Игнатианская духовность

Ольга Кручковская
                Духовные-упражнения

Каковы основные элементы духовного послания святого Игнатия? Первый из них - это то, что человеческая жизнь имеет смысл. Это, согласно святому Игнатию, является первой и основной реальностью. Мы не являемся существами, не имеющими никакого воодушевления, никакой цели, никакого замысла. Мы созданы любящим нас Богом. Мы призваны строить Царство Божие в знании, любви и служении Богу и ближнему, обретая таким образом вечную жизнь.

"Человек сотворен для того, чтобы хвалить Господа Бога своего, почитать Его и служить Ему, и чрез то спасти свою душу. Все же остальное, обретающееся на земле, создано ради человека, для того, чтобы помочь ему достичь цели, ради которой он сотворен. Отсюда следует, что человек настолько должен пользоваться всем созданным, насколько оно ему помогает в достижении его цели, и настолько должен от него отказываться, насколько оно ему в этом мешает. Поэтому необходимо стать настолько бесстрастным ко всем творениям, насколько это дозволено нашей свободной воле и не возбранено ей; так, чтобы мы не желали скорее здоровья, нежели болезни; богатства, нежели нищеты; почести, нежели унижения; жизни долгой, нежели короткой; и подобным образом во всех остальных вещах, желая и избирая единственно то, что нас лучше ведет к цели, для которой мы созданы" (ДУ №23).

Тогда как многие рассматривали мир как религиозную пустыню, Игнатий был убежден, что мир исполнен Духа Божьего и что воскресший Господь завоевал мир, который был враждебен Богу. Чтобы найти Бога, присутствующего везде, достаточно Его искать. Если мы будем терпеливо ожидать во тьме ночной, мы увидим утреннюю зарю, ибо свет всегда открывает нам Бога -действующего ради нас Создателя и Спасителя.
Бог приглашает каждого из нас принять участие в великом приключении. Игнатий говорит нам, что это приглашение Бога обращено ко всем. Молодые и старые, миряне, священники, монахи, мужчины и женщины - все призваны принять участие в замысле Божьем. У мирянина так же, как у монаха и священника, есть призвание. Единственное, что важно, это услышать этот призыв и верно на него ответить. Это означает, что наша жизнь должна иметь своим центром личность Христа: Христа, Которого человек ищет, Которого любит и за Которым следует в глубоком обращении сердца и внимательно слушая Его слово; Христа, друга, с Которым каждый имеет личную и жизненную связь; Христа, вечного Царя и Господа, Который перед всем миром призывает каждого лично жить и работать вместе с Ним, так, чтобы, "следуя за Ним в Его страдании, мы могли быть едины с Ним в Его славе" (ДУ №95).

"Действуйте, устремив взор на высший предмет, имя которому Иисус Христос. Во всяком предмете изучения ищите связи с Иисусом Христом, более или менее прямого, но всегда существующего пути сделать всякое полученное знание свидетельством за Иисуса Христа...
Преподаватель, писатель, миссионер, кто угодно, пользуйтесь большой и благородной славой, если это угодно Богу и единственно ради славы Его. Но, в неизвестности или в славе, пребывая в самом великом или в самом скромном служении, пусть в вашей сфере деятельности вы будете известны как человек, которого наполняет и которым обладает Иисус Христос, как человек, который по поводу и без повода - если бы это было возможно - говорит неустанно об Иисусе Христе, и говорит о Нем от избытка сердца". (о. П. Лонге)

Призыв Господа относится также к тому, каким образом мы используем те таланты, которые дал нам Бог. Ибо используя все, что дал Ему Отец для служения другим вплоть до смерти, Иисус напоминает нам, что-то, что даровано нам, - это тоже для других. Каждый растет благодаря дару, полученному от Бога, и деля этот дар с другими. В конце концов, этот дар возвращается к Богу хвалой и благодарением.
Святой Игнатий настаивает на том, чтобы в служении другим мы шли дальше поверхностных впечатлений, дабы лучше понять драму человеческой ситуации. Мы очень легко можем подпасть под влияние преходящих ценностей, которые искажают наше восприятие действительности. Но каковы самые глубинные мотивы наших действий? К чему ведет нас наш выбор? "Человек не может служить двум господам" (Мф 6,24).

