О культуре художника

Тина Свифт
http://proza.ru/2017/04/01/806

О культуре художника

Какими качествами должен обладать художник? Может быть, ему достаточно лишь освоить грамоту рисования, приобрести специальные навыки, а всё остальное неважно.

К сожалению некоторые так и считают. Ведь у них талант! Ну, зачем хорошему колористу знать математику или ботанику, географию или историю. Так и замыкается человек в кругу узкопрофессиональных интересов.

Бесспорно, что профессиональное мастерство, культуру рисунка и живописи необходимо совершенствовать всю жизнь. У художника должен быть точный глаз, острое чувство формы, умение видеть не несколько, а сотни оттенков цвета. Он обязан виртуозно владеть техникой различных материалов. Но за всем этим нельзя забывать смысл самой работы, призванной особым языком изобразительного искусства выражать мысли и чувства автора.

Художник для того и оттачивает своё мастерство, чтобы с его помощью многое рассказать людям. А что может рассказать недоучка? Даже если он блестяще овладел грамотой изобразительного искусства. Без научных знаний, широкого кругозора он не способен объективно осмысливать явления окружающей жизни, идти в ногу со временем, создавать волнующие произведения.

Тот, кто решил посвятить себя изобразительному искусству, должен знать, что достижение профессионального мастерства связано с развитием творческих начал, художник обязан быть исследователем. Делакруа, например, утверждал: написать картину, довести её от наброска до законченного состояния – это одновременно и наука и искусство.

Даже очень одарённые люди немного достигнут без глубокой и постоянной работы ума. В лучшем случае они сумеют точно написать какие-нибудь предметы, передать портретное сходство, движение. Но произведение искусства не состоится, потому что в его основе должна быть идея, мысль, выраженная соответствующими изобразительными средствами.

Вот почему так важно художнику владеть развитыми видами мышления – логическим, научным, образным, творческим. Для этого с ранних лет необходимо постоянно учиться. Причём нельзя ограничиваться лишь гуманитарными науками.

Художник и учёный мыслят по одним и тем же законам. Ведь и художественный вкус – свойство ума. Недаром Л.Н. Толстой говорил, что наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце.

Более двухсот лет тому назад знаменитый английский художник Д. Рейнольдс, обращаясь с речью к учащимся Королевской Академии художеств, в частности, отметил:
«Успех вашей художественной деятельности почти целиком зависит от вашего прилежания, но прилежание, которое я вам советую, есть прилежание разума, а не рук. Наше искусство не есть божественный дар, но оно и не чисто механическое ремесло. Его основание заложено в точных науках… Художник нуждается в больших знаниях, чем те, что можно почерпнуть на его палитре или приобрести, смотря на свою модель, будь то модель, взятая из жизни или из картины. Невежда не может стать великим художником».

Если вы познакомитесь с биографиями выдающихся художников, то убедитесь, что они были людьми широкообразованными и всесторонне развитыми. Живое воплощение идеала эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи – был не только живописцем, скульптором, архитектором, но и анатомом, математиком, физиком, естествоиспытателем, а также инженером и изобретателем. Кроме того, он был превосходным наездником и музыкантом, исполнявшим собственные песни под аккомпанемент им же сконструированной лютни.

Хорошо определил содержание понятия «образованный» А.В. Луначарский: «Невеждою не должен быть никто. Всякий должен знать основы всех наук и всех искусств. Будь вы сапожник или профессор химии, если у вас закрыта душа к любому из искусств, - значит вы урод, такой же, как если бы у вас не было одного глаза или вы были бы глухим, ибо образование человека заключается именно в том, чтобы всё, в чём человечество творит историю и культуру, что отражается в произведениях, идущих на пользу человека, или на его утешение, или просто на наслаждение жизнью, - чтобы это было доступно каждому человеку…»

Прекрасно, когда широкие знания сочетаются с любовью и пониманием других видов искусства. Выдающийся французский художник Энгр полагал, что, если бы он мог всех своих учеников сделать музыкантами, они выиграли бы как живописцы.

Многие свои произведения И. Левитан, В. Васнецов, Н Рерих и другие художники создавали, связывая их с музыкой. Огромное воздействие всегда оказывала на мастеров изобразительного искусства литература. График А. Гончаров утверждал, что литература и изобразительное искусство – тесное двуединство, в котором каждое из этих искусств по-своему прекрасно и необходимо