Уникальные женщины мира. Символ Израиля

Анжела Конн
Символ Израиля

Голда Меир

1.Прошу прощения у моего читателя! Немного нарушу замысел сборника не писать о тех женщинах, чьи имена у всех на устах, но очередная героиня настолько незаурядная, яркая, самобытная личность, что не удержалась…К тому же, мир грешит забывчивостью, поэтому не лишне напомнить о ней или даже познакомить несведущих. Ведь государства Израиль могло бы и не быть, если не она…
К этому важному дню она шла всю свою жизнь, с детства. Объединение евреев стало её детской мечтой. Она готова была пожертвовать всем, чтобы эта мечта воплотилась в реальность.
Годы лишений и жизни в постоянном страхе выковали в ней непреклонную волю, которая привела к вершине успеха.
Наконец, 14 мая 1948 года она выиграла битву, когда Организация Объединённых Наций провозгласила раздел Палестины. Она смеялась и плакала, а потом…потом ещё двадцать пять лет боролась за то, чтобы не дать арабам сбросить её народ в Средиземное море. И испытала очередное потрясение, когда 27 марта 1968 года была избрана премьер-министром своего любимого народа и единственной женщиной в мире – главой государства созданной страны.
Российская иммигрантка, всего год обучавшаяся в колледже, стала единственной женщиной, подписавшей Декларацию независимости Израиля, его первым послом в России, первым министром иностранных дел и, наконец, первой женщиной – премьер-министром. Голда Меир.

2. Голди Мабович родилась в Киеве 3 мая 1898 года в семье Моше и Блюмы. Беспробудно-тяжёлое, голодное и холодное существование вынудило отца семейства уехать в США в Милуоки, когда малышке было пять лет. Устроившись на работу, он вызвал семью. Матери пришлось подделать документы дочерей, выдав Голди за пятилетнюю, хотя в то время ей было уже восемь, а семнадцатилетняя Шана должна была изображать двенадцатилетнюю.
Отец работал на двух работах – плотником и рабочим на железной дороге; мать открыла бакалейный магазин на первом этаже своей квартиры с двумя спальнями. Юная Голди ей помогала в магазине. Английского языка они не знали.
Шана оказала на сестру огромное влияние. Даже больше, чем мать. Она была для девочки кумиром, беспрекословным авторитетом. «…мой самый дорогой друг и наставник…» -  отзывалась она о сестре. Шана приобщила её к чтению Достоевского, Чехова, Толстого и Диккенса…Голди так увлеклась книгами и школой, что мечтала стать учительницей. К тому же была очень милой и привлекательной девушкой. И вдобавок – своенравной, самоуверенной и бескомпромиссной.
Родители, считая, что девочке не обязательно получать образование, сосватали её за тридцатилетнего страхового агента. Узнав об этом, Голди сбежала к сестре, которая к тому времени вышла замуж и уехала в Денвер. Там она знакомится с сионистским движением и с Моррисом Мейерсоном, за которого впоследствии выходит замуж.
Началом её большого пути стал Еврейский конгресс в 1918 году в Филадельфии. В девятнадцать лет она вышла замуж за своего избранника, заранее решив жить в Израильском кибуце (коммуна). Она уговорила и Шану присоединиться к ним, чтобы превратить Палестину в новую родину для «блуждающих евреев». Шана с двумя детьми села на судно, отплывающее в Тель-Авив, городок посреди пустыни, основанный двенадцать лет назад без растительности и естественных ресурсов. Пустынная местность напоминала «другую планету». Люди испытали шок при виде бесплодной и дикой земли; треть группы, в том числе и сестра, вернулись назад, в США.
Только Голди была счастлива! Она пребывала в восторге от одной только мысли, что её нога коснулась обетованной земли. Девушка сразу и официально меняет имя Голди на Голду, чтобы начать новую жизнь.
Новая жизнь супружеской пары началась в коммуне на полоске опустошённой земли, но Голду это не смущало; она задалась целью превратить пустыню в свой дом.
Она любила жизнь кибуца; среди своих. В 23 года молодая женщина была активной, яркой, выделяющейся личностью. Её избрали в управляющий комитет, а вскоре она стала делегатом сионистского конгресса, где познакомилась со многими национальными лидерами: Бен-Гурионом, Залманом Шазаром, Давидом Ремезом и др.
Она работала безустанно. Собирала миндаль, выращивала цыплят, преподавала английский, а сама изучала иврит и арабский…Моррису не нравилась жизнь в кибуце, и он настоял на возвращении в Тель-Авив, где у пары родилась дочь Сара.
Голди не прекращает свою деятельность, напротив. Активно участвует в различных конференциях в качестве казначея Женского трудового совета, а вскоре ее назначают секретарём Организации женщин-пионеров, чему способствовал её любовник Залман Шазар.
Меир переезжает в Нью-Йорк, путешествует по стране в течение двух лет, а знание английского, русского, идиш, иврита, арабского языков только укрепляют её в подвижнической деятельности. «Я не выбирала карьеру. Я не выбирала профессию. Просто так получилось».
Так получилось… Потому что она выбрала мечту. И следовала ей до конца жизни…

