Журнал "Сибирь" "1. 2019 год.
АЛЕКСАНДР НИКИФОРОВ
Русское перо
О книге Сергея Чепрова «Обронила птица перо».
В новом сборнике Сергея Чепрова, как и в предыдыдущих, невесёлые размышления о сложившейся в современном мире «извращённой» системе ценностей. Это и лишение человека-труженика его извечной мечты: жить достойно своим честным трудом, это и ностальгия по ушедшему, но более справедливому, по его мнению, порядку, когда жили, «может быть, рая близь», это и печальные картины умирающих деревень с растерявшимся крестьянином, будущее которого напрочь лишено перспектив, и тревога за последующие поколения... Не один он тревожитя. Не только у него душа болит… Недаром, наверное, такой безысходной грустью пронизаны слова о творчестве поэта замечательного критика Валентина Курбатова: «Стихи Чепрова печальны и беззащитны, как и все наши нынешние сочинения, которые не нужны энергичному времени с его иными идеалами счастья. Стихи его я знал и прежде, и даже немного писал о них. Эта милая русская муза дотягивает последние дни. Она «слишком» народна, тогда как народ давно стал стыдиться своей «народности» и норовит эмигрировать если не в чужие края, то хоть в «дворянство»». Печально, но, наверное, справедливо для дня сегодняшнего. Остаётся лишь надеяться, что слова эти всё же не станут пророческими. Не утратит русская душа этого неистребимого стремления к добру и свету, не растрясёт и не растеряет на бесконечных дорожных ухабах нашей бескрайней Родины ни просветлённой мудрости своей, ни непонятной чужаку извечной совестливости, ни великой скор-
би да незатухающей боли за всех униженных и обиженных. И, вникая в строки новых стихов Сергея Чепрова, соглашаешься с ним, что душу русскую не сломать и не уничтожить, что Русь Святая будет жить вечно!»
* * *
Истоки поэзии Сергея Чепрова — в русской народной поэтической культуре… В России с незапамятных времён жила народная поэзия: былины, украшенные ритмикой и метафорами, сказки с мифическими образами и рифмованные поговорки и пословицы. До появления письменности всё это духовное национальное богатство передавалось устно от старшего поколения младшему, а в конце девятого века монахами Кириллом и Мефодием была создана азбука, впоследствии названая «кириллицей». На основании её в русском царстве-государстве со временем возникла письменность и книгопечатание. Появились литературные произведения в прозе и стихосложении.
Первым книжным поэтом на Руси принято считать Симеона Полоцкого. Затем Михаил Ломоносов, Гаврила Державин, Василий Тредиаковский, взращенные на средневековой книжной поэзии и прозе, внесли огромный вклад в развитие русской письменной поэзии. Но их произведения предназначались для высших слоёв русского общества, обладающих книжной грамотностью. Народной поэзией в книжных стихах даже и не пахло. И только Александр Пушкин, благодаря стараниям няни-сказительницы Арины Родионовны, её огромному знанию народного
фольклора, впервые в письменном виде вознёс на небывалую высоту творчество русского народа над эстетством привилегированного общества. Впоследствии в литературе появились два противоборствующих течения: славянофилы, высоко ценившие устную народную поэзию, и западники, уповающие на европейское просвещение «тёмного» русского народа. Противостояние западников и славянофилов и ныне раскалывает русскую литературу, и западники, как это ни печально, пока одерживают верх — исчезает из русской поэзии народный дух, народное слово. По сей причине, читая книги современных русскоязычных поэтов, редко встретишь стихи с национальным колоритом, ибо чуждая народу порочная идеология змеёй вползает в сознание русского человека. В нравственной растерянности даже рабочий и потомственный крестьянин. Остаётся лишь одна надежда — на Бога. Авось, спасёт, не попустится…
И такая отрада русской душе читать истинно народные стихи Сергея Чепрова, собранные в книге «Обронила птица перо», что в 2017 году вышла в алтайском городе Бийске.
