520 Британский ЭМ УРО типа Каунти 01. 10. 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

520. Британский ЭМ УРО типа «Каунти». 1 октября 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Северное море. С западной стороны Северо-Восточной Атлантики приближается дождливый и ветреный атлантический циклон, возможно, шторм, потому что британская метеостанция Леруик (Великобритания, Шетландские острова, географические координаты: 60.133,-1.183, первое наблюдение: 01.10.1929, последнее наблюдение: 31.12.2019) показывала такие метеоданные: максимальная температура воздуха 1 октября 1973 года в районе Шетландских островов – 11.0°C, минимальная –5.0°C, средняя температура воздуха –10.2°C. Скорость сильного ветра 11 м/с - это уже 6 баллов по шкале Бофорта и 5 баллов крупного ветрового волнения. В районе Шетландских островов в Северном море сильный ветер образовывал крупные волны, белые пенистые гребни которых занимают значительные пространства на море. Начинает образовываться водяная пыль и по воздуху уже летят мелкие «ошмётки» морской пены. Высота волн — 2-3 м, длина – 50 м, а это уже крупное волнение, почти шторм. Эффективная температура (температура самоощущения человека на открытом воздухе) в том районе тоже 3.2°C, но из-за сильного ветра и секущей мороси, кажется холоднее.

Натовские корабли ордера вокруг американского ударного авианосца CVA-67 «USS John F. Kennedy» опять начали активно двигаться, перемещаться, а один из них, британский эскадренный миноносец типа «Каунти», следовавший позади и слева от авианосца, перестроился на нашу правую сторону ордера и начал активно преследовать нас. Этот ЭМ типа «Каунти» (англ. County class destroyers) был каким-то странным с виду, по форме и, вероятно, по содержанию., потому что он очень был похож формой своего корпуса на «древние» американские и британские корабли времён второй Мировой войны. Только теперь эти эсминцы, которые ранее были тяжёлыми крейсерами с 10 000 тонн водоизмещения, стали боевыми кораблями с управляемым ракетным оружием (ЭМ УРО).

Адмиралтейство, парламент и министерство финансов Великобритании начало строить эти корабли с 1960 года. За семь лет было построено и введено в строй ВМС Великобритании 8 ЭМ УРО типа «Каунти» (две серии по 4 ЭМ – County I и County II). Один из них преследовал нас «по пятам», то есть чуть в стороне от нашей кильватерной струи. Британские ЭМ УРО типа «Каунти» были хорошо известны разведке ВМФ СССР. В специальном Справочнике кораблей и самолётов США и НАТО о них было относительно много информации и данных, поэтому, я рассматривал этот корабль в визир ВБП-451М, уже зная, что и как с ним и на нём. У него был характерный огромный «крейсерский» корпус с высокими «пассажирскими» бортами.

Главной «фишкой» британских ЭМ УРО типа «Каунти» была ЗРК «Си Слэг» (анг. - Armstrong Whitworth «Sea Slug») с «противовоздушной управляемой жидкостной ракетой на жидком кислороде и керосине «LOPGAP» (аббревиатура от Liquid Oxygen / Petrol Guided Anti-aircraft Projectile). Эта ракета имела четыре твердотопливных пусковых ускорителя (бустера) «Гослиг», которые располагались в носовой части вокруг центрального корпуса ракеты и сопла их двигателей были направлены под углом в 45 градусов от центральной оси. В результате ракета плавно стабилизировалась, да ещё и вращалась в полёте. Длина ракеты «Sea Slug» Mk-I – 6 метров, меньше чем другие ракеты зенитные 60-х годов. Маршевый жидкостной двигатель ракеты разгонял её до скорости 1,1 Маха (1360,656 км/ч). Управление ракетой осуществлялось поворотом кормовых рулей.

Система наведения ракеты «LOPGAP» работала в режиме «Beam-riding», то есть «ракета двигалась по лучу радара, направленному точно на цель, и её автопилот удерживал ракету точно по оси луча». Как сказал наш начальник РТС капитан-лейтенант К.Д. Васильев «целеуказание для ракеты «LOPGAP» выполнял радар сопровождения «Type 901», который работал на допплеровском эффекте и был способен эффективно отслеживать цели». Системы самонаведения в ракете «LOPGAP» не было, потому что дальность её применения - 27 километров и луча радара сопровождения не успеет рассеяться. Боевая часть ракеты «LOPGAP»  была осколочно-фугасной и весила 91 кг.

