Отрывок из Часть 2. Музыкальный случай в командиро

Николай Прощенко
                * * *
              В свой вагон я перешёл, когда поезд покидал пригород Ленинграда. Проводник, преградивший
       мне путь, потребовал показать билет. Посмотрев его,  он молча пропустил меня.
              В купе, куда я наконец-то добрался, уже разместились три пассажира и похоже на четвертого
       они не рассчитывали, так как моя верхняя полка была занята каким-то огромным ящиком.
               - Я не ошибся? - после приветствия спросил я попутчиков. - Похоже моё место кем-то занято.
               - Это мой инструмент, - отозвался крепкий молодой человек в очках и напрягшись, перенес
           огромный футляр на свою полку.
               - Безбилетника прячете? - пошутил я.
               - Да что вы. Там контрабас, такая огромная скрипка, - пояснил он.

               Я снял шинель и положил её на место только что покоившегося контрабаса. Туда же был
          помещён и мой дорожный портфель. Затем, спросив разрешения, я присел на краю нижней полки.

          Хозяйкой нижнего места оказалась женщина средних лет со строгим взглядом.
          Напротив меня расположились музыкант и улыбчивый мужчина с кавказской внешностью.
          Весельчак с явным любопытством стал разглядывать меня и моё обмундирование.

               - Вот тебя дорогой только и недоставало в нашей компании, - неожиданно сказал кавказец.
                Я все думал, с кем мне придётся ехать? Очень не люблю скучные компании.
                А теперь вижу веселая будет поездка. Все молодые, здоровые, задорные. Мечта да и
                только. Давайте быстрее знакомиться.
                Меня зовут ... Карапет, - стеснительно произнёс он.
               - Как? - переспросил я. - Так ведь называется чей-то народный танец. Шутите наверное.
               - Может и есть такой танец, но меня зовут Карапет.
               - Хорошо, хорошо, - согласился я. - Мое имя по-проще, Николай.
               - Сергей, - представился музыкант.
               Затем мы все трое повернулись к попутчице, но она демонстративно уставилась в окно,
          давая понять, что не намерена знакомиться.
               Мне показалось, что Карапета её поведение обидело, но он быстро взял себя в руки и
          наше знакомство продолжилось.
               - Я еду из Армении в Петрозаводск. Я журналист, работаю в районной газете. Собираю
           кое-какие материалы для публикации, - начал он представляться нам.
               - Тосты? Похищения невест? - с акцентом Этуша, пошутил я. - За этим же ездил к вам на
           Кавказ киногерой Шурик из фильма "Кавказская пленница".
               - Шутишь, это хорошо. Говорил же я, что будет веселой наша компания.
                А чтобы она по настоящему стала весёлой, я предлагаю выпить по рюмочке настоящего
           армянского коньяка.
                Извини дорогой, поднимись, - обратился он к музыканту.

                Приподняв полку своего ложе, Карапет вытащил оттуда обьёмистый портфель. Не стесняясь
            наших любопытных взглядов, он раскрыл трехсекционный кожаный портфель, полностью
            уставленный бутылками.
                В недоумении, мы с музыкантом стали сглатывать слюнки.
                Взглянув на нас, Карапет осторожно взял одну поллитровку и поставил на стол. Остальной
            "арсенал" спиртного, он водворил обратно под полку.
                Вопрос "из чего пить?" - разрешился едва возникнув.
                Под наши любопытные взгляды, журналист вынул из висевшей сумки, что-то объёмное,
            напоминающее "матрёшку" и извлек из нее чеканные металлические стопки. Оттуда же он
            достал и сухофрукты для закуски.
                Против такого угощения я не стал возражать, музыкант тоже не спешил отказываться.
    
                Когда приготовление к застолью было закончено и четыре рюмки медленно
          наполнились золотистой жидкостью, наша попутчица, с непонятным словесным выражением
          недовольства, вылезла из-за стола и покинула купе.
                - Слушай, что за женщина? Чего обижается? - недоумевающе, спросил Карапет.

               Первый тост "за знакомство" был краток, а вот с "вкушанием" коньяка пришлось подождать.
          Карапет порекомендовал нам сначала ощутить букет запахов выдержанного напитка, а потом
          пробовать на вкус.
               Возможно он таким образом и издевался над нами, но мы всю церемонию повторили за ним.
          Легкое обжигание слизистой в полости рта, свидетельствовало о крепости напитка.
          Мы похвалили коньяк и сказали, что еще никогда не пробовали ничего подобного.
          Наши похвалы пришлись Карапету по душе и он снова наполнил рюмки. Перед второй рюмкой
          процедура дегустации не стала повторяться, а тамада попросил нас кратко рассказать о себе.
               Мне не хотелось рассказывать свою биографию. Краткого рассказа о том кем был и кем
          являюсь теперь, стало достаточно для первого знакомства.
              Музыкант тоже много не распространялся. Оказалось, что он студент выпускного курса
          Петрозаводской консерватории. Доказательство сказанного - покоится на полке.

