Странный знак. Непридуманные истории

Эми Ариель
          Игорь,рижанин,  здоровый молодой мужик,  не очень любил театр, особенно оперу, поэтому, когда  подвинутая на  разных культурных мероприятиях его жена  затеяла этот культпоход на «Евгения Онегина» в рижскую Оперу, совсем не обрадовался. Но жена стояла на своем,  отказаться было бы немыслимо – она уже и платье новое приготовила с туфлями, и причёску с маникюром и с макияжем в салоне красоты сделала.  Нарядилась, как новогодняя ёлка, перед зеркалом крутилась с утра, на него, Игоря,  напустилась – мол, что стоишь, пенёк пеньком. А что ему, с флажком  по комнате бегать что ли?    Вон костюм и рубашка новые в шкафу, туфли на этот случай  в обувной полке стоят, почти ненадёванные, а галстуков он не носит. Побрился и готов – хоть в театр, хоть  на хоккей. Это  она  всё никак собраться не могла,  вот ведь копуша!  До центра добирались на трамвае – машину Игорь решил не брать - рассчитывал угоститься коньячком в антракте в буфете.  Как ни спешили, в театр попали   почти к началу  спектакля и сразу направились в зал, на свои    места в партере в третьем ряду.  Народу в проходах толпилось много, нарядная публика,  тихо переговариваясь, рассаживалась по своим местам.
 
               «Смотри ты, полный зал, -  удивился Игорь, медленно продвигаясь к третьему ряду и оглядывая  бархатные бордовые ряды кресел. -  Оказывается, как много  тут любителей оперы».  Глаза его заскользили по тяжёлому занавесу сцены,  золотистой роскошной отделке ярусов, балконам, выходам.  И вдруг его прошибла странная мысль:  «Господи, как  же легко взять и захватить эту дурацкую толпу людей... Вот здесь двери закрыть, повесить гранату, здесь поставить одного человека, второго, на сцене спокойно читать ультиматум любой власти!»  И он  увидел, буквально увидел на сцене человека с автоматом ...  В одно  мгновение  что-то случилось с ним, сознание помутилось, он  побледнел и просто упал в своё кресло. Когда немного пришёл в себя, увидел, что  вокруг столпились люди  и ему даже оказывали какую-то помощь ...  Перепуганная жена, растерянно склонившись над ним,   спрашивала:

-  Что с тобой? Что с тобой, Игорёк?  Может вызвать скорую? Или поедем домой?

-  Ничего, уже всё прошло, я в полном порядке, - успокоил её он. – Вон действие начинается. Смотри лучше, ведь ты так ждала этого спектакля.

        Но, похоже, жене  уже было трудно сосредоточиться, и она обеспокоенно поглядывала на него в течение всего представления.  Когда вернулись домой (жена настояла на такси), она спросила:

- Что же это было с тобой?

Игорь рассказал о своём видении, и теперь они удивились вместе.

     Через две недели 23 октября 2002 г. в Москве в   здании Театрального центра на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост»  произошёл захват заложников боевиками.
Весь мир тогда  в тревоге следил  за трагическими событиями  в Москве.

         25 октября  всей семьёй    собрались  у  друзей и  смотрели  вечерние новости по телевизору, обсуждая трагедию и  переживая за судьбу заложников, среди которых, кстати, как сообщалось, были и земляки, рижане.  Надо же, какое роковое стечение обстоятельств – поехали люди в кои века в Москву...   И тут   жена Игоря рассказала друзьям про видение, накануне посетившее его в театре. Странная история очень удивила собеседников.   Какой страшный знак, как жаль людей.  И когда же и чем кончатся их мучения, ведь столько дней длится этот кошмар.

-   Утром… завтра утром будет штурм, в 5 часов... утром всё будет кончено ... – сам себе удивляясь, объявил Игорь.   Как будто бы кто-то извне диктовал ему слова и мысли.
 
            Операция по освобождению  заложников началась 26 октября в 5 часов 10 мин.


             Историю эту о странном видении мне рассказал сам Игорь, мой добрый приятель.   И сразу нахлынули воспоминания.  Да, мне тоже было о чём рассказать.   Ведь в тот  трагический октябрьский  вечер 2002 г. мы с  сыном были в Москве и только чудом не  угодили на этот мюзикл, который тогда почему-то повсеместно  очень агрессивно рекламировали.

