Высшая категория

Анатолий Горохов
   В кабинете начальника Вагонного депо протяжно зазвенел телефон. «Через коммутатор кто-то звонит, издалека» - подумал Владимир, и с ёкнувшим сердцем поднял трубку.
- Кто у телефона? Будете говорить с Москвой! – произнёс приятный женский голос.
- ВЧД Бурея, слушаю!
После короткой паузы в трубке раздался незнакомый мужской голос:
- Владимир Сергеевич! Я, начальник вагонной службы МПС, обращаюсь к Вам с необычной просьбой. У моей дочери выявилась тяжёлая болезнь. Антибиотики ей противопоказаны из-за аллергии. Спасти её может лекарство на основе натурального, свежего цветочного мёда. Такой мёд может быть только на Алтае и в Амурской области. Но на Алтае большой весенний паводок и многие горные дороги перекрыты. Я уже переговорил с ВЧД Архара и ВЧД Белогорск, теперь звоню Вам. Разыщите флягу такого мёда и к концу рабочего дня доложите мне по телефону. Готов заплатить двойную, даже тройную цену, только чтобы в мёде не было примесей антибиотиков или других лекарственных средств.
- Хорошо! Постараюсь выполнить Вашу просьбу.
- Жду!
   Разговор закончился, и Владимир быстро написал список известных пчеловодов. Поручил секретарю срочно вызвать их в кабинет. Через 15 минут начались встречи с пчеловодами, но положительного результата пока не было. У многих был мёд с примесью «пади», некоторые провели весеннюю обработку лекарственными средствами, в том числе антибиотиками. Большинство пчеловодов даже не собирались проводить качку раньше июля. Владимир уже переговорил с руководителями других железнодорожных предприятий, и они искали мёд у своих знакомых пчеловодов. Но найти целую флягу качественного мёда не удавалось. Вдруг позвонил начальник станции:
- Слушай, Владимир! А, может быть, ты ищешь «очки на собственном лбу»? У тебя же работает слесарем новоиспечённый пчеловод, который  качал мёд в этом году!
- А кто это?
- Ну, ты даёшь! Вся Бурея об этом говорит! Виктор с Катей оба у тебя работают.
Едва закончился разговор, а секретарь уже побежала в корпус. Все хорошо знали Виктора и его многодетную семью. В корпусе стоял невообразимый шум от треска клепальных молотков и ударов кувалд по металлу. Объясняясь больше знаками, чем криком, секретарь отыскала Виктора в помещении подготовки деталей воздушных магистралей.
- Срочно к начальнику в кабинет!
- А что случилось?
- Он сам объяснит!
- Надо хоть грязную робу снять, умыться.
- Пошли так, начальник срочно, срочно требует.
   Наскоро обтерев руки ветошью, Виктор последовал за секретаршей. Войдя в кабинет, неуклюже остановился около двери, боясь испачкать идеальную чистоту пола и мебели кабинета.
- Виктор, говорят, ты уже мёд качал?
- Было дело!
- Ты его куда дел?
- Немного с семьёй съели, а целая фляга ещё стоит.
- Ты её продашь?
- Да, говорили пчеловоды, что первый мёд продавать не рекомендуется.
- Это если пчёл чем-нибудь обрабатывали! А ты своих пчёл обрабатывал?
- Нет, только качал. Мёд чистый, вкусный, мы ели, всем понравился. Ещё осталось литров пять на расход, кроме фляги.
- А где у тебя фляга с мёдом?
- В квартире, в прихожей стоит.
Начальник был готов расцеловать это смущённое, перепачканное мазутом лицо слесаря.
- Начальник вагонной службы МПС просил купить флягу мёда за двойную цену. Очень нужно на лечение его дочери. Продашь?
- Конечно!
- Сейчас переодевайся, бери мою машину с шофёром, и везите мёд сюда в кабинет.
Сердце начальника прыгало от радости, но он не звонил в Москву, пока фляга не появилась в его кабинете.
   Открыл крышку и кабинет наполнился тонким ароматом свежего мёда. Закрыл флягу, выдал Виктору наличные деньги, по двойной цене, и крепко пожал руку.
