчки и даже небольшой животик очень уж красят человека, он кажется особенным, каким-то своим что ли. У нас в институте была преподаватель риторики, которую все называли бабушка с фиолетовыми волосами. Наидобрейшей души человек, красивший свои белоснежные седые волосы фиолетовым тоником. Как же шёл ей этот лёгкий ненавязчивый оттенок, который создавал её образ особенно добрым и, конечно, не таким, как у всех.

Человек сам создаёт образ, именно он художник самому себе, он и главный критик. Гармония внешняя и внутренняя, принятие себя, зачастую и своих недостатков, если они имеются, это огромный плюс своему внутреннему "Я". О таких людях хочется говорить, таких хочется вспоминать.