Сила МВД

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
                Сила МВД (Мозга, Воли, Духа)


СНИМКИ СДЕЛАНЫ 9 ФЕВРАЛЯ 2020 года. Коллаж с ними сложен на следующий день.

Есть старинная узбекская народная песня, в которой дочь жалуется матери:

Ойижон! Ойижон! Бошгинам огрийдиё!
Ойижон! Ойижон! Бошгинам огрийдиё!
(Мамочка! Мамочка! Головушка моя болит!
Мамочка! Мамочка! Головушка моя болит!)

Родительница вопрошает: «Отчего же она болит?!».

Дочурка выдаёт: мол, оказывается, бывает на базаре и называется "золотой платок"; вот по нему и болит.

Мама отвечает благодушно – типа "нет проблем".

------------------------------- * * * * * -----------------------------

В 2014 году на лбу появился маленький пупырышек. Я же вообще игнорирую медицину и врачей. Пупырышек рос и рос. На беспокойство детей отшучивался: «Сила мозга столь велика, что выпирает черепную коробку!».
Было, конечно, неприятно нарастание: я очень щепетилен к своей внешности, а тут такое безобразие. Скрывал под волосами. Главное, считал, что во избежание, скажем так, ответного метастаза нельзя резать шишку.
А она в прошлом году доросла до величины грецкого ореха.
Проходя как-то мимо 1-й Республиканской медицинской академии (бывший ТашМИ), зашёл в одну из её платных клиник. Порезали под наркозом. Выдавливали гной и кровь. Пару дней ходил на перевязку. Успокаивали меня, что со временем волдырёк пройдёт, сгладится.

 Нет! Сила мозга не отступила! Левое фото на коллаже.

------------------------------- * * * * * -----------------------------

Неожиданное дорожно-транспортное происшествие (ДТП), случившееся 30 января 2020 года, как мощной и беспощадной взрывной волной, низвергло меня с велосипеда на асфальт, сокрушило сустав левого плеча, окровавило боковину черепа, выбило сознание, придавило сотрясением мозга, а пройдя через ступени вмешательства прохожих, милиции, медиков близрасположенной больницы №4 нашего Яшнабадского района, моего сына Акмаля, вызванного по его телефонному номеру из планшета с моей сумки, спустя пару часов передислоцировало меня, всё ещё пребывавшего вне себя, сначала на томографию в клинику имени ФедорОвича, затем – на поселение в 1-ю Республиканскую клиническую больницу.

------------------------------- * * * * * -----------------------------

Переписка с дочерью Наргизой на 3-й день.

— Доброе утро, дадА! Мы хотели сегодня приехать. Что вам привезти? Может, что-нибудь хочется из еды покушать?

— Доченька! Тут кормят три раза. И вчера много всякого принесли Алима и её родители: сыр, творог, кефир, черный хлеб, печенье, яблоки, апельсины, суп.
Пока ничего не нужно.

— Если что-то нужно сразу напишите, я с удовольствием привезу.

— Да, да, доченька! Спасибо!

------------------------------- * * * * * -----------------------------

На 7-й день опубликовал философскую заметку «Тараканы моего внутреннего мира» –
http://www.proza.ru/2020/02/06/290
Позже на Стихи.Ру –
https://www.stihi.ru/2020/02/07/4888
Публикация иллюстрирована селфи того же дня, 6 февраля: обросшая за неделю физиономия.

------------------------------- * * * * * -----------------------------

Переписка с доченькой Наргизой на 8-й день.

— Какие у вас процедуры, что конкретно вам капают? Не могли бы написать названий?

— Нет, не знаю названий. Мне, если честно, неинтересно. Ибо я уверен, что главное в моём восстановлении – это мои силы, мой дух, защитные свойства моего организма.
Кроме этого, считаю подавляющее большинство врачей всего Узбекистана малообразованным, малоквалифицированным, бесталанным. Как и в любом творчестве: литературе, скульптуре, живописи, музыкальной композиции, режиссуре, науках, – так и у врача должен быть дар врожденный, от Природы. Чего встречать не приходилось. Быть может, еще и потому, что за последние полвека свиданий с эскулапами почти и не было...
Каждый день вливают две полулитровые смеси.
Думаю, не вредно.

