Вера в естественнонаучном взгляде на мир

Борис Швец
          Несколько лет назад в законодательном пространстве России предусмотрено наказание за оскорбление религиозных чувств верующих. Санкции закона весомы. Порадоваться бы бережному отношению к чувствам соотечественников, только наряду с людьми религиозными в сегодняшней России живут  и другие,  не пришедшие к религиозной вере и обращающие свою веру к Науке. Одни верят в творение Создателя, другие – в естественнонаучный путь развития мира. И там, и там присутствует вера. Справедливо ли отдавать предпочтение людям религиозным?

          В глазах ученых мир неисчерпаем так же, как для людей религиозных неисчерпаема мощь Создателя. За рамками материального мира, доступного нашей мысли, нашим органам чувств и нашим приборам, как бы они не развивались и совершенствовались, всегда будет оставаться некоторая его неопределенная составляющая, влекущая новые пытливые умы и новых исследователей. Вряд ли возможно предположить всесилие науки даже в самых отдаленных горизонтах времени. А если так, то присущая религиозной вере непознаваемость мира по неисповедимости путей Господних в той или иной степени присуща и науке. Отличают же веру в науку от религиозной веры прежде всего подходы к познанию и свойственный науке путь доказательного поиска.   

          Трактовка упомянутого выше закона о защите религиозных чувств верующих в действующей редакции напрягает еще и потому, что в практической реализации рассматривает чувства представителей только канонических религий – христианства, иудаизма, ислама…  и забывает о чувствах представителей неканонизированных религий, и сектантов, и язычников. А может, следует посмотреть на этот вопрос шире?

          Не будет ли правильным распространить действие закона на защиту чувств всех людей?  Если люди не нарушают  конституционных прав других людей, их чувства достойны уважения, даже когда другим такие чувства чужды. Эта позиция хорошо определена фразой, приписываемой вольнодумцу Вольтеру: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать».