Коммуналка ч. 10 Песни под гитару...

Ирина Рэйн
Бабушка моя любила вязать.
Кофты, носочки, жилетки и пр. пр.
Был даже фирменный бабушкин рисунок -  ажурные "листочки".

Она обычно сидела у окна…
Солнечный свет заливал комнату…
Спицы тихо постукивали друг о друга, и от шерсти поднимались маленькие, лёгкие пылинки…
В лучах солнца они казались невесомыми…

… У моей бабушки было очень оригинальное увлечение!

Иголкой и обыкновенной катушечной, белой  ниткой она буквально вывязывала тонкое кружево на носовых платочках!

Это была такая ювелирная работа!
И такая красота! 

И ещё… моя бабушка очень любила книги...

На последние деньги могла купить в букинистическом магазине томик Бальзака, Дюма, Мопассана, Стендаля, Цвейга…

Она всё время читала!
Постоянно.
В любую свободную минуту!

Многие книги перечитывала по нескольку раз.
Говорила, что с возрастом на некоторые  произведения смотришь по-другому...

Как-то она мне сказала: "В хорошем доме всегда должны быть книги, картины и музыкальные инструменты".

Книг у бабушки было очень много!
Несколько картин…
Пейзажи…
И гитара…

Гитара моего дяди…
Она висела на стене, на гвоздике.

                ***
У бабушки был песенник!
Она частенько что-то напевала.

И в зависимости от настроения, репертуар исполняемых ей песен постоянно менялся …

Чаще всего я слышала:
«Легко на сердце от песни весёлой
Она скучать не даёт никогда!
И любят песни деревни и сёла,
И любят песни большие города!»

Ещё:
«А ну-ка, песню нам пропой весёлый ветер!
Весёлый ветер!
Весёлый ветер!»

Не знаю, какое настроение выражало:
«Тореадор, смелее в бой!
Тореадор! Тореадор!» … но звучало часто!

Иногда бабушка заливалась:
«У любви как у пташки крылья,
Её нельзя никак поймать!
Тщетны были бы все усилия
Но крыльев ей нам не связать!»

Во время семейных застолий песни вообще лились рекой!
В нашей семье до сих пор все любят петь!
Песни из кинофильмов, романсы, песни военных лет…

Дядя играл на гитаре, и мы все дружно пели!

"Жил отважный капитан, он объездил много стран"
"Раскинулось море широко и волны бушуют вдали...."
"Чтобы тело и душа были молоды, были молоды, были молоды, ты не бойся ни жары и ни холода! Закаляйся как сталь!"
«Эх! Тачанка!»
«Всё стало вокруг голубым и зелёным!»

И всё же…
Самой любимой бабушкиной песней, которую она напевала  тихо-тихо… была «За фабричной заставой»…

«За фабричной заставой
 где закаты в дыму…
Жил парнишка кудрявый
лет 17 ему…
О весенних рассветах
тот парнишка мечтал…
Мало видел он света
добрых слов не слыхал…»

Я как-то спросила, почему эта грустная песня у бабушки самая любимая… но она лишь погладила меня по щеке, ничего не ответив…

Думаю потому, что первый муж бабушки, молодой и красивый парень, погиб на войне…
Осталась лишь фотокарточка, которую она бережно хранила в ящике комода, завернув в кружевную комбинацию…

Как-то раз бабушка перебирала вещи, комбинация выскользнула у неё из рук… и фотокарточка выпала…
Она  осторожно подняла её и прижала к себе…



                ***
В гости к бабушке часто приходил мой дядя.

Иногда просто так, навещал, и мы все вместе обедали.
Он что-то рассказывал о работе, своих занятиях каратэ, о новом мотоцикле и интересных поездках!

… А  иногда… видно что-то не ладилось в семье…
И он приходил очень мрачный…
Молчал…
И долго курил на балконе…

А потом брал гитару, и уходил в кладовую…
Сидел там в полумраке… и просто перебирал струны…

Я стояла за дверью и слушала… 
А потом тихонечко приоткрывала её… и осторожно пробиралась внутрь…
Он не возражал…

Я садилась на старые чемоданы… и просто слушала, как он наигрывает мелодии…
Они все были такие печальные…
Тоскливые…

Я смотрела на его руки…
На длинные, сильные, крепкие пальцы…
И удивлялась, как это они так ловко касаются струн… не путаясь… не сбиваясь ни в одной ноте…

Он часто играл с закрытыми глазами…
Иногда делал перерывы…
Просто сидел и молчал…

И я молчала…
Слушала, как он дышит …
… и тяжело вздыхает…

Как-то  он попросил меня принести его сигареты из пальто и пепельницу с балкона…
Я принесла…

И он долго курил…
Кладовка наполнялась сизым дымом, как-будто вечерним туманом, ползущим от реки…

Тушил окурок за окурком…
И снова перебирал струны…

Мне было так его жалко!…
Жалко, что он, такой всегда весёлый… сидит сейчас здесь, в этой кладовке… и ему плохо…

Не удержавшись, я подошла и обняла его…
Обхватила за шею, как это обычно делают все дети…

Дядя погладил меня по голове…
Вздохнул…

Помолчал какое-то время …
И вдруг тихо произнёс куда-то в темноту:
«Внешность – вторая сторона медали…
Любить надо душу…»

Я тогда ничего не поняла, но… эта фраза отпечаталась в моих мозгах навсегда…

               
                ***
Песенник моей бабушки, начатый ей в 1937 году, хранит в себе настоящие шедевры!
Старые песни…
Стихи…
Поздравления от друзей…

Всё написано очень аккуратно, чернилами…
Проставлены даты, города, и некоторые пояснения к текстам…

Есть несколько рисунков карандашом, и даже засушенные цветы среди пожелтевших от времени страничек…
 
Я бережно храню этот песенник…
И некоторые бабушкины  книги…
Оставшиеся чашечки от сервиза…
Супницу…
… и голубую солонку...

Храню её кулинарную тетрадку!
С рецептами печенья, трубочек с повидлом, эклеров и торта Наполеон…

Храню старый бабушкин сервант, рука не поднялась его выбросить!
Отвезла  за город, на дачу…
И в одном из отделений сложила все те немногочисленные предметы, которые остались....

Фотоальбомы…
Черный ридикюль с пряжкой...
Внутри несколько писем…
Какие-то старые документы…
Бусы из слоновой кости....
И носовые платочки с ручным кружевом…
 
Эти вещи уже давно тихонько лежат себе в серванте…
Я их не беспокою…
Но иногда всё же… очень редко… когда открываю дверцу, то даже улавливаю тот специфический запах… из детства…

Листаю фотоальбомы…
Фотографии словно оживают, и я вижу фильм из прошлой жизни!

Вот мы в Сокольниках!
А вот на ВДНХ…
А вот отдыхаем на море!…

Вот застолье, празднуем Новый год!
Все вместе!
Приезжала бабушкина родня, и мой дядя со своей семьёй.

Сразу же в памяти всплывает, как во время застолья,  папа с дядей обязательно о чём-то спорили!
Горячо и громко!

Любой их спор всегда заканчивался… борьбой на руках!
Это было зрелищно!
И очень шумно!
Мы с братьями и все взрослые окружали их и болели, кто как мог!

Папа и дядя раздевались по пояс, подшучивая и немного задирая друг друга на тему, что дядя городской, а папа - деревенский!

Садились за стол…
И начиналось!

Боролись они очень серьёзно!
По-настоящему!
До победного!

Молча, но с громкими хрипами, сопением, и рычанием!
Жёстко, но всё же по-доброму!
А потом обнимались и похлопывали друг друга по плечам!

Оба сильные, крепкие…
Руки мощные…
Кулаки пудовые…

Папа мой чаще побеждал потому, что у него очень сильная кисть, и как говорил дядя «железный, ломающий захват».
Но и дядя тоже выигрывал!
Папа не мог не признать, что занятия каратэ давали о себе знать!

Они оба краснели, потели, злились, и не сдавались!

Бои продолжались до тех пор, пока бабушка не начинала махать руками и говорить: «Хватит! Хватит! Давайте петь песни!»…

…И мы пели!
Пели песни…
Все вместе!

Голоса звучали в комнате, как единый хор, слаженно и красиво…
Женские, мужские, детские…
Голоса одной большой семьи!

Это пение не только нас объединяло, оно наполняло и саму комнату и всех нас необыкновенным приливом сил!

Пение словно пропитывало нас всех каким-то удивительным чувством единения!
Чувством понимания родства!

Это было чудесное время!

Время, навсегда оставшееся в памяти добрым и бесконечно светлым воспоминанием!
 
Детским воспоминанием простого и такого понятного счастья, хранящимся в самых тёплых уголках моей души…