Лопух

Андрей Ворон 2
Весной 1991 к деду на проходную на овощебазе принесли щенка. Этот щенок родился в соседнем доме:мать его была метисом лайки и кого-то ещё,а отец-немецкой овчаркой. А может,восточноевропейской,тогда их на разные породы не разделяли особо:овчарка и овчарка.

Собачонка осталась жить на территории;она быстро выросла в крупного пса,похожего на овчарку,вот только уши встать так и не захотели,хотя у отца и матери стояли. За эти самые уши его и прозвали "Лопух".

 Умный был пёс:например,научился,встав не задние лапы,ловко откидывать задвижку и заходить в будку проходной. Не доверчивый,хотя с ним и не занимались:признавал лишь деда и ещё двух человек, остальных при попытке сближения мог и укусить. Так однажды Лопух прихватил,правда несильно, за руку маму,когда та,глядя на мирно лежащего под ногами пса,умилилась и попыталась его погладить...

 Вообще Лопух сперва свободно разгуливал по территории,но после того,как он однажды до крови укусил возмущённого постоянным лаем водителя,собаку посадили на цепь. Отпускали,конечно,побегать,особенно дед,но под присмотром.

 А лаял Лопух действительно часто,особенно когда дед ходил с ним за проходную. Пёс деда обожал,похоже,любил больше всех остальных людей:так,он не раз под шумок запрыгивал в автобус и ехал до нашей остановки,а потом сопровождал до самого дома. Пару раз дед,пожалев собаку,пускал её на ночь;живший у нас бабушкин Малыш при этом просто выходил из себя, писклявым тявканьем и яростным кашлем давая знать об этом.

 Дед тоже был привязан к Лопуху,и,когда бабушка не слышала,сетовал:"Не было бы Малыша,Лопуха б забрал.Вот это пёс так пёс,а Малыш не собака". С прискорбью признаюсь,что я был с этим согласен:маленьких собак и сейчас не понимаю.

 Лопух,ночуя у нас,вёл себя в высшей степени скромно:не выходил из коридора и делал вид,что не замечает Малыша. Видно,соблюдал территорию,понимал,что он в чужом обжитом углу. Малыш,впрочем,мог гавкать лишь из комнаты-больших собак он всегда боялся.

На территории овощебазы было много всяких лесных деревьев,и росли под ними лесные грибы,самые настоящие:подосиновики,подберёзовики,сыроежки и другие. Дед часто собирал там и приносил грибы домой,собирали и мы с мамой,когда приезжали туда. Как же радовался пёс,когда дед отправлялся на обход территории! Надоедает ведь на цепи сидеть, и он носился вокруг деда,всё нюхал и лаял,лаял,лаял...

 В июне 1995 мы купили у маминой  подруги дачу под Киришами;дед после этого уволился,чтобы огородом заниматься. А Лопух остался на овощебазе. Спустя несколько месяцев деду кто-то,кто остался работать,поведал,что пёс после его ухода затосковал:только ест и спит теперь,почти не лает и ничем не интересуется. "Небось не отпускаете его"-сказал дед,на что его заверили:"Отпускаем побегать регулярно, на цепи он ещё больше зачахнет".

Так прошло ещё три года;осенью 1998 деду сообщили,что Лопух погиб. По их словам,собаку сбила въезжавшая на территорию машина;пёс,весь в крови,приковылял кое-как к будке проходной,как бы попрощался со всеми и ушёл...Нашли его спустя два дня на пустыре поблизости,мёртвого.

Да уж,в те времена животных-компаньонов,не производящих сельхозпродукцию,тем более беспородных и не имеющих собственных хозяев,почти не лечили,да и к ветеринарам не ходили,не то что сейчас.

Дед вспоминал Лопуха и всегда положительно,особенно когда сравнивал его с Малышом;хотя,став старше,я понял,что он никогда бы не взял большую собаку. Потому-то я и не просил щенка овчарки при его жизни,и собака этой породы появилась у нас лишь в августе 2001,когда деда не стало.

 Он даже из-за котёнка мог скандал закатить,а из-за большой собаки тем более. Хотя всю жизнь ругал и высмеивал Малыша:"такая собака,что её и не видно","крыса,а не собака","понос ходячий" и всё в этом духе.