Славянский пантеон

Сергей Боровский
«Божество древнерусского пантеона с неустановленными функциями» - любимая фраза в статьях Википедии, рассказывающих о предмете. Но даже и те боги, «функции» которых как бы установлены, выглядят зачастую как без-породные дворняжки, обнюхивающие случайных прохожих в надежде найти хозяина. Кто только ни пытался исследовать эту область – тщетно. Прибавлялись лишь новые версии и разногласия между их приверженцами. Что не удивительно – ведь русскую историю, теми или иными способами, пытаются «замылить» уже без малого 1000 лет.

Таким образом, необходимо признать: восстановиить оригинальную картину славянского пантеона не представляется возможным. Но есть и хорошая новость: без нее вполне можно обойтись. Торжество исторической справедливости может быть достигнуто за счет движения исследовательской мысли в обратную сторону: ну, то есть не от фактов к выводам, а от гипотезы к первоисточнику. Безусловно, гипотезу эту нельзя целиком высосать из пальца, но и стеснять себя общепризнанными условностями точно так же глупо. Мы оттолкнемся от некоторого мистического опыта, не называя фамилий и не разглашая деталей.

Во-первых, мы поставим под сомнение доктрину о том, что славянский пантеон однороден. Другими словами, мы не уверены в том, что все эти «славянские боги» имеют право упоминаться в одном и том же списке. Списков, как минимум, три: первый – персонажи чужой мифологии; второй – существа, отвечающие за Мироздание в целом; третий – покровители стихий. Есть подозрения и на четвертый список, астрономический, но и без него хватает аргументов для разделения первых трех.

О том, что тот же Велес (Волос) был занесен откуда-то из Персии, заявлял еще Николай Гальковский, известный филолог-славист. Практически единогласно считаются «инородцами» Троян, Дый, Сирин и Алконост. Что касается второго и третьего списков, то на мысль о них наводит сумятица в определении ролей. Так, Сварог и Дажьбог оба претендуют на то, чтобы быть послами Солнца, а Посвист и Стрибог соревнуются за право представлять воздух. Отсюда и возникает предположение, что отличие между ними – иерархическое и онтологическое. Сварог отвечает за огонь, т.е. за одно из четырех «первоначальных веществ», тогда как Дажьбог – за его «воплощения», т.е. за воспринимаемую человеком стихию. Аналогично, Стрибог рулит воздухом как таковым, а Посвисту достался ветер.

Во-вторых, возникает сомнение, вытекающее косвенно из первого, в том, что славянский пантеон состоит именно из богов. Бог - это нечто совершенно непостижимое, непознаваемое, находящееся за пределами человеческого восприятия и понимания. Поэтому правильней говорить о них, как о демонах, т.е. о сущностях, олицетворяющих осязаемые, узнаваемые и как бы понятные уму вещи. Именно за это и ополчились на славянских демонов крестоносцы и миссионеры, именно поэтому искажен был и смысл слова «демон», который обозначал то, о чем мы сейчас и говорим – стихию.

В первом приближении наш пантеон после реставрации выглядит так:

Первый уровень (Мироздание): Сварог – огонь, Стрибог – воздух, Переплут – вода, Мать Сыра Земля – земля.

Второй уровень (стихии): Посвист – ветер, Перун – молния, Дажьбог – солнечный свет, Мокошь – судьба, Ладо – любовь, и т.д.

Обратите внимание на то, что судьба и любовь считались такими же стихиями, как какой-нибудь небесный катаклизм. То же самое с творчеством, демона которого идентифицировать пока не получилось.

Утверждается, что монотеистическая религия, приходящая на смену «язычеству» - это шаг в развитии, поскольку предполагается более высокий уровень абстракции. Действительно, ведь единый всемогущий бог создал абсолютно всё, включая демонов, которым поклоняются язычники. Злая ирония, однако, заключается в том, что преимущества монотеизма нивелируются «человеческим фактором». Да, бог новый и более могущественный, но он, в отличие от сотворенных им демонов, неосязаем и неуловим. В него нужно верить, тогда как демонов можно было просто знать и общаться с ними напрямую. А вера, как известно, требует живого участия шаловливых ручек священников и храмов, построенных на деньги налогоплательщиков. А чтобы конвейер без перебоев работал, нужны слова, описывающие бога и тем самым низводящие его до уровня обычного демона. Ну, и за что боролись?