О фильме Паразиты

Вера Стремковская
Южнокорейский комедийно-драматический фильм с элементами триллера «Паразиты» режиссера Пон Чжун Хо получил Золотую пальмовую ветвь 72 Каннского кинофестиваля 2019 года, и стал Лауреатом премии «Оскар» 2020 в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший иностранный художественный фильм».
Столь высокая оценка, и множество значимых наград подвигли меня посмотреть картину.
Получила очередную порцию вливания в сознание жестокости, зла, насилия, убийств, крови, лжи, удушливого состояния безумия.
Актер, сыгравший Джокера в одноименном фильме, тоже получил свой приз. Оценили и роль, и игру.
За последнее время разум переполнен подобного рода насильственными внедрениями. Фильм «Джокер», фильм «Текст» по одноименному роману Д. Глуховского, роман «Серотонин» Мишеля Уэльбека… по аннотациям книгоиздателей и кинокритиков лучшие произведения года! Книги-бестселлеры! Самые ожидаемые и самые кассовые!
Неужели человечество дошло до такой степени возможного в постижении искусства, и даже награждает за это, когда уже не остается места чему-то живому и нормальному. Получается порочный круг. Жизнь производит эти образы, кино отражает их, как в зеркале, а потом ведущие кинокритики и киноакадемии награждают.
Это, однако, упадок нравственности и путь в никуда. Ибо искусство должно открывать человеку возможности духовного совершенствования, умения сопереживать, жертвовать, выживать в сложных ситуациях, оставаясь человеком.
Получивший столько высоких наград фильм «Паразиты», на мой взгляд, лишь вскрывает наболевшую рану, но, кроме запаха крови и гноя, не оставляет иного послевкусия.
Надо ли вообще все это смотреть и читать? А главное, куда подобное искусство ведет мир, и душу отдельного человека?
Разумеется, нельзя обойти вниманием проблему расслоения общества на социальные классы нищих и богатых. И, если ничего не предпринимать, то, рано или поздно, пружина взорвется, и, как сказано в Писании: "… последние станут первыми…», уничтожая на своем пути всех и вся, бездумно и зверски, из чувства мести за свою безвыходность и подавленность.
В этом смысле фильм российского режиссера А. Звягинцева "Елена" куда весомее и значительнее, и на ту же тему. Но и он вязнет в памяти, и удручает, оставляя гнетущее чувство разочарования.
Проблема не нова. Ее достоверно и точно описывал, например, Достоевский. Разница в понимании, отображении сути очевидна, - потому и не перестает притягивать умы и питает многих последователей в искусстве, людей творческих. Герои его романов тоже из низших социальных слоев, и они тоже совершают преступления. Но затем следует долгий процесс осмысления, раскаяния, мучительное переживание, и, что самое главное, и возвышающее человека над другими живыми существами, - духовный рост. Если нет этой основной составляющей, а именно, как результат долгих исканий и ошибок – осмысление, раскаянье - то бессмысленно все остальное, как бы ярко и талантливо не показал нам тот или иной режиссер, или писатель сложную ситуацию, или проблему.
Поэтому таким бессодержательным, пустым, по сути, показался мне фильм «Паразиты». Герои не наполнены внутренней жизнью, читают лишь мобильники, да и то, при наличии бесплатного интернета.
Так же, как в фильме «Джокер», ранее упомянутом мной. Разве нет альтернативы непременному «взрыву пружины»? Может ли современное демократическое общество влиять на развитие человека? И как?
Критерии добра и зла не изменились с Библейских времен. И, когда на глазах маленького мальчика, озверевший, измазанный кровью мужчина, много лет тайно скрывавшийся от кредиторов в подвале дома семьи этого малыша,- вдруг врывается, и с размаху разбивает камнем голову молодому человеку, а потом мясным ножом режет гостей, пришедших на праздник, и  всаживает нож в сердце юной учительницы рисования, которая несет именинный торт, - то мальчик падает в обморок... Думаю, в этот момент многие зрители испытывают подобные чувства. Для чего так натуралистично и детально показывать, как режет безумец невинных людей, словно мясник, визжащих свиней? Ведь это унижает достоинство Человека. Лично мне захотелось вымыть руки, и настежь открыть окно после увиденного.
Но поражает, что за это дают главную премию киноакадемии «Оскар»!
Сцены жестокости, лживого, гадливого захвата чужого дома вязнут в сознании, и преследует вопреки попыткам поскорее позабыть.
Я убеждена, что роль искусства совсем иная. А именно, - искусство должно способствовать духовному росту человека, пробуждать к умению прощать, любить, сопереживать, жертвовать, и оставаться Человеком.