- Иди  домой. Смена заканчивается. В корпусе без тебя справятся. Деньги не пропьёшь?
- Нет! Пчёлы запаха алкоголя не любят. Да и пить сейчас некогда. Других забот полон рот. Детей надо поднимать. Хочу, чтобы у меня было всё, как у старшего брата и даже лучше.
- Успехов тебе и удачи!
Набрал номер телефонисток, попросил вызвать Москву, начальника вагонной службы. Вызвали быстро. В трубке раздался уже знакомый голос начальника.
- Чем обрадуешь?
- Ваша просьба выполнена! Фляга мёда у меня в кабинете!
- Хорошо! Сколько заплатил?
- Двойную цену!
- Жди телеграмму.
   Ночью позвонила телеграфистка и зачитала телеграмму из Москвы:
«ДЛЯ УЧАСТИЯ В ЗАСЕДАНИИ КОЛЛЕГИИ МПС ЗПТ НЕМЕДЛЕННО КОМАНДИРОВАТЬ В МОСКВУ СРОКОМ НА ДВОЕ СУТОК ВЧД АРХАРА ЗПТ ВЧД БЕЛОГОРСК ЗПТ ВЧД БУРЕЯ ТЧК ПРОЖИВАНИЕ В ГОСТИНИЦЕ МПС ОПЛАЧЕНО»
   Весь день ушёл на оформление проездных документов и командировки. Билетное бюро, оформлявшее служебные билеты, было на станции Завитая. Наконец вся суета закончилась, и вечером Владимир  ехал в купе скорого поезда «Россия» с флягой мёда до конечной станции.
На Ярославском вокзале его встретили прямо у вагона.  Два дюжих молодца подхватили флягу и понесли к микроавтобусам, стоящим около багажного отделения. От других вагонов тоже шли люди с молочными флягами. Владимир узнал начальников вагонных депо Архары и Белогорска. С Белогорским начальником часто встречались в отделении дороги, а с Архаринским начальником на совещаниях при разборе конфликтов на стыке дорог. Их фляги были подписаны яркой краской названиями станций, а Бурейская фляга выделялась только своей новизной. Бравые молодцы с флягами сели в первый микроавтобус, а их посадили во второй.
   Первый микроавтобус свернул на какую-то улицу, а их подвезли к гостинице МПС. Сопровождавший  молодой человек что-то шепнул администратору. Она улыбнулась и сказала прибывшим гостям:
- Пожалуйста, ваши паспорта и командировочные удостоверения.
- А зачем командировки? – удивился Архаринский начальник.
- У нас такой порядок! Ваши одноместные номера «люкс» забронированы на третьем этаже.
   Быстро просмотрев документы, вернула их обратно с бланками анкет. Представитель министерства молча ждал, пока постояльцы заполняли фирменные бланки. Когда администратор, с улыбкой подала документы и ключи от дверей номеров, молчавший представитель МПС обратился к приезжим:
- Давайте Ваши командировочные удостоверения, я их отмечу.
- Хорошо! – почти хором ответили дальневосточники.
- Завтра я их верну, вместе с деньгами за привезённый мёд. А теперь отдыхайте. По часам у вас уже ночь. Впрочем, если желаете, здесь, на первом этаже есть хороший ресторан, биллиардная, видеозал.
   Решили пойти в номера, помыться с дороги,  и встретиться в ресторане. Владимир пришёл в ресторан первым. Сел за свободный столик и оглядел зал. Народу было не много. Большинство постояльцев гостиницы, ещё толкалось в кабинетах МПС или уже шныряло по магазинам. Посмотрел меню. Цены были вполне приемлемые. Появилась миловидная девушка в кружевном переднике. Заказал несколько привычных блюд и рюмку коньяка. Не навязчиво играла лёгкая музыка. Заказ принесли быстро. Отпил немного коньяка и стал поглощать горячее блюдо из мяса. Сразу почувствовал, что сильно проголодался. Увлечённый едой, Владимир не заметил, как в зал вошли начальники вагонных депо  Архары и Белогорска. Направляясь к его столику, продолжали  начатый спор.
