История НБА. Славные 80-е. Даллас Маверикс

Юрий Язовских
80-е годы в НБА ассоциируются у фанатов баскетбола с несколькими клубами. Две главные команды десятилетия - "шоутайм" Мэджика Джонсона и "Бостон" Ларри Берда. Хотя эти клубы всего трижды встречались в финалах НБА, именно их противостояние стало символом 80-х. Первая половина десятилетия в лиге немыслима без "Филадельфии"-76", которая тужилась-тужилась и все-таки разродилась чемпионством, после чего не переварив нахлынувшей радости, быстро скончалась (в конце 80-х о ней вспоминали только потому, что там блистал сэр Чарльз). Вторая половина лучшего в истории НБА десятилетия немыслима без великого, но скучного "Детройта" – предтечи  ужасных оборонительных 90-х. На слуху в те годы были также "быки" из "Чикаго" (потому что там был Джордан) и "ракеты" из "Хьюстона" (они дважды смогли прервать гегемонию "Лейкерс" на Диком Западе, и за них играли такие большие во всех смыслах люди, как Мозес Мэлоун, Ральф Сэмпсон и Хаким Оладжьювон). У некоторых болельщиков могли сохраниться в памяти "Милуоки" (которые трижды оказывались в финале Востока) и еще пара-тройка команд, где играли суперзвезды ("Сан-Антонио" Джорджа Гервина, "Атланта" Доминика Уилкинса" и "Юта" Дэнтли, которая позднее трансформировалась в команду Мэлоуна и Стоктона).

"Даллас Маверикс" к числу перечисленных команд не отнесешь. Вряд ли многие любители заокеанского баскетбола даже в США помнят, кто играл в этом клубе в 80-е, как играл, и чего добилась эта команда. Для современных фанатов НБА "Даллас" – это Дирк Новицки и Марк Кьюбан. И это неслучайно, ведь эти две культовые фигуры являются символами команды 20 последних лет. Многие ли у нас сейчас помнят, что было до "сказочного Путина", который в течение того же периода "успешно" рулит нашим устаревшим парусником, обрубив все паруса и выбросив якорь за ненадобностью?… Примерно такая же история приключилась и с "Даллас Маверикс".

В 80-е годы болельщики НБА вне границ Далласа тоже не сильно интересовались этой командой, поскольку "бродяги" были созданы только в 1980-м, и несколько лет подряд обретались в подвале турнирной таблицы. Позднее, когда команда перебралась в число крепких середняков, а потом на короткое время выбилась в лидеры Запада, она все равно не смогла привлечь к себе того внимания, которое имели клубы того же уровня, имеющие в составе суперзвезд.

Я обратился к ранней истории "Маверикс" отнюдь не случайно. "Даллас" тех времен обладал одной весьма важной особенностью: на тех старых "бродяг" приятно смотреть даже сейчас - в современную эпоху бородатых пулялок. До недавнего времени мне были по-настоящему интересны лишь четыре команды НБА тех лет: "Лейкерс" (могу наблюдать за их игрой за любой год, когда там играл Мэджик), "Сан-Антонио" Джорджа Гервина (конца 70-х – начала 80-х), "Бостон" (с середины десятилетия), "Портленд" (конца 80-х - начала 90-х). В последнее время к ним присоединился и "Даллас". Еще года два-три назад матчей "Маверикс" в Сети было раз, два и обчелся, но сейчас на Ютуб можно увидеть до трех десятков игр "бродяг" их лучшего периода  (1984-1988).

Тем болельщикам "Далласа", которые ходили поддержать свою команду в те годы, результативная игра команды тоже пришлась по вкусу (в "регулярке" 1985/86 "бродяги заняли 2-е место в НБА по набранным очкам). Если в сезоне 1981/82 стадион "Маверикс" посетило 380 тыс. человек (15-е место в лиге), то в следующем чемпионате их оказалось уже 487 тыс. (7-е место), а через 2 года (в 1984/85) команда стала второй в НБА по посещаемости (683 тыс. чел.), уступив только "Детройту"! Всю вторую половину 80-х посмотреть на команду ежегодно приходило около 700 тысяч болельщиков: в сезонах 1985/86 и 1986/87 "Даллас" занял 2–е место в лиге по этому показателю, в 1987/88 – 4-е. Даллас по американским меркам достаточно крупный город (с пригородами более 2 млн. человек), но его не сравнить с Лос-Анджелесом, Нью-Йорком или Чикаго. К тому же в Далласе был и есть успешный футбольный клуб "Даллас Ковбойз", поэтому местным жителям было за кого болеть в те годы ("Даллас Старз" в НХЛ появится лишь в 90-е).