Британская система наведения зенитной ракеты «LOPGAP» имела три варианта:
вариант «LOSBR» (Line Of Sight, Beam Riding) для стрельбы по высоколетящим целям (ракета двигалась по лучу радара, пока не срабатывал радиолокационный детонатор БЧ);
вариант «CASWTD» (Constant Angle of Sight With Terminal Dive) для стрельбы низколетящих целей (ракета двигалась к цели с постоянным небольшим углом возвышения, и, достигнув определенной рассчитанной точки — пикировала на цель, выходя в точку перехвата);
вариант «MICAWBER» (Missile In Constant Altitude While BEam Riding) для стрельбы по надводным кораблям (вместо резкого пикирования на цель, ракета плавно снижалась и летела низко над водой к цели).

Главной и характерной внешней особенностью ЭМ УРО типа «Каунти» была пусковая установка ЗРК «Си Слэг» для ракет «LOPGAP», так как она была очень большой, неуклюжей, располагалась на полубаке корабля и до неё ракеты из носового погреба везли на тележках внутри корабля по специальному туннелю, а потом вставляли в сложную решётчатую конструкцию направляющих ПУ (пусковой установки). Ракеты «LOPGAP» не подвешивались на замках, а лежали внутри ПУ. Ракеты перезаряжались горизонтально, поэтому их боезапас был ограничен (36 ракет).

При всей внешней несуразности, ЗРК «Sea Slug» в данное время (70-е годы) был эффективным оружием, так как по данным разведки вероятность поражения высоколетящей цели этого британского корабельного ЗРК была около 92% одной ракетой (!). Кстати, по словам начальника РТС капитан-лейтенанта К.Д. Васильева возможности ракетного оружия ЭМ УРО типа «Каунти» были ограничены возможностями РЛС (натовский термин – радар) наведения «Type-901», которая из-за своих больших размеров и конструктивной сложности, могла быть только в единственном числе на британских боевых кораблях. Кроме этого, РЛС или радар «Type-901» мог наводить и вести в полёте только одну ракету ЗРК «Sea Slug» до её встречи с целью или уничтожением. Иными словами ЗРК «Sea Slug» стреляла только одиночными выстрелами…

Те шесть британских эскадренных миноносцев УРО типа «Каунти», которые были сейчас в ордере ВМС США-НАТО, были построены в период 1959-1970 годы. Это были относительно крупные боевые корабли водоизмещением 5440 тонн (тоннаж британских лёгких крейсеров). На них на всех были смонтированы ЗРК «Sea Slug» и другое корабельное ракетное оружие. Кроме ЗРК «Sea Slug» на этих эсминцах были ещё по две пусковых установок ракет ближнего радиуса действия «Sea Cat», что делало ракетное вооружение эсминцев типа «Каунти» весьма эффективным.

Тогда (в июле-октябре 1973 года) мы на БПК «Свирепый» ещё не знали, что жидкостные ракеты «LOPGAP» и твёрдотопливные (пороховые) ускорители к ним «хранились в ангаре, расположенном в центре корпуса ЭМ типа «Каунти» в разобранном виде». Мы не знали, что по боевой тревоге «ракету «LOPGAP» подавали по центральному тоннелю на корму корабля и по пути присоединяли к ней бустеры (ускорители), заливали в ракету горючее и окислитель. Кстати, эта ракета создавалась как носитель ядерной БЧ (боевой части) и с высокими требованиями обеспечения безопасности её использования. Поэтому опасения командования БПК «Свирепый» в отношении приближающегося к нам ЭМ УРО типа «Каунти» были обоснованными. Мы даже ожидали от них применения запрещённых химических веществ, поэтому командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров приказал всему личному составу экипажа БПК «Свирепый» иметь при себе личные противогазы. Командиры боевых частей и старпом первыми показали пример и ходили с серо-зелёными сумками на лямке через плечо и даже подвязывали эти сумки специальной тесёмкой вокруг талии, чтобы они не болтались во время качки.

