Где еврею хорошо, глава 50

Василий Сенча
   По дороге домой Анатолий Иванович и Валентина не проронили ни единого слова. Молчали, словно стеснялись чего-то. И только поздним вечером, переступив порог родного дома, Валентина выдохнула:
   
   - Вот и съездили…
   
   Анатолий Иванович взял ладони Валентины и молча посмотрел ей в глаза. Затем тихо, словно не веря, что видит её, прошептал:
   
   - Она могла тебя сегодня убить или поранить…
   
   - Или тебя, - в ответ прошептала Валентина. – Но Господь Бог нас уберег…
   
   Теперь мы будем жить под охраной Бога…
   
   - И я тоже? – неуверенно спросил Анатолий.
   
   - Но ты же вернулся! – улыбнулась Валентина. – Раздевайся, мойся и будем ужинать.
   
   Она ушла на кухню, а Анатолий Иванович осторожно присел на диван. Он испугался, внезапно пронизавшей грудь, острой боли. Испугался, потому что раньше такой боли он не испытывал. С груди непроизвольно вырвался глухой стон. Валентина почуяв неладное, метнулась в комнату и увидела Анатолия Ивановича судорожно глотающим воздух. Она грохнулась перед ним на колени и вскрикнула:
   
   - Господи, что же это?!
   
   - Тихо, тихо, - успокаивал её слабеющим голосом Анатолий Иванович. – Я очень дорожу тобой…
   
   - Толенька, родной мой, держись, - молила она. – Сейчас скорая…
   
   - Возьми у меня в заднем кармане…
   
   Валентина достала из кармана деньги.
   
   - Это деньги на похороны. Похорони меня возле матери…
   
   - Нет! Нет! – зарыдала Валентина. – Ты меня слышишь?
   
   Анатолий Иванович закивал головой.
   
   - Прости, - еле слышно прошептал, - оградки не ставь. Только крест. Обещай, только крест…
   
   …Спустя две недели у свежей могилы Анатолия Ивановича стояли две пожилые женщины – Юля и Валентина.
   
   - Спасибо вам за телеграмму, - тихо проговорила Юля. – К сожалению, как видите, похоронить его у меня никак не получилось.
   
   - Ничего, - так же тихо отвечала Валентина.  – Я похоронила так, как он просил.
   
   - А вы кто ему?
   
   - В школу вместе ходили.
   
   - Я вам должна деньги?
   
   - Нет, Анатолий дал на похороны.
   
   - Как он умер?
   
   - Врачи сказали – обширный инфаркт.
   
   Юля, услышав это, резко повернула голову:
   
   - Как? Он никогда не жаловался на сердце!
   
   Валентина шевельнула плечами:
   
   - Видимо не хотел вас расстраивать.
   
   - Да, - вздохнула Юля, - узнаю Анатолия.  Всегда говорил: «Ты имеешь то, чего хотел» …
   
   Некоторое время она молчала, словно что-то вспоминала, потом задумчиво произнесла:
   
   - Видимо, так надо…
   
   - А чего он хотел? – несмело спросила Валентина.
   
   - А кто его знает?
   
   Юля протёрла носовым платком крест, положила на могилу четыре гвоздики и, уходя, бросила:
   
   - Мне чаще всего казалось, что он ничего не хотел.
   
   …Юля ушла, а Валентина осталась. Не хотела уходить. Здесь ее отец и мама. Большинство ровесников. Теперь и Анатолий здесь. Подумала: надо найти фотографию Анатолия и повесить на крест.