Червячок Вася

Елена Загальская
Мой сын пребывал в нежном возрасте полутора лет, когда мы купили дачу. Тогда же появилась и машина – японский минивэн Ниссан-Ванетт, что легко в моей голове связалось с Ванессой – бабочкой, которую открыл В. Набоков, писатель по совместительству с увлечением энтомогогией, точнее лепидоптерологией.
Но речь пойдет о другом страстном любителе зоологии беспозвоночных, вермикологе, ведь именно так называют тех, кто изучает червей. Ну, тех самых дождевых червяков, которые попадаются нам под ноги тут и там вскоре после дождя, а без дождя – несильно глубоко под землей, точно под одним прикопом лопаты ("укол шпагой", "удар ножом", и в том же филологическом ряду "прикоп лопатой").
«Прикопов» на нашей новой даче было не один, а тысячу один или больше, - предстояло вскопать все шесть соток и удалить выросшие за два года «под паром» полынные кущи по пояс. Сын принимал активнейшее участие и по вскопанному пробирался со своим ведерком и тяпкой. Что он там делал, оглянуться посмотреть не представлялось возможным, - пот заливал глаза, да и успеть нужно было до захода солнца. Было понятно, что он где-то здесь, не веньгает, чем-то занят, а остальное отстираем!
Но сигнал от сына вскоре все-таки поступил: «Мама. Вася!» Я сразу подошла и спросила: «Где?», на всякий случай. «Кто?» спрашивать не имело смысла, это мог оказаться кустик или интересный камешек, только не человек. А вот где то, что обратило на себя внимание ребенка, знать стоило.
«Вот!» - сказал довольный добычей малыш и протянул мне в ручке зажатого дождевого червяка. Задняя часть червяка была в земле, а передняя довольно чистая, но рот ребенка имел земляной ореол. «Сынок, ты брал Васю в рот?», осторожно поинтересовалась я. «Нет, я только поцеловал его!», - сказал он и показал как, на сей раз с другого конца.
«Угу, - промычала я, оттирая мордочку сына салфеткой, - а давай отпустим его к маме? Наверное мама ищет своего Васю, и плачет: «Где мой сынок!»? «Хорошо, - не стал перечить сын, сейчас я его маму найду…».
Ладно, думаю, еще полчаса у меня есть, - чтобы умножить количество прикопов (и притопов).
Минут через 20 снова радостный возглас сына, и я бегу туда - разделить его радость. Сын сидит на попе в свежевскопанной грядке и держит в обоих ручках по червяку. «Сынок, неужели ты на этом гектаре земли нашел маму Васи!»
На своем языке сын мне ответил: «Я искал, но мама не находилась. И тогда я сделал два Васи, теперь они как я и Оля (старшая моя дочь), дочка и сынок, и мама найдется быстрее».
Это уже был креационизм какой-то – «я сделал еще одного червяка». «А как ты его сделал, сынок?» Мальчишка стал яростно жестикулировать, слова у него на моем вопросе кончились. Я же тем временем со страшной скоростью озиралась и нашла-таки еще одного червяка. «Вот, сыник, мама пришла за Васей и его сестричкой, отпусти их к маме».
Сын издал охотничий клич, бросил маленьких червяков на землю и схватил свежего. «Вот мама одна, а надо маму и папу. Сейчас я сделаю…» Я с интересом ожидала, что покажет мне сынок, как надо размножать червяков за минуту…
Малыш посерьезнел, посмотрел на небо, пошире поставил ножки, соединил все пальчики на середине червяка и опа! в каждой ручке по червячку. От ужаса я не знала, что сказать, он рвал червяков пополам! А малыш тем временем весело щебетал: «Мама и папа, Оля и Вася – семья, можно и домой отпустить»…  Четыре половинки червяков наконец оказались в земле, и все четыре куда-то поползли! А я увела малыша в дом чтобы отвлечь от варварской вивисекции.
С этого момента я стала пристально наблюдать, что делает малыш своими пальчиками, которые оказались сильнее, чем у некоторых взрослых.
Дачный сезон перевалил через лето в пору плодов. На нашем участке росли сливы, смородина, но ни яблок, ни груш не родилось.
По вечерам мы, прогуливаясь по дачному поселку, приглядели одну яблоньку в чужом, конечно, огороде, редко посещаемом хозяевами.  Я собрала своих детей «на дело». Дочке тогда было лет девять, самый смышленый возраст. Сын искренне играл роль «чемодан без ручки» - нести тяжело, а оставить – не с кем. Понадеялись на русский авось. Пришли. Дочка тут же перемахнула через забор (хоть чему-то путному научили на спортивной гимнастике), я же никак не могла это сделать с крупным мальчишкой на руках, хоть он и был замотивирован  играть "в коалу" и держался и руками и босыми ногами как мог.
