Жила- была Маруся- красна девица

Лидия Парамонова -Фокина
Представление Маруси для Новогодней игры...


Жила- была Маруся- красна девица, стройная, как берёзка, лёгкая на подъём, как голубка.  Её густые волосы говорили о её силе и здоровье. Коса – девичья краса, считалась главным внешним достоинством девицы.
Будучи маленькой девочкой, она носила две косы. Но став девушкой, её статус изменился, она стала девицей «на выданье», чему свидетельствовала вплетённая лента в толстую косу по всей её длине- ниже пояса.
Послушная Маруся могла ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим макушку открытой, которая призвана, чтобы подчеркнуть её красоту, на радость добрым молодцам. И она носила венец- признак девичества, сделанный из бересты в виде обруча, обтянутый тканью. Её бабушка поведала ей , что слово «венец»произошло от русского «венить»- заниматься жатвой. Жених должен был получить невесту «на вено»-» на жатву»и за это обязан заплатить родителям избранницы выкуп, ведь они лишились помощницы.
Моя героиня поддерживала традиции в ношении серёжек: скромные вытянутой формы, без декора украшали её наряд. Она была на столько хороша, что нельзя было глаз отвести от неё, дыхание замирало в груди, а заглядеться был каждый непрочь. Все прелести у незамужней девицы были скрыты под многослойной одеждой- рубахой длинною до ступней, под длинными рукавами, под сарафаном до пят. Он у Маруси был синего цвета, такой и подобало носить до замужества. Поверх сарафана запона- холщевый прямоугольный кусок ткани, по бокам  не сшитый, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Всем девицам надобно было носить такие запоны.

С нетерпением ждала Маруся, когда у неё появится жених, и будет получено благословение родителей на брак, она вплетёт с середины косы две ленты. А вскоре наденет красный сарафан, который надевают сразу после замужества, на переднике которого будет вышита рогатая лягушка- символ роженицы.

 Но набежали злые тучи , превратили красавицу в горлицу и унесли в небо, за тридевятое царство.

И птицей она продолжала мечтать о том,  как прыгнула бы с лавки в панёву как все девушки, - это символизировало их согласие на брак. А может, ей в день венчания или сразу после него, уже замужней женщине поверх рубахи наденут панёву- юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закреплённую вокруг талии шнуром- гашником, который завяжут родители или родной брат. И как всякая православная мечтала о гладком обручальном кольце на безымянном пальце правой руки, подаренных мужем серьгах с жемчугом, как подобает замужней молодой женщине, и  о кокошниках: простом, обтянутым тканью,-  на каждый день и праздничном, вышитым бисером, украшенным несколькими самоцветами. Коль с давних времён считалось, что, выйдя замуж, нужно покрывать голову и прятать волосы, Маруся придерживалась устоявшимся традициям. Форма её кокошника была наиболее известной в виде шапочки с плоским дном.
Но теперь ей, голубке, на чужой сторонушке, очевидно, не придётся выходить замуж, и  на всю жизнь она обречена носить запону, а панёву надеть не сможет.

«Где же мой суженный, стрелец- удалой молодец? Должен час пробить! Я жду!» Уверенная,  умная горлица вглядывалась вдаль и понимала, что  вот-вот, с минуты на минуту...

Значит, счастье выпадет на долю Маруси - найдёт охотник в лесу горлинку, а дальше всё как у Леонида Филатова в сказе «Про Федота- стрельца, удалого молодца».