- Я покупаю мёд у проверенных пчеловодов.
- Я тоже только у проверенных людей.
- Когда я бросил клич и пообещал двойную цену за свежий мёд, но без антибиотиков, у меня под окнами стояла целая вереница машин. Было из чего выбирать.
- У меня не было вереницы, но тоже был выбор. Думаю, что мой мёд будет лучшим.
Спорщики уселись на свободные места за столом, и посмотрели на Владимира, ожидая его истории про флягу мёда.
- У меня выбора не было. Привёз то, что удалось достать. У нас зимой много пчёл пропало. Некоторые пасеки – на 100 процентов.
- Тогда у тебя мало шансов, получить главный приз! – сказал Архаринский ВЧД.
- Какой приз?
- Да мне человек из нашей службы передал, по секрету, что начальник  представит поставщика лучшего мёда на «Почётного железнодорожника».
- Поживём – увидим! Лишь бы ребёнок выздоровел! – сказал Владимир и глубоко вздохнул.
Больше на эту тему разговора не было, и ужин прошёл спокойно. Зал постепенно наполнялся людьми. Начальники Белогорского и Архаринского депо заказали по 300 граммов коньяка. Спиртное уже допивали и их «потянуло на подвиги». Они  активно перемигивались с какими-то ярко раскрашенными девицами.
- Такие девицы, вероятно, потребуют много денег. – заметил Владимир.
- Денег хватит на сегодня, а завтра отвалят двойную цену за мёд! – заметно потолстевшим языком произнёс начальник вагонного депо Белогорск.
Владимир не любил длительные застолья, поэтому подозвал официантку. Расплатившись за ужин, ушёл к себе в номер. Настроения веселиться не было. В номере быстро разделся и лёг спать. Даже не стал смотреть новости по телевизору.  Проснулся  утром рано, но на 4 часа позже, чем по Амурскому времени. Привёл себя в порядок утренней гимнастикой и холодным душем. В номере были туалетные принадлежности в целлофановой упаковке, но Владимир предпочёл воспользоваться своими. На журнальном столике лежали свежие газеты «Гудок», «Правда», «Известия». Мельком пробежался по статьям. Внимательно прочитал «передовицы». Под телевизором выглядывала панель видеомагнитофона и полочка с видеокассетами. Большинство кассет было с иностранными фильмами. Поставил первый попавшийся. Оказался космический боевик, с «гундосым» переводом. Владимиру не нравились боевики, особенно с таким переводом. Включил просто телевизор. Повторялся фильм «Место встречи изменить нельзя». Все события фильма он знал наизусть, но с удовольствием досмотрел очередную серию. В 8 часов местного времени на столике зазвенел телефон. Владимир поднял трубку. Приятный женский голос попросил спуститься вниз к стойке администратора.  Закрыв дверь на ключ, быстро сбежал вниз по лестнице. В холле уже ждал знакомый представитель МПС. Вскоре появились начальники вагонных депо Архара и Белогорск.
- У вас назначена встреча с начальником вагонной службы на 9 часов. Но он занят и вас примет заместитель. Внизу нас ждёт «Волга». Следуйте за мной.
Вышли молча и направились к чёрной машине на стоянке. Шофёр предупредительно открыл дверки. Доехали быстро и вошли в вестибюль. Перед ними открылся целый ряд турникетных проходов. Милиционер потребовал паспорта. Записал их в журнал и подал заказанные пропуска. Представитель МПС предъявил служебное удостоверение. Быстро поднялись на нужный этаж на лифте, но потом долго ждали в приёмной у секретаря. Ровно в 9 часов секретарь пригласила их в кабинет. В конце длиннющего стола  сидел человек в идеальном костюме с галстуком. Он не встал из-за стола и не пригласил их сесть за него. Только поднял ладонь и заговорил неприятным скрипучим голосом.
- Мне поручено встретиться с вами и прояснить ситуацию. Кто ВЧД Архара?
- Я!