…"Маверикс" родились перед сезоном 1980/81 и предсказуемо заняли в своем первом чемпионате последнее место с удручающим результатом 15 побед – 67 поражений. Причина подобного "достижения" очевидна: в команде не было не то что звезд, но даже мало-мальски известных игроков. Перед драфтом-1981 команда имела первый драфт-пик и потратила его на форварда Марка Агвайра, 9-м взяла защитника Роландо Блакмэна (чтобы получить 9-й пик, "Даллас" отдал в прошлом году в "Денвер" новичка Кики Вэндевэйя), а под 24-м номером "бродяги" выбрали форварда Джея Винсента (в свой первый сезон он стал главным бомбардиром "Маверикс", но в дальнейшем несколько поумерил свой пыл).

Драфт-1981 определил лицо команды на все десятилетие: Агвайр стал главной звездой клуба, Блакмэн – Робином при Бэтмене. На третий год после прихода этой парочки в команду (в сезоне 1983/84) "Даллас" одержал солидные 43 победы в "регулярке" (4-е место на Западе) и дошел до полуфинала конференции, уступив только "Лейкерс" в пяти играх. На этом добротном уровне команда отыграла еще 2 чемпионата (в 1986-м "бродяги" вновь добрались до полуфинала, где в упорной борьбе проиграли "озерным").

Финал Запада-1988 стал вершиной этой команды. 7 матчей "Маверикс" бились против "шоутайм" и по игре вполне могли оказаться в финале НБА. В тот момент могло показаться, что у команды весьма неплохие перспективы, учитывая молодость основных игроков, но в следующем году эта веселая команда прекратила свое существование, когда в ходе сезона главную звезду клуба Агвайра обменяли на 33-летнего Дэнтли из "Детройта". В "Пистонс" Агвайр пришелся ко двору и дважды стал чемпионом в составе "плохих парней", а "Даллас" с Дэнтли в марте выдал 12-матчевую серию без побед и пропустил плей-офф-1989. В чемпионате 1989/90 клуб смог на время приподняться, добравшись до постсезона, но этот чемпионат стал лебединой песней "бродяг". В 90-е команда в плей-офф уже не выходила.

Для дебютанта первое десятилетие "Даллас" провел очень неплохо, но ведь история могла пойти совсем по-иному пути, если бы генеральный менеджер "Далласа" Норм Сонью (1980-1996) был чуть более удачливым и дальновидным. Сейчас трудно сказать, насколько Норм был самостоятельным в своих действиях и как сильно владелец "бродяг" Дональд Картер влиял на его решения, но формально именно на Сонью лежит вина в нескольких грандиозных промахах на драфте, которые не позволили клубу стать чемпионом во второй половине 80-х. Я не преувеличиваю - эта команда вполне могла завоевать титул исключительно за счет выбора на драфте, без всяких громких обменов (хотя и не только она, разумеется: в НБА были и другие клубы, которые совершали эпические промахи во время лотереи драфта – например, "Портленд").

Драфт-1981 можно поставить в заслугу генменеджеру "Далласа". Да, в том году вместо Агвайра можно было взять и Айзею Томаса, но это не ошибка Сонью – звезда студенческого баскетбола Агвайр был удачным выбором. В НБА на счету легкого форварда "Далласа" только 3 матча всех звезд и ни одной сборной по итогам сезона, но подобная ситуация возникла исключительно по причине сильнейшей конкуренции в НБА среди форвардов, отсутствия внимания к "Далласу" со стороны лиги, внешности Агвайра, который напоминал маньяка-убийцу, и его труднопроизносимой фамилии (можно называть его Агвайром, Эгвайром или Агуайром – все три варианта будут правильными).

В середине 80-х, когда Марк стал одним из лучших бомбардиров НБА, в лиге блистали легкие форварды Ларри Берд, Джулиус Ирвинг, Эдриан Дэнтли, Алекс Инглиш, Бернард Кинг, Доминик Уилкинс. Если ты играешь в "Далласе" и выглядишь как Агвайр, при такой конкуренции надо набирать по 35 очков за сезон, чтобы тебя выбрали в итоговую сборную "олл стар". Марк подобных высот достичь не сумел, хотя как игрок практически ни в чем не уступал таким парням как Дэнтли, Кинг или Уилкинс.