              Вскоре парЫ благородного напитка заполнили купе и мы беседуя на различные темы,
          косясь на бутылку, ингалировали ими.

              В момент чокания третьей рюмкой, дверь купе резко раздвинулась и в её проеме появилась
             наша попутчица. Недовольно поморщив носом, она молча собрала свои вещи и ушла не
          попрощавшись.
           Не испытав откровенного разочарования от оставления нас дамой, мы продолжили дегустацию.
              Третья рюмка уже не казалась обжигающей, а её проникновение в организм, создало в нём
           стабильный "плацдарм" игривого настроения. Захотелось чего-то нового во времяпровождении:
           песен... музыки ... танцев.
               Мысль о прослушивании таящегося инструмента, нам с Карапетом пришла одновременно.
               - Да вы что? - возмутился студент. - Как я его размещу здесь, тут же узко.
               - Да ты попробуй, дорогой. Не поместится - уберём, - стал уговаривать кавказец.

              Наконец студент сдался. Открыл футляр и с трудом вынул оттуда объёмистый инструмент.
          Для того, чтобы он встал вертикально, мне пришлось поднять свою полку.

               - Ну вот, дорогой, а ты сомневался, - обрадовался Карапет, когда контрабас приспособили
          посреди купе.
               - А как же играть? Мне же смычком не размахнуться тут, - противился игре Сергей.
               - Дорогой, тебе же не топором махать, а пилить. Пили себе потихонечку, а мы будем
                тебя слушать. Ты ведь учишься на выпускном курсе - значит готовый артист. А хороший
           артист должен уметь играть в любом положении.
               - И состоянии, - добавил я.

              Наконец студент приспособился. Сидя на верхней ступеньке складной стремянки, спиной
          к зеркальной двери купе, он начал извлекать звуки. Как любой уважающий себя музыкант,
          студент начал с гаммы.
      
               - Э-э, дорогой, я так тоже могу. Ты сыграй что-нибудь классическое или народное.
               - "Танец с саблями" Хачатуряна можешь? - спросил я, вспомнив армянского композитора.
               - Можешь? - переспросил Карапет.

             Студент напрягся, как бы собираясь с мыслями, без какого бы то ни было настроечного
          звукоряда, неожиданно дернул смычком и полилась узнаваемая бравурная мелодия.
          Фрагмент быстро закончился, а мы продолжали молча смотреть на Сергея, не веря своим ушам.
          Первым из оцепенения вышел Карапет:
                - Молодец! Слушай, ты такой молодец. Не ожидал такого. Думал ты просто попилишь
           по струнам, чтобы мы отвязались, а ты вот как умеешь. Молодец. За это надо выпить еще.

             После этих слов, он приподнял полку и вытащил из закромов  бутылку коньяка.

              - Это тебе, дорогой. За твой талант. Хочешь спрячь её, хочешь друзей угости.
                Но это тебе. Сыграй еще что-нибудь, - попросил Карапет.
 
                Далее, несмотря на неширокий звуковой диапазон инструмента, полились другие
           популярные мелодии Кавказских гор. "Лезгинка" неизменно доминировала.
                Ждать антракта долго не пришлось.
                - Открывай бутылку, - сказал мне студент. - Пальцы устали от быстрого темпа, перерыв
           нежен.

