1 Я забыл слово мама...

Михаил Заскалько 2
Из цикла "Детское мыло"

На полу раскатан двухметровый кусок обоев, на нём красочно оформленная игра. Голубые змейки рек, зелёные леса, пёстрые горы, ядовито-рыжие болота. Самодельный кубик, разноцветные фишки из пластмассы.
Играют впятером. Руководит игрой Олег. Он старший по возрасту, но на голову ниже младшего братишки девятилетнего Лёши.

В разгар игры в комнату вваливается Николай. Как обычно пьяный.
Ребята затихли. Толик продолжил игру: бросил кубик.
Николай прошёл вперёд и остановился перед Олегом, наступив грязными сапогами на игру.
Олег поднял голову, глянул на отчима.
- Ну, что, зверёныш? Играешь?
- Играю.
- Пацаны, брысь!
Ребята задом отползли, юркнули под кровать.

- Встать! Когда с тобой разговаривают!- внезапно вскрикнул Николай и поддал кубик ногой.
Олег не спеша поднялся.
- Ты что творишь, зверёныш?
- Ничего.
- Ничего? А почему тогда твоя училка мне втык вставила?
- Не знаю.
- Издеваешься?
- И не думал.
- Самый умный, да? А вокруг одни дураки? Да?
- Некоторые.

Николай матюгнулся, цепко ухватил за плечо Олега, дыхнул в лицо перегаром:
- Слушай, умник, ты меня достал! Марш за стол!- толкнул  к столу.
Олег ударился локтем о столешницу, поморщился от боли.
- Доставай тетрадь по литературе.
Олег молча вынул из портфеля тетрадь, раскрыл, положив на стол. Вопросительно глянул на отчима.
- Пиши.
- Что?
- Сочинение, гадёныш! Кому кол влепили? Мне? Чего пялишься? Пиши!
- Я не буду.
- Чево? Ещё как будешь.
- Я не буду.
- А я сказал, будешь!- Николай схватил Олега за шиворот и швырнул на стул.- И пиши, как надо! Умник, мать твою!
- Всё равно не буду КАК НАДО,- упрямо повторил Олег.
- Борзеешь, зверёныш, ох, борзеешь. Но я живо обломаю твою борзоту,- Николай стал вытаскивать ремень из брюк.

Олег вскочил.
- Сидеть!- Николай с силой надавил на плечо Олега. - Бери ручку.
Олег не шелохнулся.
-Ублюдок! Руки на стол!- истерично закричал Николай.
Олег положил. Николай резко ударил по ним сложенным вдвое ремнём.
Олег дёрнулся, вскочил, отбросив стул, задыхаясь, выкрикнул:
- Не смей меня бить!

- Ты на кого варежку раззявил? Дерьмо ты верблюжье!- Николай расправил ремень, и в следующее мгновенье петлёй захлестнул на шее Олега, рванул на себя.
Олег рухнул на колени, ткнувшись головой в ноги отчима. Свободной рукой Николай поставил стул, затем подтянул мальчишку к нему. Олег задыхался, тщетно пытался руками ослабить удавку. Николай поймал его руки, прижал к стулу, наступил у запястьев сапогом. Освободив ремень, вновь сложил пополам. Олег прокашлялся, восстанавливая дыхание.

- Что, зверёныш? Чья взяла?
Олег промолчал, безуспешно пытаясь освободить руки.
- Не для того я тебя ублюдок кормлю-одеваю, чтобы меня в школу вызывали как шестёрку…
Ремень дважды хлестнул по синеющим кистям Олега.
- Пожалеешь…- кусая губы, выдохнул Олег.
- Нет, гадёныш это ты пожалеешь, что на свет родился. Жертва неудавшегося аборта, вот кто ты! Мамкино дерьмо!

Молча полными слёз глазами Олег смотрел на свои руки: они синели всё больше и теряли чувствительность. Его молчание, похоже, взбесило Николая: ремень снова и снова хлестал уже почти бесчувственные одеревеневшие как на морозе руки мальчишки.

Неожиданно Олег подался вперёд и вогнал зубы в запястье Николая: ремень упал рядом со стулом. Николай выпрямился, матерясь, затряс рукой - Олег как бультерьер повис, не ослабив хватку. И тогда Николай замахнулся, норовя ударить свободной рукой по лицу Олега.
- Нет! - в один голос закричала ребятня  под кроватью, разом высыпали, кинулись в ноги отца, гроздью повисли на его руке. Николай качнулся, и вся куча-мала рухнула на пол.