Главное, чего опасались наши «отцы-командиры», - это возможной и весьма вероятной модернизации ракетного оружия ЭМ УРО типа «Каунти». Британцы ещё в 1965 году начали программу разработки новой ЗРК «Blue Slug», новой твёрдотопливной ракеты и новыми головными ускорителями «Ретривер». Эти новые ракеты могли поражать цели на высоте до 32 000 метров, а их скорость выросла до 1,8 Маха. При этом система наведения и сопровождения зенитных ракет также модернизировалась и теперь «ракета могла наводиться лишь на конечном участке траектории, что позволяло запускать сразу по две ракеты к одной цели», как наши ЗУР 9М33 ЗРК «Оса-М». Естественно, эффективность британского ЗРК «Blue Slug» существенно повысилась. Кстати, осколочно-фугасную БЧ ракеты британцы заменили на стержневую.

Особую надежду британцы лелеяли, создавая новую ЗУР «Mk-II» ЗРК «Blue Slug» с тактической ядерной боеголовкой «Gwen» (британская версия американской АБЧ W54), мощностью от 0,5 до 2 килотонн. Зенитная ракета с ядерной боеголовкой могла «эффективно поражать скопления бомбардировщиков и такие сложные и скоростные цели, как быстролетящие советские крылатые ракеты», а также существенно поражать советские большие противолодочные корабли, например, как БПК «Свирепый». Конечно, мы рассчитывали, что британцы не будут применять тактическое ядерное оружие, но замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин резонно говорил командиру корабля капитану 3 ранга Е.П. Назарову, что «британцы нас ненавидят более люто, чем даже немцы или американцы».

Страховал направляющийся к нам ЭМ УРО типа «Каунти» другой однотипный британский эскадренный миноносец, имя которого разглядели и назвали сигнальщики-наблюдатели БЧ-4. Я в это время был занят приближающимся британским эсминцем, поэтому не обратил внимания на то, что место в ордере этого корабля занял другой эсминец –
HMS «Antrim». Этот британский ЭМ УРО был спущен на воду 19 октября 1967 г., выступил в строй в 1970 году и на нём впоследствии двух- орудийную башню «В» калибра 114 мм сменили четырьмя натовскими (французскими) противокорабельными ракетными установками «Exocet». Это уже было более чем серьёзно для нас…

Кстати, впервые в обмен мнениями старших офицеров, командиров боевых частей БПК «Свирепый», вставил своё мнение командир БЧ-5 капитан-лейтенант Валерий Николаевич Силкин. Он поднялся по командирскому трапу из коридора офицеров и вдруг заявил, что знает, почему ЭМ типа «Каунти» имеет такой нерационально большой корпус.
- У «Каунти» комбинированная ГЭУ, - сказал запальчиво наш «Дед», «Стармех» или «Механик с большой буквы». – У него стоят паровые котлы и паровые турбины для экономического и крейсерского хода, а также четыре газовые турбины, как у нас, для полного и самого полного хода. Так что, в случае чего, они нас догонят и перегонят как миленьких!
С Валерием Николаевичем Силкиным никто не стал спорить, потому что ему многое прощалось и многое в его словах и поступках «не замечалось», так как другого такого знатока и влюблённого в наш корабль человека и моряка на БПК «Свирепый» не было.

Отличие ЭМ УРО типа «Каунти» от других британских и натовских кораблей было ещё и в том, что на некоторых из них размещались в специальных ангарах либо ударные, либо спасательные, либо противолодочные, в скорее всего, универсальные корабельные вертолёты. Правда, ангар находился за башней-мачтой антенного поста ЗРК «Sea Slug», поэтому вертолёт приходилось вручную выкатывать по специальной дорожке по правому борту до ВПП (взлётно-посадочной палубы) на корме.

