Связать Сахалин с материком не там, где все ждут

Михаил Колобов 53
Связать Сахалин с материком не там, где все ждут



Природа сблизила Сахалин с материком в проливе Невельского на 7 километров, потому, когда речь заходила о сооружении доступной переправы, все смотрели именно на это место в проливе от мыса Лазарева на континенте до мыса Погиби на острове. Здесь при Сталине сделали попытку проложить тоннель, это же место рассматривается сейчас для мостового перехода.

Встречающиеся глубины в 20 метров и стойкий фарватер для судов в 7,2 метра, отвергли самый дешевый вариант, дамбу. Интенсивное судоходство диктует высоту моста над поверхностью моря в 45,7 метра (требование министерства обороны, тогда как гражданские хотели остановиться на 36 метрах), а это существенно удорожает мостовой переход исключительно железнодорожного свойства. Тектонический разлом в проливе Невельского и реальные землетрясения 1924, 1971, 1995 годов ставят свои условия в удорожании мостового перехода в связи с сейсмической опасностью.
Общему удорожанию проекта способствует ситуация, что одним мостом дело не ограничивается. От станции Селихин недалеко от Комсомольска на Амуре до станции Ныш на Сахалине требуется построить 585 км железнодорожных путей с промежуточными станциями.

Заглядывая в дальние перспективы, с учетом резкого повышения грузопотока из Японии (об этом не думать никак нельзя), сразу видится узкое место в виде однопутного моста у Комсомольска на Амуре. Строить еще один мост через широкий Амур здесь? Притом, что выход транзитных грузов на БАМ выглядит зигзагообразно.

Если протянуть железную дорогу от станции Постышево на БАМе через Бриакан, село им.Полины Осипенко, Маго, Николаевск-на-Амуре до мыса Пуир с переходом на Сахалин через дамбу в Амурском лимане, и далее до станции Ноглики на Сахалине, то железнодорожного пути будет больше, но можно сэкономить на морской переправе.

Амурский лиман мелководный (2-3 метра и только в двух узких местах на фарватере 4 метра) позволяет создавать переход на Сахалин по дамбе. Это в 15-30 раз дешевле моста в проливе Невельского, а тот забирает половину от 540 миллиардов рублей от общего проекта. Оттого удлинение перехода в четыре раза до 28 километров не представляется существенной проблемой, как по строительству (много проще, а значит быстрее), так и по деньгам.

Главное, что по дамбе можно сразу пустить и автомобильную дорогу наряду с железнодорожной. Транспортное разнообразие – существенное преимущество данного направления, причем достигается за меньшие деньги. В транспортной доступности окажется северный Сахалин (Оха рядом), тогда как при прокладке только железной дороги Селихин – Ныш, северный Сахалин остаётся не у дел. Вовлекаем в развитие старинный город-порт Николаевск-на-Амуре. Существенное расширение хинтерланда преобразует его из заштатного порта перевалки речных грузов в первый морской порт на пути грузов БАМа.

Дамба отсекает от Татарского пролива суровые воды Охотского моря, которые течением Шренка забивают льдом побережья Хабаровского и Приморского краев. Пальмы на Сахалине не вырастут, но климат смягчится, а порты Ванино и Николаевска-на-Амуре станут круглогодичными.

12.02.2020