На драфте-1983 Норм Сонью вновь сделал удачный выбор, взяв разыгрывающего Дерека Харпера под 11-м номером. Через несколько лет Харпер станет одним из лучших первых номеров ассоциации. Таким образом, исключительно за счет драфта "Даллас" заполучил 2-х отличных бомбардиров (Агвайр, Блакмэн) и хорошего разыгрывающего, но с "большими" в команде были проблемы. Игравшие в команде центры Курт Нимфиус, Пэт Каммингс и Джеймс Дональдсон не были теми парнями, которых стоит брать с собой, собираясь в поход за титулом. В те годы "Маверикс" не раз могли закрыть бреши в своей передней линии во время лотерей драфта или путем обмена ценных активов, имевшихся в клубе, но генменеджер "Далласа" эти шансы не использовал.

На драфте-1982 Сонью заполучил мощного форварда Билла Гарнетта, который продержался в НБА лишь 4 сезона. В оправдание менеджменту клуба можно сказать, что будущих звезд на том драфте было всего 3, а "Даллас" выбирал четвертым. В следующем году на ярмарке молодых талантов "бродяги" выбрали защитника-форварда Дейла Эллиса под № 9. Дейл просидел 3 года на лавке "Далласа", после чего ушел в "Сиэтл" и сразу же стал одним из лучших бомбардиров лиги! Почему его так и не обменяли на хорошего "большого"?… Более того, вместо Эллиса или Харпера в том году "Даллас" мог взять и Клайда Дрекслера!

На драфте-1984 техасцы имели 4-й пик, и Норм Сонью подписал мощного форварда Сэма Перкинса. Сэм – хороший игрок, но он даже близко не Чарльз Баркли, которого забрали филадельфийцы под 5-м номером! Вот уж промах, так промах! Сэр Чарльз уже через пару лет был способен привести "Даллас" к титулу (если бы ужился с Агвайром). На этом драфте "бродяги" могли стать обладателями и Джона Стоктона, но предпочли ему какую-то неведомую зверюшку в лице Теренса Стэнсбери (если бы Стоктон оказался в "Далласе", то Харпера и Эллиса можно было обменять на настоящего звездного центра). В следующем году Сонью продолжил чудить: "Маверикс" отхватили под № 8 Детлефа Шремпфа (при наличии Агвайра и Эллиса этот форвард им был совершенно не нужен), но прошли мимо Карла Мэлоуна (ушел с торгов 13-м!) и Эй Си Грина.

Баркли и Мэлоун не подошли чересчур разборчивому генменджеру "Далласа", а вот наркоман и алкоголик Рой Тарпли на драфте-1986 оказался в самый раз! Даже центр Кевин Дакворт, которого под 33-м номером отхватил "Портленд" в тот год, был бы более удачным выбором, хотя он толстел не по дням, а по часам. На том драфте "Маверикс" подписали еще и разыгрывающего Марка Прайса, но тут же отдали его за "коробку конфет" в "Кливленд", где он быстро стал звездой. В том межсезонье "бродяги" обменяли в "Сиэтл" и Дейла Эллиса - за Эла Вуда, который в следующем сезоне закончил с баскетболом, а через год, в плей-офф-1987 Эллис жестоко отомстил "Маверикс", выбив свой бывший клуб в первом же раунде.

На драфтах 1987-го и 1988-го годов "Даллас" уже не имел шансов выбрать сильных игроков, поскольку все высокие драфт-пики были отданы "Маверикс" в предыдущие годы. К этому времени несбалансированная команда Агвайра-Блакмэна достигла своей вершины и быстро с нее спустилась, устроив обмен Агвайра в "Детройт".

В заключение моего краткого обзора ранней истории "Далласа" скажу несколько слов о тех игроках, которые вели "бродяг" к победам в 80-е: Агвайре, Блакмэне и Харпере.