Олега оттёрли в сторону. Он тряс онемевшими руками и с трудом сдерживал рвущийся изнутри крик. Тысячи мурашек побежали от плеч к кистям, кусая, кусая на бегу…Перед глазами поплыло и Олегу показалось, что если он не выпустит крик наружу, то задохнётся, а голова просто взорвётся.
И он закричал…

…Олег проснулся от собственного крика. Сердце бешено колотилось о рёбра, в висках ломило. К телу неприятно липла майка, влажная от пота. По лицу так же струился пот, отчего лицо казалось заплаканным.
В комнату вбежала бабушка в просторной ночнушке, включила свет.
- Что? Что случилось? Ты плакал?
- Нет… Это пот.
- Но я слышала, как ты кричал…
- Сон…
- Успокойся, успокойся. Принести водички?
- Я сам…умоюсь…

Тяжко вздохнув, бабушка вышла. Вскоре зашебуршилась на кухне, похоже, чайник поставила.
Олег подождал, пока сердце угомонится, затем встал, натянул трико и пошёл в ванную. У входа его встретила бабушка уже в халате, молча протянула сухие майку и трусы.

Часы на кухне показывали четверть шестого. Бабушка задумчиво мелкими глотками пила чай. Олег сидел напротив, перед ним парила кружка с чаем, а сам он ковырял ложкой кусок торта на блюде.
- Поговорить не хочешь?- наконец, нарушила молчание бабушка.
- О чём?
- Что тебя тревожит. Это…ненормально, когда просыпаешься от собственного крика.
- Ба, всё нормально. Просто ужастик посмотрел… Невры.
- Невры, нервы… Может, тебя полечить? У меня есть знакомый детский врач.
- Ага, давай сразу в дурку.
- Тьфу, на тебя!

Олег дурашливо дёрнулся в сторону:
- Промазала.
- В следующий раз ляпнешь нечто подобное, зафинтилю кружкой.
- И не жалко будет?
- Тебя?
- Кружку. Разобьётся.
- У меня ещё десяток припасено.
-Тогда доставай.
- Зачем?
- Глупости буду говорить. Вот скажи, честно, ОНА и в детстве была такой?
- Ты о ком?- бабушка пристально посмотрела на внука.- О матери?
- Да, о ней,- жёстко проговорил Олег, темнея лицом. Я ЗАБЫЛ СЛОВО "МАМА". Теперь для меня она просто-ОНА.Так была?
- Какой?- осторожно спросила бабушка.
- Дурой!

Бабушка хотела что-то сказать, но промолчала, поперхнувшись, некоторое время смотрела в кружку, пальцы её нервно подрагивали.
- Олежек, твоя мама…
- Она мне больше не мать! Не мать! Променяла на этого…этого… Что не так? Выставила за дверь… Я ей не нужен!
- Ты не прав… У неё дети…
- А я кто?- с болью выкрикнул Олег.- Ублюдок? Зверёныш? Да? Да?

- Прекрати истерику! Что ты, в самом деле,…как девчонка. Ты нормальный ребёнок и мать тебя любит, как и остальных детей… Почему ты не хочешь её понять? Ты же сам испытал на себе…безотцовщину. Хочешь и братьям такого?
- Мы и без него прожили бы…
- Да кто спорит? Ну, невзлюбил тебя Николай…Бог ему судья…Валя и рассудила: если ты не будешь его раздражать, может, у них и жизнь наладится…
- Наладится,- горько усмехнулся Олег.- Он пьёт каждый день.
- Валя считает, что из-за тебя он стал таким…

- Да чёрт с ними! Пусть живут,…радуются…
- Олежек, ты только не ожесточайся против…неё. Не думай вообще пока про них. Вот обживёшься здесь, успокоишься. Или я тебя не устраиваю?
- Нормалёк.
- Премного благодарна. Чем займёшься? День занялся, спать, вроде, неловко укладываться.
- Почитаю. У тебя шикарная библиотека.
- Не моя. Дед твой собирал всю жизнь. Уйму книг раздарил школам.

- Ба…А почему мы раньше не виделись?
- Ещё когда Николай женихался с Валей, они с дедушкой поругались. Он был против, а Валя и слышать не хотела… Дедушка и выгнал её. Взяла тебя в охапку и ушла. Дедушка всё ждал, мол, одумается, вернётся… Потом братишки твои стали рождаться один за другим, не до поездок было. Да и времена изменились… Когда дедушка умирал, чёрт упрямый, просил не сообщать вам. Пообещала, да не сдержала слово…
- Я помню, мы опоздали. Почему она  не осталась здесь у тебя? Ведь ОН уже тогда начал дурковать…
- Надеялась, что образумится…
- Ага, горбатого могила исправит. Всё, не хочу больше говорить, опять к Ней вернулись… Ненавижу их! - Олег вскочил и выбежал из кухни.