А впервые с поэзией Сергея Чепрова я познакомился, прочитав стихи в подборке «И только Русь одна — святая!», опубликованной в журнале «Сибирь» № 3 за 2018 год.
Не утратив прежних иллюзий И резвиться уже не манит
И позиций своих не сдав, В грязной пене новой волны.
Я остался в Советском Союзе, Я не то чтоб не принимаю —
В благодатных застойных годах. Наблюдаю со стороны.
Но в начале, доверяясь свободе Дело в стержне, а не во вкусе.
И попробовав жизни иной, По иному шагать не смог.
Я был выброшен на мелководье Я остался в Советском Союзе
С вечным страхом пред глубиной. Как последний надёжныё совок .
Перечитав не единожды всю подборку, я понял, что это лишь избранные стихи
Сергея Чепрова, и захотелось узнать подробнее о его творчестве. Я поинтересо-
вался у Анатолия Байбородина, главного редактора журнала «Сибирь», где он на-
шёл эти стихи, щемящие сердце простого русского читателя... И вскоре получил
от Анатолия Григорьевича полную электронную версию книги Сергея Чепрова
«Обронила птица перо». В сопроводительном письме главный редактор попросил
меня изложить впечатление об этой книге.
Взяв книгу доселе незнакомого автора, внимательный читатель обязатель-
но вдумается в название и обратит внимание на обложку. Многое может сказать
запечатлённое фотографом мгновение человеческой жизни вдали от каменных
джунглей современных городов. От мастерски сделанного снимка веет природ-
ным покоем алтайской глубинки... В остывающем закате птичья стая летела над
крестьянской Русью; и в моём воображении родилась сказочная картина: вещая
птица обронила перо, что оказалось волшебным. И поэт обрёл это перо; и, сидя
возле поленницы дров, задумался о смысле жизни…
Я понять пытаюсь, вроде.
Хоть задача не проста.
День за днём — и жизнь проходит.
Где тут суть? Где суета?
Пристально вглядевшись в обложку, открываю сборник, и запевное стихотво-
рение сразу объясняет судьбоносное превращение пахаря-крестьянина в творче-
скую личность:
Явившись в разгаре лета
На свет желторотым птенцом,
Я не был рождён поэтом,
Но пахарем иль жнецом.
Своей не противясь сути,
Шагал по земле, не скользил,
Извечно по локоть в мазуте
И по колено в грязи.
Но как-то на мёртвом поле,
Заплакав, запев ли навзрыд,
Вдруг понял я, что у боли
Тоже есть рифма и ритм.
Для того чтобы определить значимость и художественный уровень поэта, не
обязательно анализировать все работы. Достаточно отдельных, знаковых сти-
хотворений, развёрнутых метафор и ярких эпитетов в его произведениях. Ино-
гда даже поэтической строки достаточно, чтобы определить время происходящих
событий:
Нам слаще мёда были анекдоты.
Честнее «Правды» выглядел «Посев».
И заходились смехом до икоты,
Как целовался «в дёсны» наш генсек.
Поэт показывает, как в Красной Империи в эпоху Брежнева прозападная ин-
теллигенция в потаённых кухонных беседах, в анекдотах против государственной
власти, прославляя западные буржуазные «свободы», разрушала в молодом поко-
лении державное имперское сознание. Хотя именно на те годы, прозванные «за-
стойными», выпал величайший пассионарный взлёт русской нации, когда в науку,
искусство пришли мужики от серпа и молота и творили чудеса.