------------------------------- * * * * * -----------------------------

 На 9-м дне мой лечащий врач Аскарбек вдруг предложил:
— Если хотите, могу убрать волдырь с вашего лба.
— Конечно, хочу! Мне это нужно уже много лет! Я ведь аристократ и джентльмен! Когда возьмётесь?
— Послезавтра, в воскресенье.

------------------------------- * * * * * -----------------------------

В субботу мне мясного захотелось. Вышел с больницы на улицу. Три палочки шашлыка поел. Вернувшись в палату, чай пил. Потом надумал домой поехать.
Добрался.
Постригся наголо в парикмахерской.
Побрился дома.
Искупался.
Гренки сделал и поел.
Хотел было уехать. Но решил остаться.
На компьютере поработал. Написал в ТашгорГАИ о ДТП и прощении. Затем составил «Мировое соглашение».
Послал тексты Серафиму, отцу Каролины, бывшей за рулём «Спарка», виновницы ДТП, российской студентки, приехавшей на каникулы к родителям. Объяснил, что нужно делать.
После ремонта холодильника в прошлом году временами регулярно отключал его. Иначе температура до –2 градусов: управлению не поддаётся. Он и был вне сети все мои больничные дни. Хотя я велел сыну забрать все продукты из него.
Молочные прокисли.
Из капусты и тыквы, которым тоже было неуютно, сделал смешанную икру.
До 2-х ночи возился. В 4-30 опять был на ногах.
Много чего заготовил на вывоз.
В 7 утра вышел из дома.
Привез объёмный кейс и сумку вещей, книг, продуктов, настольную лампу.

------------------------------- * * * * * -----------------------------

Из переписки с супругой Акмаля Алимой, моей дорогой невестушкой, мамой нашего сокровища Аминочки (ей идёт 3-й годочек, родилась в Год Петуха, под Созвездием Скорпиона).

— Дома грязная посуда в трёх ведрах мокла. Помыл. Сейчас я такой (фото), волосы на голове скошены под корень.

— Вы молодец! И вам идёт!

— Ты сказала: «Молодец!»
Точно – молодцовость есть!
И ещё, что молодцу
Весть по нраву и к лицу...

— Сегодня срежут волдырь?

— Надеюсь. Аскарбек, как говорят его коллеги, пришёл. Но где-то ходит.

— Вам сегодня, может, что-нибудь приготовить?

— Спасибо, родная! Твой мошкичирЭ ел позавчера и вчера. И на сегодня есть. Кроме икры и яиц, ещё принёс сыр. Словом, условия супер! Пока от тебя ничего не нужно.

— Хорошо. Тогда, может, завтра?

— Посмотрим. Напишу.

— Хорошо.

— Сейчас нашёл Аскарбека. Говорит, что будет резать в 13-30.
Сделали капельницу. Через 10 минут будет резать. Сказал: «Обед потом!»
50 минут два хирурга скребли, как кяпкиром скребут казан с горелым налипшим осадком.
Без анестезии...
[Кяпкир (так произносится, а пишется капгир) – с узбекского переводят шумовкой. Неверно. Точнее – скребок: жёсткая кухонная лопаточка овальной формы, с отверстиями, с длинной ручкой. А для огромных пловных казанов и кяпкир внушителен.].

— Ох! Больно же! А почему без анестезии?

— Не хотел, видимо, тратиться.
Настоящая пытка. Непрерывно. Долго. Терпел, сжав зубы.
Я был в белой футболке. Любимой. «Снять?» – спрашиваю перед началом. «Не надо, пойдёт», – отвечает.
Я лежал на клеенчатом лежаке. Они меня сверху тискали, комкали, выкручивали, вдавливали, драили.
Весь воротник и полспины кровью, оказывается, залило.
Хорошо, я мыло принёс сегодня. Удалось выстирать...

— Они, наверное, сами не думали, что так будет сложно.

— Наверно. Очень было сложно и трудно. И им, и мне. А мне – ещё и почти часовая пытка. Только я мог молча выдержать и вытерпеть. А потом ещё сказать «Рахмат» и улыбнуться.

— Терпения вам!

