О книге Сергея Чепрова Обронила птица перо

Сергей Чепров
 Журнал "Сибирь" "1. 2019 год.


                АЛЕКСАНДР НИКИФОРОВ

                Русское перо

                О книге Сергея Чепрова «Обронила птица перо».

         В  новом  сборнике Сергея  Чепрова,  как  и  в  предыдыдущих,  невесёлые размышления о сложившейся в современном мире «извращённой» системе ценностей. Это и  лишение     человека-труженика       его   извечной    мечты:   жить    достойно  своим  честным  трудом,  это  и  ностальгия  по  ушедшему,  но  более  справедливому, по его мнению, порядку, когда жили, «может быть, рая   близь»,  это  и  печальные  картины  умирающих деревень с растерявшимся крестьянином, будущее которого напрочь  лишено перспектив, и тревога за последующие поколения... Не один он тревожитя. Не только у него душа болит… Недаром, наверное, такой безысходной грустью  пронизаны слова о творчестве поэта замечательного критика Валентина Курбатова: «Стихи Чепрова печальны и беззащитны, как и все наши нынешние сочинения, которые не нужны энергичному времени с его иными идеалами счастья. Стихи его  я знал и прежде, и даже немного писал о них. Эта милая русская муза дотягивает  последние дни. Она «слишком» народна, тогда как народ давно стал стыдиться  своей «народности» и норовит эмигрировать если не в чужие края, то хоть в «дворянство»». Печально, но, наверное, справедливо для дня сегодняшнего. Остаётся лишь надеяться, что слова эти всё же не станут пророческими. Не утратит русская  душа этого неистребимого стремления к добру и свету, не растрясёт и не растеряет на бесконечных дорожных ухабах нашей бескрайней Родины ни просветлённой  мудрости своей, ни непонятной чужаку извечной совестливости, ни великой скор-
би да незатухающей боли за всех униженных и обиженных. И, вникая в строки  новых стихов Сергея Чепрова, соглашаешься с ним, что душу русскую не сломать  и не уничтожить, что Русь Святая будет жить вечно!» 
                * * *
    Истоки поэзии Сергея Чепрова — в русской народной поэтической культуре…  В  России  с  незапамятных  времён  жила  народная  поэзия:  былины,  украшенные  ритмикой и метафорами, сказки с мифическими образами и рифмованные поговорки и пословицы. До появления письменности всё это духовное национальное  богатство передавалось устно от старшего поколения младшему, а в конце девятого века монахами Кириллом и Мефодием была создана азбука, впоследствии  названая «кириллицей». На основании её в русском царстве-государстве со временем возникла письменность и книгопечатание. Появились литературные произведения в прозе и стихосложении.
    Первым книжным поэтом на Руси принято считать Симеона Полоцкого. Затем  Михаил Ломоносов, Гаврила Державин, Василий Тредиаковский, взращенные на  средневековой книжной поэзии и прозе, внесли огромный вклад в развитие русской письменной поэзии. Но их произведения предназначались для высших слоёв русского общества, обладающих книжной грамотностью. Народной поэзией в книжных стихах даже и не пахло. И только Александр Пушкин, благодаря стараниям няни-сказительницы Арины Родионовны, её огромному знанию народного 
фольклора, впервые в письменном виде вознёс на небывалую высоту творчество  русского народа над эстетством привилегированного общества. Впоследствии в  литературе  появились  два  противоборствующих  течения:  славянофилы,  высоко  ценившие  устную  народную  поэзию,  и  западники,  уповающие  на  европейское  просвещение «тёмного» русского народа.           Противостояние западников и славянофилов и ныне раскалывает русскую литературу, и западники, как это ни печально, пока одерживают верх — исчезает из  русской поэзии народный дух, народное слово. По сей причине, читая книги современных русскоязычных поэтов, редко встретишь стихи с национальным колоритом, ибо чуждая народу порочная идеология змеёй вползает в сознание русского человека. В нравственной растерянности даже рабочий и потомственный крестьянин. Остаётся лишь одна надежда — на Бога. Авось, спасёт, не попустится…   
     И такая отрада русской душе читать истинно народные стихи Сергея Чепрова,  собранные в книге «Обронила птица перо», что в 2017 году вышла в алтайском  городе Бийске.
    А впервые с поэзией Сергея Чепрова я познакомился, прочитав стихи в подборке  «И только Русь одна — святая!», опубликованной в журнале «Сибирь» № 3 за 2018 год. 