3. Её биограф Мартин писал: «Она была замечательной, очень хорошо выглядела, и всегда вокруг неё была некая атмосфера таинственности. Её глаза были полны волшебства». Она стала революционной femme fatale, несмотря на то, что у неё было всего два платья и не пользовалась косметикой в течение более тридцати лет. Однако это не мешало ей не быть одинокой и завязывать романтические связи. И работать! Не щадя себя!
Во время Второй мировой войны она была назначена главой Сионистского политического департамента, а в 1943 году ей пришлось судиться с Британией по вопросу управления Палестинским государством. Она приобрела скандальную известность, но не сдавалась ни перед чем, когда вопрос касался независимости Палестины, проявляя безрассудную смелость.
В послевоенные годы в борьбе за независимость Палестины она примкнула к группе Бен-Гуриона, которая была арестована. Голду Меир назначили номинальной главой правительства.
 В это время корабль «Exodus» перевозил из Северной Европы 4700 евреев в Палестину. Британские эсминцы в сговоре с арабами блокировали корабль. Меир вступила на его борт, бросив вызов Британским вооружённым силам, заявив: «Вы все можете присоединиться к нам!» После этого инцидента Спенсер, секретарь Британского Военного Совета, сказал: «Голда была самой одарённой женщиной, которую я встречал…Подобно мистеру Черчиллю, она находила самое простое решение любой проблемы».
  Проблем у неё хватало… Две большие, судьбоносные проблемы встали на пути становления Израиля. У страны не было денег – раз, и вторая: король Иордании заявил, что арабы готовы пожертвовать десятью миллионами своих жизней, лишь бы уничтожить полмиллиона евреев в Палестине. Меир блестяще решила обе проблемы.
Она переоделась арабской женщиной и перешла границу, чтобы встретиться с королём Иордании Абдуллахом с железным намерением предотвратить войну. При встрече он задал ей вопрос, почему она в такой спешке борется за независимое государство. Ответ был коротким, но исчерпывающим: «Я не думаю, что 2 000 лет можно воспринимать как «большую спешку». И тут же заверила его, что, если начнётся война, Израиль в ней победит. Эта убеждённость принесла результат в переговорах.
  Любовь к стране и людям придавали ей силы, окрыляли… И она шла вперёд, несмотря на непреодолимые трудности, добивалась поставленных целей. Нужны были деньги, много денег, чтобы спасти нацию от истребления.
Для обороны рубежей не хватало танков, стоимость которых исчислялась 10-ю миллионами долларов. Она понимала, что должна достать их, даже если придётся пожертвовать собственной жизнью.
Отважная женщина едет в Америку, обращается за помощью к Элеоноре Рузвельт. В то время во главе американского сионистского движения стоял Генри Ментор. Он не считал правильным вкладывать такие деньги в кучку людей, живущих на клочке земли в пустыне. Но своим обаянием Голда переубедила его. Генри, по натуре довольно жёсткий человек, как и другие мужчины, был очарован ею! Его цинизм сменился восторгом. «Голда горела всепожирающим пламенем. Эта женщина была великолепна» - наперебой цитировали его слова газеты. Используя свою энергию, харизму, магнетизм, Голда собрала за три месяца 50 миллионов долларов. Она вернулась домой с деньгами. Потрясённый Бен-Гурион сказал: «Когда-нибудь, когда будет написана история, там обязательно будет упомянуто, что была такая еврейская женщина, которая достала деньги, сделавшие наше государство возможным».

4. Вот такая Голда Меир, мой читатель. Гордость человечества, гордость земли…О ней можно рассказывать бесконечно. Борьба продолжалась, но она была уже не молода. Ей исполнилось 50 лет, когда она подписала Декларацию независимости Израиля, но была готова по-прежнему носить ручные гранаты под бельём, перетаскивать раненых, ухаживать за больными…Повсюду стреляли, гибли люди. Противостояние продолжалось…
В 1948 году она стала послом Израиля в СССР. Именно Голда Меир подходила для этой должности. Владение языком, знание культуры и особенностей страны, где она родилась, пригодились на этом поприще, но через год она вернулась, чтобы принять новый пост министра труда в кабинете премьер-министра Бен-Гуриона. На этом посту она проработала семь лет, затем её назначили министром иностранных дел в 1956 году, а 17 марта 1969 года была единодушно избрана четвёртым премьер-министром страны.
Наконец-то эта сильная и смелая женщина возглавила страну и нацию, на сотворение которой потратила жизнь.
В отставку она ушла после пяти бурных лет работы, 10 апреля 1974 года. Ей было 76 лет.
В 1921 году в Палестине было 80 тысяч человек, когда она покинула пост премьер-министра, - три миллиона! Эта уверенная в своей правоте женщина была воплощением силы, силы женской, но мудрой, мощной, человеколюбивой…и очень женственной. Мать еврейской нации.
Голда Меир. Одна из величайших женщин мира, которая оставила этот мир более совершенным, чем нашла его…