— Твои слова, сочувствия, сопереживания греют сердце.


------------------------------- * * * * * -----------------------------

В палате сделал послеоперационное селфи (средняя часть коллажа).

«Не было бы ДТП, –
говорю себе в уме, –
то ходил бы в волдыре!
Худо плод вдруг даст в добре!..


------------------------------- * * * * * -----------------------------

А пока лежал на экзекуционном столе, во мне складывались строки a la фольклорная песня «Ойижон! Ойижон!», с упоминания которой начата настоящая новелла. В палате перенёс их в планшет.

— Олим духтир Аскарбек!
Бошгинам огрийдиё!
Олим духтир Аскарбек!
Бошгинам огрийдиё!
(Учёный-доктор Аскарбек!
Головушка моя болит!
Учёный-доктор Аскарбек!
Головушка моя болит!)

— Дунёмизда Матнхон!
Нималарга огрийдиё?
Билимдон ва аклдон!
Нималарга огрийдиё?
(Хан в миру вы текстов наш!
Отчего ж она болит?
Образованный ум наш!
Отчего ж она болит?)

— Бошим тошга пак тейган,
Мияларим калтраган,
Елкам булса емирилган,
Мана шу сабаблардан
Зич огириклар бадандан.
(В твердь я врезался, как взрывом,
Сотрясение мозгов,
Ум густым покрылся дымом,
Нарушение с плечом, –
Вот и тяжкий в теле лом.)

— Дори-дармон беришдан
Кайтмаймиз Сизга мутлак,
Ахвол булади равшан,
Иродангиз лик керак.
Бошнинг эски безини
Юкатамиз томирини...
(Мы с леченьем не отступим
Ни за что в своих трудах,
Будьте волей неприступны,
Крепнет сила пусть в плечах.
Стар-горошек же во лбу
Можем выбросить в трубу...)

— Икки жаррох-пазанда
Кирдилариз козондай!
 Вай, ёкам кондан тулди!
Ох, чидадим, мард булдим!
Миннатдорман сизларга!
Киртдик борин эсларга!
Совгам – абадиётга!
(Два чистильщика-хирурга!
Налегли, как на казан!
В кровь свою был окунён!
Мужество держал, как слон!
Вам поклон мой истый дан!
Книга – дар мой с Демиургом!)

------------------------------- * * * * * -----------------------------

Вписал строки на узбекском языке в свою книгу «ВОЗВРАЩЕНИЕ. Избранное: стихи, малая проза, иллюстрации» (Москва, «Спутник+», 2018 г.).
Вписал с соблюдением правописания слов, имеющих особые узбекские буквы – со "шляпкой", "хвостиком", "пояском". Здесь, на сайте, они не воспринимаются. Посему и заменены похожими буквами кириллицы.
Строки на русский переведены спустя 45 часов.
О книге можно посмотреть в моей тогдашней публикации: «Возвращение. Избранное. Содержание». – http://www.proza.ru/2018/06/08/44
Вложив дарственный экземпляр в пакет (правая часть коллажа), пошёл в комнату врачей. Симпатичный молодой человек в белом халате, сидя на диване, общался со своим смартфоном.
— Аскарбек ещё здесь? – спросил я, естественно, по-узбекски.
— Да, он на 1-м этаже. Осматривает больного.
— Вернётся сюда?
— Да.
— Пусть заглянет ко мне в 7-ю палату.
— Хорошо.
— Я ему вот хотел подарить книгу. Оставлю вам. Передайте, пожалуйста.
— Будет сделано.
— Как вас зовут?
— Дильшод.
— Вы в своё время в узбекской школе учились?
— В русской.
— О, здорово! В Ташкенте?
— Да.
— Вы вообще, оказывается, наш человек!..

------------------------------- * * * * * -----------------------------
Где-то через час в палату пришли Аскарбек и Дильшод, молодые врачи, высокого роста. Первому, пожалуй, лет 34-35. Второму – наверно, на 2-3 года меньше. Он сделал движения пальцев, показывающих, что книга пролистана. Оба приветно улыбнулись. И правой рукой выставили перед собой знак «Класс!».

------------------------------- * * * * * -----------------------------

09-13 февраля 2020 года.