- Ваш мёд не подошёл. Это не свежий мёд, а прошлогодний,  перегретый до жидкого состояния. В нём совершенно нет биологически активных веществ. Получите за него по минимальным закупочным ценам в бухгалтерии ресторана гостиницы. Командировка ваша отмечена сегодняшним числом убытия. Билет можете приобрести в железнодорожной кассе гостиницы. Вам всё понятно?
- Да!
- Кто ВЧД Белогорск?
- Я!
- Ваш мёд тоже не подошёл. Это просто переработанный сахар. Вам тоже получить деньги в бухгалтерии ресторана. Убыть сегодня! Билеты вам забронированы в кассе гостиницы. Вопросы есть?
- Нет!
- Теперь ВЧД Бурея. Ваш мёд подошёл идеально. Начальник службы хотел встретиться с вами лично, но очень занят и освободится через 2 дня. Можете подождать его? Командировку мы вам продлим, суточные на продлённые дни выдадим, гостиницу оплатим. Впрочем,  вам оплата за доставленный мёд здесь в конверте. Можете пройтись по магазинам, сходить в театр, кино. Администратор гостиницы сообщит дату и время встречи. На командировке дату убытия проставите сами. Распоряжение на продление командировки оформим по фактической дате убытия. Впрочем, мы не настаиваем, можете убыть сегодня или завтра.
- Лучше сегодня! У меня вопросов по службе нет.
- Воля ваша. До свидания! Командировочные удостоверения у секретаря в приёмной.
Представитель МПС забрал конверт и передал его Владимиру. Все быстро вышли из кабинета и направились к лифту. На выходе милиционер отдал честь и выпустил их через турникет. Представитель МПС доставил их на «Волге» до гостиницы, и объяснил, где находится железнодорожная касса. Вежливо попрощался и сказал, что на Ярославский вокзал лучше заказать такси через администратора.
После возвращения в Бурею, начальник Вагонного депо с головой ушёл в работу. Предстояла серьёзная реконструкция цехов, установка нового оборудования.
В середине июня из отделения дороги позвонил НОДВ-4.
- Владимир! К нам едет начальник вагонной службы из Москвы. Собирается посетить твоё депо. Наведи там порядочек, чтобы не опозориться перед высокими гостями.
- Понятно! Но у меня реконструкция, везде грязь и мусор.
- Вывези всё, что можно. Главное, чтобы из мусорных куч не росла двухметровая полынь.
- Постараюсь!
Начальник службы прибыл специальным вагоном и сразу пошёл в Вагонное депо Бурея. Владимир встретил его в воротах предприятия, пригласил в кабинет. Но он решил осмотреть производственные цеха. Начальник отдела охраны труда быстро выдал всем белые каски и сигнальные жилеты. Владимир с воодушевлением рассказывал о реконструкции, показывал, что уже сделано, и что ещё предстоит сделать до конца года. Наконец, вся делегация завершила экскурсию и вошла в кабинет. Выслушав все официальные доклады и пояснения, начальник службы спросил:
- А как проживает тот пчеловод-спаситель, у которого ты покупал мёд?
- Да он сегодня у меня в цехе работает слесарем.
- А тогда где работал?
- У меня! Он давно работает. Только пчеловодом стал в этом году.
- А можно мне с ним встретиться?
- Можно! Сейчас пошлю секретаршу.
Пока Виктор мылся в душе и переодевался, Кате доложили, что внезапно приехало начальство из Москвы, сам начальник службы и её мужа вызвали в кабинет. Ничего хорошего это не предвещало. У неё был выходной,  и она собиралась сходить в магазин, но услышав эту новость, побежала в Вагонное депо. Ещё издали увидела, как муж поднимался по наружной лестнице на второй этаж. Мелькнула мысль: «Произошла серьёзная авария, и теперь пытаются найти виновного в возникшей неисправности». В таких случаях начальство страдало меньше всего, находили обычно «стрелочника». Не помня себя от отчаянья, Катя ворвалась в кабинет начальника, несмотря на протесты секретарши. Посредине кабинета, на ковровой дорожке стоял её Виктор.