Таким образом, 1 октября 1973 года примерно в 14:30-15:00 нам предстояло «общение» и «бодание» за место в ордере с британским ЭМ УРО типа «Каунти», тактико-технические характеристики которого следующие:
Страна: Англия;
Тип: Эсминец;
Общие характеристики:
Длина (м): 158,9;
Ширина (м): 16,4;
Водоизмещение (тонн): 5440 (стандартное), 6800 (полное);
Скорость (узлов): 30;
Запас хода (миль): 3500;
Осадка (м): 6,2;
Экипаж (чел): 471 (33 офицера);
ГЭУ (главная энергетическая установка): 2 ПТ (паровые турбины) «Babcock & Wilson, 4 ГТД (газо-турбинные двигатели) «Rolls-Royce Olympus G6»;
Мощность ГЭУ: 30 000 л. с.;
Вооружение:
Арт. двуствольные орудия (12-14 выстрелов в минуту, дальность 19 000 м): 4х 114-мм 45 калибра; 4.5"/45 QF Mark V (Mark 6, Mark 7);
Зенитные орудия: 2х20-мм;
Авиационная группа (вертолет, шт.): 1 многоцелевой «Westland Wessex» HAS Mk.3 (британская разработка на базе лицензионного «Sikorsky H-34» «Чокто»);
Системы ПВО:
ЗРКО (зенитный ракетный комплекс самообороны, ручной визир, джойстик, дальность 5000 м): 2 установки «Си Кэт»/ ЗАУ «Oerlikon»;
ЗРК (зенитный ракетный комплекс, дальность 27/32 км, потолок 17 000/20 000 м): 1 установка ЗРК «Sea Slug» ЗУР «LOPGAP» или «Mk2» (36 ракет);
Противолодочное вооружение: 2 двух- / трёх- трубных 325-миллиметровых ТА «Mark 32» (24 стандартные противолодочные торпеды НАТО «Mark 46»);
Активный сонар: 1 «Type 170»;
ГАС (гидроакустическая станция): 1 «Type 174»;
Электронное оборудование:
Поисковый радар (до 175 км): 1 «Type 956/956М» (на конической грот-мачте между трубами);
Радар сопровождения (до 90 км) 1 «Type 993» (на фок-мачте);
СУО (система управления оружием, до 75 км): 1 «Type 901/903/904»;
Радиолокационный высотомер: 1 «Type 279» (на выступе грот-мачты);
Системы РЭБ: 1 комплект «AJK».
Источник всех данных: «Энциклопедия кораблей». http://ship.bsu.by/ship/102332».

Список ЭМ УРО типа «Каунти» ВМС Великобритании:
HMS Devonshire (б/н D02), заложен 9 марта 1959 г., спущен на воду 10 июня 1960 г., вступил в строй 15 ноября 1962 г.;
HMS Hampshire (б/н D06), заложен 26 марта 1959 г., спущен на воду 16 марта 1961 г., вступил в строй 15 марта 1963 г.;
HMS London (б/н D16), заложен 26 февраля 1960 г., спущен на воду 7 декабря 1961 г., вступил в строй 4 ноября 1963 г.;
HMS Kent (б/н D12), заложен 1 марта 1960 г., спущен на воду 21 сентября 1961 г., вступил в строй 15 августа 1963 г.,
HMS Fife (б/н D20), заложен 1 июня 1962 г., спущен на воду 9 июля 1964 г., вступил в строй 21 июня 1966 г.;
HMS Glamorgan (б/н D19), заложен 13 сентября 1962 г., спущен на воду 9 июля 1964 г., вступил в строй 11 октября 1966 г.;
HMS Antrim (б/н D18), заложен 20 января 1966 г., спущен на воду 19 октября 1967 г., вступил в строй 14 июля 1970 г.;
HMS Norfolk (б/н D21), заложен 15 марта 1966 г., спущен на воду 16 ноября 1967 г., вступил в строй 7 марта 1970 г.

Фотоиллюстрация из Интернета: 1 июля 1982 г. Аэрофотоснимок кораблей Военно-Морских Сил США-НАТО в Атлантике. Корабли от переднего плана до заднего: британский эсминец типа «Каунти» HMS «Norfolk» (б/н D21), эсминец УРО ВМС США USS «Claude V. Ricketts» (б/н DDG-5), нидерландский эсминец HNLMS «De Ruyter» (б/н F806), западногерманский фрегат «Брауншвейг» (F225). Данная фотография использована только в качестве примера внешнего облика и вооружения ЭМ УРО типа «Каунти». Какие их этих кораблей были в составе ордера АУ «Джон Ф. Кеннеди» 30 сентября – 08 октября 1973 года автору не известно, но подобные эсминцы, сторожевые корабли и фрегаты точно были. Данный ЭМ УРО «Норфолк» (б/н D21), вероятнее всего, был тем самым «настырным» британским эсминцем, который очень осторожно «по-джентльменски» вытеснял наш БПК «Свирепый» из ордера американского ударного авианосца АУ «Джон Ф. Кеннеди» 1 и 2 октября 1973 года.