    Не утратив прежних иллюзий                И резвиться уже не манит
    И позиций своих не сдав,                В грязной пене новой волны.
    Я остался в Советском Союзе,                Я не то чтоб не принимаю —
    В благодатных застойных годах.               Наблюдаю со стороны.

    Но в начале, доверяясь свободе               Дело в стержне, а не во вкусе.
    И попробовав жизни иной,                По иному шагать не смог.
    Я был выброшен на мелководье               Я остался в Советском Союзе
    С вечным страхом пред глубиной.            Как последний надёжныё совок .

Перечитав не единожды всю подборку, я понял, что это лишь избранные стихи 
Сергея Чепрова, и захотелось узнать подробнее о его творчестве. Я поинтересо-
вался у Анатолия Байбородина, главного редактора журнала «Сибирь», где он на-
шёл эти стихи, щемящие сердце простого русского читателя... И вскоре получил 
от  Анатолия  Григорьевича  полную  электронную  версию  книги  Сергея  Чепрова 
«Обронила птица перо». В сопроводительном письме главный редактор попросил 
меня изложить впечатление об этой книге.
    Взяв  книгу  доселе  незнакомого  автора,  внимательный  читатель  обязатель-
но вдумается в название и обратит внимание на обложку. Многое может сказать 
запечатлённое  фотографом  мгновение  человеческой  жизни  вдали  от  каменных 
джунглей современных городов. От мастерски сделанного снимка веет природ-
ным покоем алтайской глубинки... В остывающем закате птичья стая летела над 
крестьянской Русью; и в моём воображении родилась сказочная картина: вещая 
птица обронила перо, что оказалось волшебным. И поэт обрёл это перо; и, сидя 
возле поленницы дров, задумался о смысле жизни…

                Я понять пытаюсь, вроде.
                Хоть задача не проста.
                День за днём — и жизнь проходит.
                Где тут суть? Где суета?

    Пристально вглядевшись в обложку, открываю сборник, и запевное стихотво-
рение сразу объясняет судьбоносное превращение пахаря-крестьянина в творче-
скую личность:

                Явившись в разгаре лета
                На свет желторотым птенцом,
                Я не был рождён поэтом,
                Но пахарем иль жнецом.

                Своей не противясь сути,
                Шагал по земле, не скользил,
                Извечно по локоть в мазуте
                И по колено в грязи.

                Но как-то на мёртвом поле,
                Заплакав, запев ли навзрыд,
                Вдруг понял я, что у боли
                Тоже есть рифма и ритм.

    Для того чтобы определить значимость и художественный уровень поэта, не 
обязательно  анализировать  все  работы.  Достаточно  отдельных,  знаковых  сти-
хотворений, развёрнутых метафор и ярких эпитетов в его произведениях. Ино-
гда даже поэтической строки достаточно, чтобы определить время происходящих 
событий: 
                Нам слаще мёда были анекдоты.
                Честнее «Правды» выглядел «Посев».
                И заходились смехом до икоты,
                Как целовался «в дёсны» наш генсек.

    Поэт показывает, как в Красной Империи в эпоху Брежнева прозападная ин-
теллигенция в потаённых кухонных беседах, в анекдотах против государственной 
власти, прославляя западные буржуазные «свободы», разрушала в молодом поко-
лении державное имперское сознание. Хотя именно на те годы, прозванные «за-
стойными», выпал величайший пассионарный взлёт русской нации, когда в науку, 
искусство пришли мужики от серпа и молота и творили чудеса. 
    А вот краткое выражение, характеризующее институт бюрократии, что ныне 
в отличие от советских времён обрёл чудовищную мощь: «…Чем выше кресло, 
тем скудней душа…» Даже о поэтической краткости Сергей Чепров пишет с му-
дростью мастера: «Простота не всегда легка.// И, отнюдь, не всегда пуста…»
Разными  по  значению  эпитетами  изобилует  весь  сборник.  Вот  горькое  раз-
мышление Сергея Чепрова о перестройке в его родном государстве:  «…Уйдёт 
последняя деревня// и с нею в Лету канет Русь». А вот щемящее душу воспоми-
нание о безвозвратно ушедшем детстве: «…Я помню запах мёда сладкий. // Пуга-
ющий пчелиный звон…»
    Необычно выписан, только эпитетами, портрет божьего лица в видении право-
славного поэта. Глубочайшая любовь и сострадание к ближнему в скупых строч-
ках этого стихотворения: 
       