А вот краткое выражение, характеризующее институт бюрократии, что ныне
в отличие от советских времён обрёл чудовищную мощь: «…Чем выше кресло,
тем скудней душа…» Даже о поэтической краткости Сергей Чепров пишет с му-
дростью мастера: «Простота не всегда легка.// И, отнюдь, не всегда пуста…»
Разными по значению эпитетами изобилует весь сборник. Вот горькое раз-
мышление Сергея Чепрова о перестройке в его родном государстве: «…Уйдёт
последняя деревня// и с нею в Лету канет Русь». А вот щемящее душу воспоми-
нание о безвозвратно ушедшем детстве: «…Я помню запах мёда сладкий. // Пуга-
ющий пчелиный звон…»
Необычно выписан, только эпитетами, портрет божьего лица в видении право-
славного поэта. Глубочайшая любовь и сострадание к ближнему в скупых строч-
ках этого стихотворения:
*****
Мне когда-то рассказывал дед,
Может, малость приврав по привычке,
Будто видел икону он, где
Бог совсем в необычном обличье.
Не синеют вокруг васильки
Под чудесное райское пенье…
Неподъемная тяжесть руки
На измазанном глиной колене.
И морщин глубочайших каскад
На челе. И в сединах – плешинка.
И печальный, до горечи, взгляд,
Где проклюнется скоро слезинка.
И не ангелы рядышком с ним -
Души наши, грязны и горбаты.
А в сторонке, на гвоздике, - нимб
Отливает прощальным закатом.
Нередко в метафорах Сергея Чепрова ярко прослеживаются черты народной
поэзии:
…Не было ни года, ни недели,
Может, даже мысли в пенье том,
Но луна качнулась в колыбели
И зайчишка всхлипнул под кустом…
В другом стихотворении, Сергей Чепров, с русским беззлобным юмором пи-
шет о девушке, всю жизнь мечтающей выйти замуж, за «принца на белом коне»:
…Засиделась в девках дева.
Грусть-печалька — на версту.
Все гляделки проглядела,
Продавила задом стул…
Вот пример развёрнутой метафоры в стихотворении о правде на Руси, наводя-
щей читателя на грустные мысли:
…Ложь для многих, что пустыне — влага,
В знойный полдень — свежий ветерок.
Вот и ходит правда-бедолага,
Как побитый брошенный щенок…
Грубовато, по-простонародному, метафорой начинается стихотворение «Часы
с ккукушкой»:
До меня кукушка в будке
Сдохла, выпучив глаза.
А куда бегут минутки,
Больше некому сказать…
Можно ещё, ещё и ещё цитировать поэтические находки Сергея Чепрова. Весь
сборник наполнен ярким светом родной русской речи, родниковой чистотой ав-
торского видения, не замутнённого чужебесным языком. Чем сплошь и рядом в
прозе и поэзии грешат современные русскоязычные писатели, забывшие душу
нации — родной язык. Конечно, способ самовыражения — дело сугубо личное,
и всё же, всё же… Но отвлечёмся от грустных размышлений, вернёмся к стихам
Сергея Чепрова.
Не секрет, что в поэзии образы, как и метафоры, являются основным призна-
ком художественности стихотворной речи. В этом отношении поэтические образы
Сергея Чепрова натуральны, без искусственных красивостей. Зато в обилии го-
речь утрат и глубокие размышления о современной жизни в России. Как правило,
русский поэт провинциальной России — бессребреник, и не о материальных цен-
ностях молитва его:
…Дай уменья мне, Боже правый,
И дела ценить, и года.
Не достатка прошу, не славы, —
Научи меня сострадать…
Предельно точно передан русский простонародный характер — или всё, или
нничего:
…Мы, похоже, другого замеса,
Если с криком «Была не была!»
Исключая мозги из процесса,
Рвём отчаянно удила…
А вот в четырёх строчках стихотворения образный портрет православной Рос-
сии:
…А Русь моя всегда была светла
Тем, что свеча не гасла пред иконой.
Тем, что сияли в небе купола
И плыли вдаль малиновые звоны…
Невозможно в одной статье упомнить всё, да и надо ли? Главная мысль о поэ-
зии Сергея Чепрова проста. В относительно небольшом сборнике стихов «Обро-
нила птица перо» — вся жизнь православного поэта как на ладони. Искренность
чувств и горькая правда не оставят равнодушным русского читателя. Дай Бог Вам,
Сергей Васильевич, сил и здоровья!