Сирийский колхоз

Александр Зарницын
Тревожные новости приходящие из Сирии, красноречиво говорят о том, что обстановка там накалена до предела. И готова сорваться в сирийско-турецкую войну, со всеми вытекающими последствиями.Турецкая сторона стала наносить артиллерийские удары, по наступающим войскам Асада. Все более агрессивной становится риторика турецкого президента в адрес наших ВКС, которые как известно поддерживают наступающих солдат мухабарата.
В связи с этим возникают вопросы, о нашей роли и месте в этом конфликте.
Возвращение под контроль правительственных сил значительной части Сирийской Арабской Республики, не снимает вопроса об устойчивости позиций президента Башара Асада. Ведь будущие институтов сирийской власти во многом зависит от военных Сирии.
Среди основных факторов, подрывающих боеспособность проправительственных вооружённых сил САР, нужно отметить  высокий уровень коррупции среди командования, износ вооружения и материальной части, а также  низкую дисциплину в подразделениях. Последнее связано с чрезмерным количеством сражающихся за Дамаск нерегулярных военизированных формирований, собранных по территориальному, или религиозному признаку.
Стоит сказать о вносящих сумятицу и дезорганизацию в войсках, различных шиитских про иранских групп. Переброшенных в Сирию  со всего региона. Эти отряды зачастую не подчиняются центральному командованию, а их чрезмерное влияние вызывает недовольство у суннитского большинства. Все  попытки наших военных реформировать, или расформировать их, встречают ожесточенное сопротивление Ирана, который также играет одну из ключевых ролей в Арабской республике.
Сказывается на боевой дух и низкое качество призывного контингента, за счёт которого пополняются регулярные формирования. Кроме того, сирийская армия не представляет собой единую структуру, а многие подразделения вообще превратились в территориальные формирования, не способные вести наступательные операции.
Сказывается на оперативное управление войсками и родоплеменная структура сирийского общества. Которую  можно эффективно использовать только для обеспечения территориальной обороны. И не более того.
Стоит отметить, что армия Б. Асада довольно труслива, воевать она не любит, а при первой же возможности бросает позиции и с радостью бежит. Стреляя часто ради шума и криков, чтобы расстрелять боеприпасы. Ну, а когда боеприпасы кончились – можно и отступать, громко и с криками, с шумом и всем табором, обязательно с суетой и паникой.
Ментальность  сирийцев такова, что если он к армии не имеет никакого отношения, то война  его не касается. Даже если страдает его семья, даже если бородатые бар малеи издеваются над ним или членами его семьи. В соседнем квартале может идти бой, а он будет сидеть и пить матэ. Потому что война – это не его, да и стрелять он не умеет.
Излишне либеральное отношение к боевикам, кальяны и мате с нардами на передовой — все это в итоге приведет Сирию к поражению и распаду. И никакие наши инструктора или героические летчики из  ВКС, ничего не сделают. И зачем нам все это?
Навряд ли в ближайшем будущем сирийцы смогут защитить себя самостоятельно. В связи с этим российское командование пытается запустить в сирийской армии процесс реформ, которые бы помогли создать из неё какую-то жизнеспособную конструкцию.
Наше командование установило полный контроль над сирийским Генеральным штабом и превратило Главное управление безопасности Сирии в лояльную структуру. К неудовольствию иранской стороны. В настоящее время наши офицеры пытается встряхнуть от нафталина командный состав Вооружённых сил и разведки САР.
Наши военные советники продолжают обучение местных курсантов, которые пополняют ряды элитного подразделения «Силы Тигра» на северо-запад Сирии. Где они объединяются с армейскими формированиями, развёрнутыми в окрестностях провинций Идлиб и Хама. Именно силы генерала Сухейля остаются едва ли не главным шансом сирийского режима на выживание. Сухейлю в идеале необходимо возглавить всю сирийскую армию для того, чтобы восстановить её жизнеспособность.
Также в Сирии при активном участии российских военных советников, был сформирован 5-й штурмовой корпус. Его личный состав насчитывает около 10 000 человек. Корпус провёл ряд успешных наступательных операций против боевиков. Именно этот корпус имеет относительно высокую, по сравнению с другими подразделениями правительственных сил Сирии, боевую подготовку. Которая была достигнута благодаря активному участию россиян в его командовании, формировании и обучении.
Именно этот корпус, только вдумайтесь, был укомплектован российским командным составом, начиная от командира роты и заканчивая командиром корпуса. Только после этого он воспринял формы штатных структур и методы формирования боевых подразделений, а также способы ведения боя, которые характерны для современной российской армии.
Корпус показал достаточно высокую эффективность в реальных боевых действиях. Россия на практике продемонстрировала, что даже при изначально неблагоприятных условиях можно создать эффективное воинское формирование. При этом,  у корпуса нет каких-то современных вооружений, он воюет тем же оружием, что и остальные соединения сирийской армии.
Но даже в этом добровольческом корпусе, удалось навести порядок и поднять дисциплину, во многом благодаря введению системы «заградотрядов». И дело не только в том, что сирийский солдат испугался, видя как русские расстреливают каждого пятого за панику или дезертирство.
Просто у них есть правило, если солдат погиб в бою, то его портрет висит на улице, а его семье,   выплачивают 100 миллионов лир (500 сирийских лир = 1 доллар) в течение года, как компенсацию своего рода. А если его расстреляли как дезертира, то тут ни портрета, ни компенсации не будет.
Однако не нужно строить иллюзий в отношении вооруженных сил арабской республики. Восстановить регулярную армию в том виде, в каком она была в довоенный период   сейчас все равно не сможет. Это до 2011 г. Сирийская арабская республика располагала крупной армией, основу которой составляли тяжёлые бронетанковые и механизированные дивизии. За года войны эти соединения понесли тяжелейшие потери как в личном составе, так и в технике. На масштабные закупки новой техники у измученной войной Сирии сейчас  просто нет средств.
Россия с момента начала операции в Сирии, старается восстановить боеспособность сирийской армии. Однако применять наш опыт, при реформировании сирийской армии  достаточно сложно. С одной стороны, сирийская армия была организована по советскому образцу и при активном участии наших военных советников,  многие сирийские офицеры учились в нашей стране. Но механически переносить наш опыт на сирийскую почву не представляется возможным. За годы войны очень многое изменилось в самом сирийском обществе, потому трансформация сирийской армии должна проходить в первую очередь исходя из сложившихся местных условий.
Скорее всего в процессе реформирования сирийские вооружённые силы в ближайшие годы пойдут по пути интеграции наиболее боеспособных и лояльных отрядов ополчения в структуры действующих соединений сирийской армии.
Но к масштабному реформированию Вооружённых сил можно будет приступить только тогда, когда вся территория страны будет под контролем Дамаска. 
Грустно становится от того, что опять русский Ваня из-под Рязани, встает в боевые порядки, далеко от дома. Для ведения боевых действий на чужой земле, на чужой войне. Хотя господин Путин уверял всех нас, что мы не собираемся становиться более храбрее чем сами сирийцы. Если Сирия в настоящий момент для нашей страны — это, то же самое, что и Испания для СССР в свое время, то об этом нужно сказать Главнокомандующему своему народу. Тогда общество будет воспринимать все это с пониманием.

Материал канала «Zarnitsyn.ru» на Яндекс.Дзен