               Я знал к чему может привести такое застолье. Знал, что его можно прекратить в любой
           момент, стоит только сказать об этом собутыльникам. Однако чувство уважения к коллективу,
           манящая "коньячная халява", пересилили эгоистические терзания и я потянулся к бутылке.
               Карапет к этой бутылке не притрагивался и наливать пришлось мне. После первой
           "дегустации" второй бутылки, журналист стал расспрашивать студента об учебе. Оказалось,
           что он далеко не молодой, а музыкант со стажем. От того он так виртуозно играет на
           контрабасе.
                Сергей, видимо предчувствуя наши пожелания о продолжении концерта,  не покидал
           своего места за контрабасом.
               Догадываясь об обширном репертуаре студента, мы стали просить его и об аккомпанементе
            нашего пения.
                Мы перепели, наверное, с десяток песен Высоцкого. Затем я вспомнил песню, так тронувшую
            замполита, "Прожектор шарит осторожно по пригорку..." и она не составила труда для
            аккомпаниатора.
                После очередного "антракта" мы снова перешли к классике.
                "К Элизе", танцы Брамса, вальсы Штрауса, прерываемые неоднократными стуками из
            соседних купе, - вошли в наш репертуар.
                Мы с удивлением узнали, что звук контрабаса легко проникает через простенки всех купе
            и его слышно даже в крайних помещениях вагона.
                Конечно, после каждой жалобы пассажиров о громкой музыке, мы притихали, но очередная
            "дегустация" коньяка в душе вызывала потребность в музыке.
                Исполнение танца "Карапет", мелодию которого я все-таки вспомнил, произвело фурор на
            нашего одноимённого друга и он, несмотря на неимоверную тесноту, пустился в пляс,
            напевая припев:
                - Карапет, карапет, почему ты разный?
                Половина - голубой, половина - красный!..
                После танца, может кто другой и повалился бы в изнеможении, но Карапет в очередной
            раз потянулся в свои закрома.
   
                Не знаю сколько времени мог бы продлиться наш "камерный" концерт, но терпение
            пассажиров закончилось, едва по вагону разнеслись траурные звуки нашего контрабаса,
            при исполнении увертюры к опере "Аскольдова могила".

                Под угрозы передать нас милиции и военному коменданту, мы упаковали контрабас и
            легли отдыхать. На полу, в такт стука вагонных колёс, позвякивали пустые бутылки из-под
            продегустированного коньяка. Но заснул я не под этот стук, а под негромкую песню.
            Через стенку купе тараторил кассетный магнитофон и слышался знакомый голос Мулермана:
                - После радости - неприятности,
                По теории вероятности...

                Встречавших ранний утренний поезд было немного, но те, кого обычно обходишь стороной,
            были уже на месте. Проводник, открывший  дверь вагона, поспешил к ним со своим оговором.
            Межвагонный проход был предусмотрительно закрыт и мне ничего не оставалось, как
            предстать перед военным патрулём. Мой вид уставшего человека,  подтверждал телеграфное    

            сообщение, отправленное бригадиром поезда, в адрес компетентных органов. Но ведь такой
            вид мог иметь и любой не выспавшийся гражданин.
               Утверждения начальника патруля  и проводника, о моем нетрезвом состоянии, ничем не
            подтверждалось. Ещё в купе мы постарались замести следы и уничтожить запахи, усердно
            сжевав по половинке мускатного ореха.
                Сославшись на то, что мне нужно сопровождать солдат, я попытался пройти к общему
            вагону, но без проверки документов и переписи моих данных, я не смог это сделать.
                - После передачи солдат в часть, зайдете ко мне в комендатуру для окончательного
            урегулирования конфликта, - приказал мне капитан, начальник патруля.

                В отличие от командира, сержанты не допустили в поезде никаких нарушений и все, мною
            сопровождаемые, были доставлены к месту обучения.

                В воинской части я задержался с оформлением документов и как только освободился,
           приехал в комендатуру. То, что я там услышал, меня не обрадовало. Оказалось, что капитан,
           прождав меня до десяти часов, оформил меня нарушителем порядка в поезде и об этом
           будет сообщено по месту моей службы.

                Осознавая свою вину, я направился в кассу Аэроагентства за билетом на самолет.
           Как это не удивительно, но там я встретил Карапета. Коньяк способствовал быстрому
           сбору необходимой ему информации и он был готов лететь в Москву.
                - Дорогой, ну как ты? В милиции нам сказали, что тебя забрали в комендатуру.
                - Верно. Был там. Теперь буду ждать неприятностей, - подтвердил я.
                - Ай, - воскликнул он. - Это я виноват. Я вас споил. Но так весело - я ещё не ездил.
                - Ну а что в милиции? У вас тоже неприятности? - перебил я.
                - Какие неприятности, дорогой? Дал им две бутылки коньяка и нас отпустили.

               - Знаешь что? Возьми у меня бутылку хорошего коньяка, только сам не пей, а отдай там
                у себя, кому нужно, и у тебя тоже не будет неприятностей.
               
              После этих слов, Карапет извлёк из заметно полегчавшего портфеля бутылку коньяка и
          отдал мне.
              При прощании мы долго и крепко жали друг другу руки. Затем, получив массу незаслуженных
          комплементов и пожеланий в мой адрес, я не стал соревноваться в красноречии, а просто
          пожелал ему успехов и счастливого пути. 

             Судьба избавила меня от приключений как в самолёте рейса Петрозаводск - Ленинград,
          так и в поезде Ленинград - Таллин.