Наиболее интересным персонажем в "Маверикс" был Марк Агвайр. На старых некачественных записях зачастую непросто отличить одного игрока от другого, но Агвайра узнаешь сразу. Своей нацеленностью на кольцо он мне напоминает таких неудержимых бомбардиров как Майкл или Доминик. В своих лучших матчах Марк вел себя как голодный пес, который увидел аппетитную косточку. Если он получал мяч в 3-4 метрах от кольца, то отзащищаться против него было крайне сложно. Агвайр умел буквально просачиваться сквозь соперников под корзину (как Уорти и Дэнтли). Несмотря на свой небольшой рост (198 см), он часто атаковал с позиции центра, обыгрывая даже таких больших парней как Абдул-Джаббар. Если пройти к кольцу было сложно, Марк бросал со средней дистанции в прыжке. Он мог обыграть соперника и сразу же бросить, а мог атаковать "прямо в лоб" – через руки защитника. И делал это очень эффективно – в лучшие сезоны его процент попаданий составлял около 50. Был в арсенале Агвайра и дальний двухочковый, да и трешки он бросал неплохо по тем временам. Склонный к полноте Агвайр вблизи кольца чаще всего завершал атаку лэй-апом, а не данком, поскольку его тело не было создано для полетов. Иногда он все-таки заносил мяч в кольцо сверху в своей неподражаемой манере летящего над паркетом колобка, но данком этот бросок назвать сложно.

В свои самые результативные сезоны Агвайр регулярно устраивал бомбардирские бенефисы. В "регулярке" 1983/84 он занял 2-е место в бомбардирской гонке (29,5 очка за игру), уступив только Эдриану Дэнтли. В 79 сыгранных матчах того сезона Марк 40 раз набирал 30 и более очков (его лучший результат в одной игре – 46 баллов).  Лучший плей-офф в карьере Агвайра случился в 1986-м, когда он блистал в полуфинале конференции с "Лейкерс": 39 очков в четвертом матче, когда "Маверикс" сравняли счет, и 27,2 очка, 7,7 подбора и 6,2 передач в серии.

Бомбардирские достижения Агвайра могли быть и более внушительными, но рядом с ним играл еще один признанный снайпер - Роландо Блакмэн (правильное произношение именно Блакмэн, а не Блэкмэн или Блэкман), на счету которого в регулярных чемпионатах было по 19-22 очка за матч. Атакующий защитник "Далласа" был классным игроком, но не столь ярким как Агвайр. Его коньком был средний бросок в прыжке, которым он и набирал львиную долю своих очков. Несколько странно, что высокий для атакующего защитника Блакмэн (198 см), который обладал завидным прыжком, не делал данков. Свои нечастые проходы к кольцу Роландо предпочитал завершать лэй-апами. 

С самого начала своей карьеры Блакмэн принял роль второго бомбардира команды и на лидирующие позиции Марка практически не покушался, устраивая снайперские бенефисы гораздо реже Агвайра. Лишь изредка, как в 1-м раунде плей-офф-1985 против "Портленда", Блакмэн играл как суперзвезда. В той серии в первом матче он набрал 43 очка (рекорд клуба в плей-офф), во второй встрече – 41 балл, а в третьей – 30 (первые два матча имеются на Ютуб). После перехода Марка в "Детройт" Блакмэн  3 сезона был лучшим бомбардиром клуба, хотя его результативность немного снизилась по сравнению с его лучшими сезонами. В межсезонье-1992 он был обменян в "Нью-Йорк", в котором отыграл 2 года, выходя со скамейки. 

Третий игрок "Далласа" 80-х, который оставил заметный след в истории лиги – это Дерек Харпер. Разыгрывающий "Далласа" так и не стал полноценной звездой НБА, но для "Маверикс" он стал третьим парнем на техасской деревне: Дерек набирал очки как Джон Стоктон, раздавал передачи как Фэт Ливер, был классным оборонительным игроком и совершал мало потерь. В целом это был игрок уровня Марка Прайса и Фэта Ливера. После "Далласа" он вслед за Блакмэном оказался в "Никс", где два сезона провел в качестве игрока основы. 
 
Интересно, но из трех перечисленных мной игроков лишь главная звезда "Далласа" Агвайр так и не удостоилась от "Маверикс" церемонии вывода из обращения его 24-го номера. По данным на 2019 год эту честь оказали всего троим "бродягам" - Роландо Блакмэну, Дереку Харперу и разыгрывающему Брэду Дэвису – последний удостоился почестей за верность клубу, поскольку отыграл в "Далласе" целых 12 сезонов. Вероятно, что Марк Агвайр несколько непочтительно вел себя по отношению к тогдашнему владельцу и менеджменту клуба, за что ему и отомстили. Ну и зря. Негоже разбрасываться звездами, когда их у тебя кот наплакал.