- Он ни в чём не виноват! Он всегда работает качественно и с душой! И давно не пьёт вообще, даже пива! Если человек начал нормально жить, так его надо сразу осаживать? Может где-то оступился, так его надо с грязью перемешивать?
Возбуждение зарумянило щёки, заискрило голубые глаза, и Катя выглядела такой красивой и беззащитной, что начальник вагонной службы даже улыбнулся.
- Это ваша сестра?
- Нет, жена! – смущённо ответил Виктор.
Ему было неудобно за выходку Кати.
- Недавно женился?
- Нет! У нас уже пять детей!
Начальник вагонной службы не мог поверить, что у этой хрупкой, беззащитной девчонки 5 детей. За несколько лет совместной жизни её чувства ничуть не остыли и она готова защищать своего мужа, как тигрица детёныша.
- Вы где работаете?
- Здесь, в депо, машинистом компрессорной установки.
- Идите девушка домой и успокойтесь! Ничего ваш муж плохого не натворил. Наоборот, спас мою дочку своим замечательным мёдом. Флягу  я привёз, заберёте в нашем вагоне у проводника. Мёд высшего качества. На фляге так и написано. Только почему между буквами «В» и «К» стоит плюсик?
- Это наши инициалы «Виктор» и «Катя».
- Идите домой, и готовьте обед. Хочу зайти к вам в гости. Мы сейчас обсудим наши дела и через час зайдём к вам. Успеете приготовить обед за это время.
- Да!
Катя смущённо покраснела и вышла. Через час в дверь позвонили.
- Входите, не заперто! Проходите сразу на кухню!
- Да у вас три повара!?
- Помощники! Готовим с сыновьями пельмени «Амур». Через 15 минут будут готовы. Хотелось с пылу, с жару. Средняя дочка ушла на танцевальный кружок, а младшенькие «вишенки» с детском саду.
- А почему «вишенки»?
- Мои близняшки играли в спектакле «Чиполино». Так и прилипло к ним это имя.
Такого вкусного обеда начальнику службы не приходилось, есть даже в московских ресторанах.  Атмосфера в квартире дышала теплотой, любовью и надёжностью.
- А где же твои пчёлы?
- Стоят в огороде, здесь недалеко. Можем пройти.
- Веди, показывай!
Дошли быстро. Деревья покрылись пышной зелёной кроной. Одуванчики уже отцвели, и только кое-где из травы выглядывали пушистые шарики.
- А чей это дом?
- Был родителей, а теперь наш. На вырученные деньги от мёда, сделал подъёмку, заменил нижние венцы, залил фундамент. Теперь нужно полы застелить, да половую рейку не на что купить. Детей в школу нужно готовить. Хотелось полы настелить и на зиму пчёл в доме поставить, пока омшаник построю.
- А где твои пчёлы?
- Да вот они стоят улики.
- Много заплатил за пчёл?
- Не поверите, ничего не платил. Сами прилетели и поселились в уликах.
- Вот, оказывается, как бывает! Ну ладно, спасибо за всё. Мне ещё надо в депо зайти.
- Так и мне в депо, я же на смене.
   Шагая рядом с начальником службы, Виктор рассказывал о семье, своих ребятишках и о пчёлах. Начальник службы пошёл в кабинет начальника, а Виктор в свою бригаду.
- Владимир Васильевич! А почему бы тебе не оказать материальную помощь многодетной семье своих работников половой рейкой. Ведь ты её, кажется, выпускаешь в своём цехе?
- Окажем!
- Вот и славно! Они какие правительственные награды имеют?
- Пока никакие.
- Думаю, что своим трудом на производстве и в семье они их заслужили. Ребятишки у них замечательные, серьёзные, трудолюбивые. Будут гордиться своими родителями.
Вышли на улицу. На фасаде здания красовался лозунг: «Железная дорога – становой хребет государства!»  Начальник вагонной службы посмотрел на него и сказал: «Всё – таки, становой хребет не сама железная дорога, а замечательные люди, которые на ней работают!»