                *****
                Мне когда-то рассказывал дед,
                Может, малость приврав по привычке,
                Будто видел икону он, где
                Бог  совсем в необычном обличье.

                Не синеют вокруг васильки
                Под чудесное райское пенье… 
                Неподъемная тяжесть руки
                На измазанном глиной колене.

                И морщин глубочайших каскад
                На челе. И в сединах – плешинка.
                И печальный, до горечи, взгляд,
                Где проклюнется скоро слезинка.

                И не ангелы рядышком с ним  -
                Души наши, грязны и горбаты.
                А в сторонке, на гвоздике, -  нимб 
                Отливает прощальным закатом.

    Нередко в метафорах Сергея Чепрова ярко прослеживаются черты народной 
поэзии:

                …Не было ни года, ни недели,
                Может, даже мысли в пенье том,
                Но луна качнулась в колыбели
                И зайчишка всхлипнул под кустом…

    В другом стихотворении, Сергей Чепров, с русским беззлобным юмором пи-
шет о девушке, всю жизнь мечтающей выйти замуж, за «принца на белом коне»: 

                …Засиделась в девках дева.
                Грусть-печалька — на версту.
                Все гляделки проглядела,
                Продавила задом стул…

Вот пример развёрнутой метафоры в стихотворении о правде на Руси, наводя-
щей читателя на грустные мысли: 

                …Ложь для многих, что пустыне — влага,
                В знойный полдень — свежий ветерок.
                Вот и ходит правда-бедолага,
                Как побитый брошенный щенок…

    Грубовато, по-простонародному, метафорой начинается стихотворение «Часы 
с ккукушкой»: 

                До меня кукушка в будке
                Сдохла, выпучив глаза.
                А куда бегут минутки,
                Больше некому сказать…

    Можно ещё, ещё и ещё цитировать поэтические находки Сергея Чепрова. Весь 
сборник наполнен ярким светом родной русской речи, родниковой чистотой ав-
торского видения, не замутнённого чужебесным языком. Чем сплошь и рядом в 
прозе  и  поэзии  грешат  современные  русскоязычные  писатели,  забывшие  душу 
нации — родной язык. Конечно, способ самовыражения — дело сугубо личное, 
и всё же, всё же… Но отвлечёмся от грустных размышлений, вернёмся к стихам 
Сергея Чепрова.
    Не секрет, что в поэзии образы, как и метафоры, являются основным призна-
ком художественности стихотворной речи. В этом отношении поэтические образы 
Сергея Чепрова натуральны, без искусственных красивостей. Зато в обилии го-
речь утрат и глубокие размышления о современной жизни в России. Как правило, 
русский поэт провинциальной России — бессребреник, и не о материальных цен-
ностях молитва его: 

                …Дай уменья мне, Боже правый,
                И дела ценить, и года.
                Не достатка прошу, не славы, —
                Научи меня сострадать…

    Предельно точно передан русский простонародный характер — или всё, или 
нничего:

                …Мы, похоже, другого замеса,
                Если с криком «Была не была!»
                Исключая мозги из процесса,
                Рвём отчаянно удила…

    А вот в четырёх строчках стихотворения образный портрет православной Рос-
сии: 

                …А Русь моя всегда была светла
                Тем, что свеча не гасла пред иконой.
                Тем, что сияли в небе купола
                И плыли вдаль малиновые звоны…

                Невозможно в одной статье упомнить всё, да и надо ли? Главная мысль о поэ-
зии Сергея Чепрова проста. В относительно небольшом сборнике стихов «Обро-
нила птица перо» — вся жизнь православного поэта как на ладони. Искренность 
чувств и горькая правда не оставят равнодушным русского читателя. Дай Бог Вам, 
Сергей Васильевич, сил и здоровья!