Действовать надо было быстро, если мы хотели разнообразить наш дачный стол румяными яблочками, - топтание у забора привлекало внимание. Выход вскоре был найден. Я быстро собрала по дорожке кем-то «любезно» брошенные 6 цветных крышек от пива, сложила их стопкой перед посаженным на траву у дороги сыном,и сказала: «Поиграй тут немного, мы с Олей скоро», и перелезла через забор. Как всегда, самые красивые яблоки оказались на ветках повыше, и мы с дочерью слаженной командой охотились за самыми лучшими. И вдруг на дороге показались люди, две тетеньки возраста 50+. Сверху было отлично видно и то, что сын переместился с травки на обочине точно на середину дороги в пыль, но усердно играл пивными крышками. Тетеньки сердобольно остановились около ребенка: «Ой, малыш, ты тут один?» Он радостно закивал подстриженной головенкой. «А мама где?» Тут Ян выдал шедевральный ответ: «Денег нет, фамилии не знаю». Я чуть не свалилась с дерева, когда тетеньки попытались увести его с собой. Но мой сын умел настоять, точнее, насидеть на своем.
Он радостно улыбался, что-то бормотал тетенькам, наверное, песенку спел, даже пытался поделиться своими крышечками, - всячески показывая, что ему не плохо, не одиноко, что он играет. Тетеньки, сбитые с толку таким шквалом детского позитива пошли восвояси, все время озираясь.
И только, когда они скрылись из виду, мы смогли с Олей спуститься с дерева, обогащенные «хищенкой».
Сынок, конечно, обрадовался двум своим, резво спрыгнувшим с забора дамам, но не кинулся сразу на руки, что было бы ожидано, а продолжал что-то делать с крышечками.
Я вспомнила сказку про Снежную королеву, момент, когда Герда добралась наконец до ее чертогов и нашла братца, а Кай что-то делал на полу со льдинками…
Я спросила: «Сынок, ты складываешь из этих шести пивных крышечек слово «вечность»?
Ян поднял глаза и протянул мне крышечки двумя руками. Крышечки изменились, каждая из них была согнута пополам.
«Сынок, как ты это сделал?» «А вот», - сказал малыш и в его ручке оказалась двадцатикопеечная монетка, может, те тети обронили. Сын по обыкновению посмотрел на небо, поставил ножки пошире, повернул монетку поудобней, и она согнулась, не так сильно вполовину, как крышечки, а на 90 градусов. Я взяла ее, попробовала разогнуть, - бесполезно.
Оказывается, у нас рос мини-богатырь, «Покати-горошек», знаете такого русского богатыря? Так иногда и звали потом сына, который, опаздывая в садик, чтобы не обегать три четверти огороженной территории, раздвигал железные прутья забора, делая сносный лаз, и если металлическая калитка не сразу распахивалась, открывал ее с другой стороны, снимая с петель незаметным движением ручек, конечно, сперва посмотрев на небо…
Недавно мой давнишний приятель Серега, прислал мне сочинение третьеклассницы, с вопросом: «Ты готова?» А сочинение вот: «Бабушка - это такая женщина, у которой нет своих детей. Она любит маленьких девочек и мальчиков, которые дети других людей. Дедушка это тоже бабушка, только мужчина. Он ходит гулять с мальчиками, и они разговаривают о рыбалке. Бабушкам ничего не надо делать, только приходить в гости. Они старые, поэтому не могут много бегать и прыгать. Но они могут отвести вас на ярмарку и покатать на карусели. Если они с нами гуляют, то останавливаются посмотреть на важные вещи, например, на красивые листья или на гусениц. Бабушки не должны быть очень умными, только отвечать на такие вопросы, как «Почему собаки гоняют кошек?» или «Где у червяка лицо?». Каждый должен стараться, чтобы у него была бабушка, потому что это единственные взрослые, у которых есть время на детей».
И тут я вспомнила про нашего Васю, точнее про всех наших Васей, и спросила у взрослой уже дочери, философа по образованию, путешественника по сути, знает ли она, где у червяка лицо?
Она ответила: «Ну…там, где не попа».
Ну, необходима людям бабушка! Серега, я готова, я знаю, где у червяка лицо!