Томас Коул. Кубок Титана

Алина Алексеева-Маркезин
  Томас Коул. Кубок Титана.(The Titan's Goblet).1833г. 49,2 см, 41 см. Музей Метрополитен , Нью-Йорк

 Картина Коула "Кубок Титана"   пожалуй, самая загадочная из аллегорических или воображаемых пейзажных картин Коула. По данным Метрополитен-музея, это произведение, которое «не поддается полному объяснению».

         Кульминация романтических фантазий Коула перекликается с другими работами того периода художника в его итальянских  пейзажах .Он попытался  проиллюстрировать темы, связанные с величием прошлого, течением времени и посягательством на природу.

     Кубок Титана был назван «картина в картине» и «пейзаж в ландшафте»: кубок стоит на горном ландшафте, но его обитатели живут по всему краю в своем собственном мире.

     Растительность покрывает  край кубка,где мы видим  два крошечных здания, греческий храм и итальянский дворец. Просторная водная гладь  усеяна парусными судами. Там, где вода проливается вниз , на земле  появляется трава.Вдали видны пустынные скалистые горы. Подобное изображение цивилизации у берега можно увидеть в книге Коула « Вечер в Аркадии» (1843).
 
   Предполагают ,что тематика связана с норвежской легендой и греческой мифологией.

   Было выдвинуто множество предположений:

    -В аукционном  каталоге 1904 года написано: "духовная идея в центре картины, передающая прекрасную норвежскую теорию о том, что жизнь и мир - это всего лишь дерево с раскидыстыми ветвями".

    -Критик Элвуд С. Парри предполагает, что сходство с любым мифологическим деревом ограничено сходством ствола кубка с стволом дерева.Но ведь в кубке нет ничего похожего на ветви или корни.

    -Теофил Стрингфеллоу-младший описал его как самостоятельный, микрокосмический человеческий мир среди огромной природы.

      -Парри  отвергает сравнение с наружными панелями из Иеронима Босха « Сад земных наслаждений (с. 1500), которые отображают создание Земли. Оба изображения представляют собой замкнутый мир, но используют воду и местность в разных пропорциях. Кубок Коула не предлагает ни иконографии, ни надписи, которые подтвердили бы религиозную интерпретацию картины. Кроме того, художник поместил кубок далеко от центра холста, что сводит к минимуму его символическое значение.

   -Парри также предлагает «необычную, но не невозможную» идею, что Кубок Коула -это натюрморт . Посетив дом своего покровителя Люмана Рида , заядлого коллекционера произведений искусства, Коул возможно увидел натюрморт  голландского художника 17-го века Виллема ван Алста  "  Кубок с лимоном " .
   Изюминкой этой картины является прозрачный стеклянный кубок.
 
    Работа была выставлена в Национальной академии дизайна в 1834 году, когда она принадлежала Джеймсу Дж. Мэйпсу. Художник Джон Маки Фальконер владел картиной в 1863 году. Сэмюэль Патнэм Эйвери пожертвовал картину в 1904 году Музею искусств Метрополитен , Нью-Йорк.

   Признанный уникальным произведением искусства, «Кубок Титана» был единственной американской картиной , датируемой до 20-го века, которая была представлена в Музее современного искусства «Фантастическое искусство,  Сюрреализм» в 1936 году.