В самой глубине нашей совести мы должны определиться: с Христом мы или против Него'
Христос игнатианской духовности - это Христос в действии, тот, кто проповедовал в синагогах, в городах и селениях, излечивал больных и творил добро. Сегодня Христос посылает нас в суету мира, чтобы мы искали Бога, работая на благо других людей. Таким образом, мы понимаем, что наряду с монашеской созерцательной мистикой существует и мистика действия в мире.
"Те, кто более преданы Христу Царю и хотят отличиться во всяком служении Ему, вечному Царю и Господину вселенной, не только всецело предадут себя на всяческий труд, но выступая против своей чувственности и плотской любви к себе и миру, принесут жертву более драгоценную и возвышенную, воскликнув в ответ:
- О вечный Господь всего сущего, вот я совершаю мое приношение при Твоей благодатной помощи, перед лицом Твоей бесконечной Благодати, свидетельствуя в присутствии преславной Матери Твоей и сонма всех святых небесного чиноначалия. Я хочу и желаю, и это мое обдуманное решение, лишь бы оно еще более прославило Тебя и с еще большей полнотой послужило Тебе, -уподобиться Тебе в перенесении всех обид, оскорблений и всякой нищеты, в духе и в действительности, если только угодно будет Твоему Святейшему Величию меня избрать и приобщить к такому образу жизни" (ДУ №100).

Это напоминает нам, что наша вера должна иметь практические следствия для нашей жизни. Когда, с помощью Божьей, наша вера углубляется, мы слышим призыв даже ценою жертв содействовать справедливости и труду ради мира.
Св. Игнатий полагает, что использование человеческих средств необходимо и важно, при условии, что мы не будем полагать в них ту надежду, которую должно полагать только в Боге. Игнатий рассчитывает на людей, которые настолько же подготовлены в области светских наук, в различных областях человеческой культуры, насколько и в богословских предметах. Он усматривает между ними не противоречие, а гармонию, ибо "все сотворенное имеет своим создателем и своей целью Бога". Большие и срочные задачи, с которыми сталкиваются Церковь и мир сегодня, требуют людей, которые совершенным образом соединили эти средства. С другой стороны, для неточной мысли и неэффективного действия существует опасность оказаться в полной зависимости от разных идеологий.
В этой деятельности мы не должны забывать, что посредственности нет места в мировоззрении Игнатия. Он требует вождей для службы другим, чтобы строить Царство Божье в деловом мире, в мире идей, в юстиции, в экономике, в теологии. Он побуждает нас работать для высшей славы Божией ("Ad majorem Dei gloriam")(ДУ №231)

"Любовь следует вкладывать более в дела, нежели в слова" 
В том, что мы делаем, проверяется то, что мы провозглашаем. Любовь ко Христу выражается конкретно: "Что я сделал для Христа? Что я делаю для Христа? Что я должен сделать для Христа?" (ДУ №53)

Наконец, необходимо вспомнить, что Игнатий прежде всего был человеком Церкви. Он сам пострадал от инквизиции и от непонимания со стороны людей Церкви. Но он настаивал на верности в слове и в деле по отношению к "Невесте Господа нашего Иисуса Христа, нашей Святой Матери иерархической Церкви", ибо этой Церковью руководит и управляет Дух Святой, посланный Христом. Св. Игнатий призывает нас быть людьми Церкви, с постоянной верой в Духе Божьем, душе Церкви, которая все ведет ко благу.
"Уповай на Бога, как если бы успех целиком и полностью зависел от тебя, а не от Бога, при этом, так прилагая усилия, будто бы не ты, но лишь один Бог совершает все". ( о. Хевенеси, XVIII век).

Поначалу оно (это высказывание) может привести читателя в замешательство. Ему непроизвольно захочется перевернуть все с головы на ноги: "Уповай на Бога так, как если бы все зависело от Него, а не от тебя..." Эти слова неоднократно пытались соответствующим образом изменить, однако в результате они становились банальностью. Первоначальная формулировка считается сегодня исконно игнатиевской. В чем же смысл этого парадоксального выражения?
Упование на Бога и деятельность человека представляет собой единое целое. Одно требует другого и пронизывает его. Деятельность человека - это сотрудничество с Богом. Однако необходимо сознавать, что, несмотря на отношения сотрудничества, все совершает Бог. И при всем уповании на Бога нельзя забывать о том, что сам человек должен принимать участие в трудах Божьих. Возможно, сегодня это выражение можно было бы перефразировать так "Уповай на Бога, но ни на минуту не забывай о сотрудничестве, которого требует от тебя это упование. Трудись таким образом, чтобы вся деятельность была исполнена знанием и всемогуществом Божьим. У Бога есть только твои руки, чтобы преобразовать землю. Однако, в конце концов, все зависит от Его благодати. Согласно Игнатию, уповающий на Бога всей душой может и должен использовать все средства, служащие к достижению благой цели. Но при этом он должен уповать не на эти средства, а на одного Бога".

С сайта « Общество Иисуса в России и в СНГ»