            В Москву мы приехали 20 октября  на несколько дней и сразу кинулись в водоворот впечатлений. Мы были очень мобильными и инициативными,  намечалась насыщенная программа  – развлечения,  запланированные деловые встречи. Как подумаешь – ведь  путешествовала я с сынишкой, третьеклассником, как он только выдерживал такой темп?

               Прямо с поезда, только устроившись в гостинице, мы полетели в Третьяковку. Бродили по её залам  и наслаждались  красотой.  Затем отправились на Театральную площадь и в театральных кассах взяли билеты на два спектакля – в Оперетту и в Большой театр.   Это было очень удачно, ведь  мы могли рассчитывать всего на четыре вечера в Москве. И уже  в первый вечер попали в Оперетту.  Правда, с репертуаром не очень повезло - смотрели мюзикл «NOTR DAM DE PARIS», а  я этот жанр совсем не люблю, я бы предпочла хорошую классику, мюзиклы – это совсем не моё.    Но даже просто побывать в Московском театре  оперетты  - это праздник.

         А затем прогулка по Красной площади, рубиновые звёзды Кремля в ночном небе, гостиница Россия и замечательный магазинчик «Московский деликатес» на Варварке, где накупили всяких вкусностей. И  последующие дни прошли интересно – побывали в Пушкинском музее, объездили московские вокзалы – мой ребёнок, большой любитель железных дорог давно мечтал об этом, купили экскурсию по Красной площади и Кремлю с посещением Мавзолея.  К тому же было ещё несколько деловых мероприятий в разных концах города.

         В последний вечер мы отправились в Большой театр  смотреть прекрасный балет Гаврилина «Анюта»  по чеховской «Анне на шее». Когда мой ребёнок увидел великолепие Большого театра, он сразу забыл про усталость. А какой чудесный балет, декорации, музыка!  И нарядная  публика – полный зал.  После спектакля мы опять гуляли по Красной площади, возле гостиницы «Россия», старинного Английского подворья,  любовались, как там всё изумительно, празднично  освещено, заходили в полюбившиеся магазинчики. Вокруг повсюду гулял  весёлый беззаботный народ.  А в это время на Дубровке уже разыгралась чудовищная трагедия, страдали заложники, несчастные люди, которые в этот вечер так же, как и мы, пришли в театр. А ведь кассир на Театральной площади так уговаривала нас взять билеты на этот спектакль, но мы предпочли Большой театр …

               О том, что произошло на Дубровке, мы узнали только наутро  от моей приятельницы-москвички.  Мы говорили по телефону, и она спросила:

- А вы что, ничего не знаете?

И она рассказала про  весь этот ужас.  У меня холод пополз по спине – ведь и мы были в двух шагах от  этой трагедии.  И только по счастливому стечению обстоятельств мы не остановились на квартире возле метро «Пролетарская», там, где останавливались в прошлый раз, в апреле того же года. Ведь это в двух шагах от Дубровки. А хозяйка Наташа ещё тогда, в апреле так нас агитировала за этот спектакль.   Все тропинки вели туда.

                Обстановка в городе была тревожной, люди не знали, какие меры будут приняты, строили всякие предположения. Настроение у всех было подавленное.   Мы в этот день вечерним поездом уезжали  домой. Днём, конечно, уже никуда не выезжали со своего Владыкино.  Администратор отеля, прощаясь с нами, сказала, что придержит номер до  нашего звонка с вокзала -  мало ли чего.  Невозможно было что-то прогнозировать, а трагедия    тех, кто в это время томился в плену  на Дубровке, никого не оставляла равнодушным.

Заложников освободили  только 26 октября 2002 года утром.


В результате теракта погибли 130 человек из числа заложников (по предположению общественной организации «Норд-Ост», 174 человека). Из 130 человек погибло 10 детей.
Из команды «Норд-Оста» погибли 17 человек, девять  человек из оркестра, четыре  человека из службы зала, один человек из технической службы, один  продавец сувенирной продукции.

Светлая память невинным жертвам этой трагедии!