Самарские тайны российского кино-2-2

Владимир Плотников-Самарский
САМАРСКИЕ ТАЙНЫ РОССИЙСКОГО КИНО. Часть вторая.


ДУБЛЬ 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КИНО: САМАРСКИЕ  МОТИВЫ

Продолжение


Начало: http://www.proza.ru/2020/02/05/1631

http://www.proza.ru/2020/02/07/2069





Алексеев Анатолий Александрович (1909-1988)

В 1943 году на одном из секретных аэродромов Куйбышева собралась «боевая команда» молодых ребят, которые в разные годы – кто раньше, а кто позже – стали воистину народными любимцами. Петр Алейников и Николай Боголюбов, Петр Соболевский и Михаил Сидоркин, Александр Михайлов и Нина Мазаева…

Но даже, если общего для всех сбора и не было, то каждому нашлось место на полуторачасовой «встрече», имя которой «Небо Москвы». Этот лётчицкий фильм вышел на экраны страны в 1944 году. Созвал же артистов в «запасную столицу» выдающийся кинорежиссер Юлий Райзман. Попал в ту «лётную команду» и безымянный старлей, он же актер Анатолий Алексеев, только что успевший сняться в единственной своей главной роли –  Пети из кинодрамы Александра Столпера по пьесе Константина Симонова «Дни и ночи». Пожалуй, не было в советское время актера, который переиграл столько солдат, моряков, офицеров, сколько их в послужном списке Анатолия Александровича.

Самобытный хара;ктерный актер и мастер эпизода родился в студеном Иркутске, умер в солнечной Ялте. Актерское образование он получил в Ленинградском театре рабочей молодежи (ТРАМ). До войны работал в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола, а после возращения из алма-атинской эвакуации исправно служил на киностудии «Ленфильм» и студии киноактера.

Он исполнил небольшие, но памятные роли в сорока с лишком фильмах, среди них: Володя («Парень из нашего города» 1942), солдат Тимофей («Герои Шипки» 1954), казак («Поднятая целина» 1959-61), виночерпий («Сказка о царе Салтане» 1966), начальник стражи («Веселое сновидение, или смех сквозь слезы» 1976), Трофим Никифорович («Высокая проба» 1983) и т.д.


Базанова Ольга Николаевна (1907-1993)

Ее прадед был генерал и участвовал в Крымской войне. Дед-подполковник погиб на русско-японской. Отец стал авиатором, попал под каток репрессий, но выкарабкался. Любовь к «великому немому» девочке привила тетя, у которой был опыт съемок в дореволюционном кинематографе. В 19 лет ее примеру последовала Оля. Это был эпизод в кинокомедии «Девушка с коробкой». В 23 она окончила государственный техникум кинематографии у Льва Кулешова и Абрама Роома. А в 1936 году на экраны страны вышел один из самых музыкальных и духоподъемных фильмов «Дети капитана Гранта».
 
Ольге Базановой посчастливилось сыграть роль Мэри Грант, темпераментную, красивую, благородную, романтичную и при этом подлинную аристократку, которую, несмотря на происхождение, полюбило не одно поколение зрителей, особенно сильного пола. Ее даже позвали в Малый театр. Но для актрисы начался спад, вернее – медленный уход в тень. Она стала женой и мамой – рожая ребенка, пропустила даже премьеру «Детей капитана Гранта».

Семейные заботы заслонили «волшебный фонарь». Потом война, от которой Ольга Николаевна с дочкой бежала в Куйбышев. С 1943 года она уже работала на «Мосфильме». Правда, не актрисой, а, как сказали бы сейчас, занималась кастингом: отбирала актеров и военных для участия в картинах, составляла систематизированную базу данных и даже успела поработать помощником режиссера при постановке кинофильмов «Кутузов» и «Суворов».

Но и эту должность пришлось покинуть в связи с личной травмой при разгрузке баржи в 1945 году и последующим «уходом» за мужем. Он был крупным конструктором и пострадал во время испытаний. Потом заболел отец, и она совсем отдалилась от кинопроцесса, с которым ее связывал добрый приятель Яков Сегель, он же – «младший брат Роберт Грант».

Николай Черкасов (ее партнер-учитель и непревзойденный Паганель) искренне сожалел о потере такой актрисы. Всего в личной базе Ольги Николаевны около дюжины ролей в кино, главным образом, немых. Но ярче всех незабвенная и неувядаемая Мэри Грант. «Кто весел, пусть смеется, кто хочет, тот добьется, кто ищет, тот всегда найдет»…

Она нашла свой путь…   


Веселовская Нина Валентиновна (р. 1932)

«Наша актриса», с Самарой прямо она не связана. Хотя как ведь посмотреть... Родилась в селе Городище Средневолжского края. С 1929 по 1936 год, пока существовало сие обширное территориальное объединение, центром его была Самара/Куйбышев. И  в большом кино трудно найти актрису более самарскую.

Ученица великого мхатовца  Виктора Станицына, Нина еще студенткой стала звездой экрана. Редкая, какая-то скромно-утонченная красота сразу же выделила ее на подиуме роковых обольстительниц 1950-х. И, бесспорно, лучшей, на годы эталонной стала ее самарская барышня Даша Булавина в трилогии Григория Рошаля «Хождение по мукам» (1957-58) – ранняя высота, которую актриса так и не превзошла. Да и стоило ли?

Вклад Заслуженной артистки РСФСР Веселовской в историю кино исчисляется участием в двух десятках картин, о каждой из которых иным приходится мечтать: «Друзья и годы», «Угрюм-река», «Шестое июля», «Угол падения». А что уж говорить о театральных работах, а Нина Валентиновна исполнила ведущие роли в театре им. К.С. Станиславского, театре-студии Киноактера, театре «Мир искусств» (здесь ей довелось воплотить образ великой Марии Ермоловой) и др.

Мастер старой школы, даже в преклонные годы 80-летняя актриса откликнулась на запросы времени. Последняя ее роль в кино датирована 2013 годом – «Бульварное кольцо». Впрочем, слово «бульварное» тут не случайно. В современном киноискусстве актриса разочарована, предпочитая ему классику.

Ну, а «встреча с Самарой вживую» Нину Валентиновну подкараулила в 1971 году, когда режиссер Николай Лебедев пригласил ее на главную роль – Арсеньевой-Осеевой, мамы Динки – в художественном фильме «Найди меня, Леня!». Это был первый опыт экранизации «Динки» – самой знаменитой повести о нашем городе.


Волкова Екатерина Юрьевна (род. 1974)

Родилась в Томске, подрастала в Тольятти. Там отец, инженер и баянист-самоучка, бросил семью (жена – врач,  трое детей). А в старости, больного, пьющего и никому не нужного, именно Катя вернула папу домой, устроив ему полный пансион с качественным алкоголем и закусоном.

Потом ей не раз еще пригодятся тольяттинские уроки в школе искусств по классу «фортепиано» и в музыкальном училище по классу «хоровое дирижирование».

Первые сольные номера юной Волковой прозвучали в ресторанах криминального Автограда, где с начала 1990-х всей муз-культурой заправляла «братва». Но это лишь закалило характер девушки, мечтавшей стать «женщиной, которая поет» (Алла Пугачева с детства была кумиром).

«Арт-лицеем» Кати стала театральная студия при тольяттинском театре «Колесо», где ей год раскрывал секреты мастерства сам главреж Глеб Дроздов (1994). Еще два года набиралась опыта в Ярославском театральном институте (мастерская Вячеслава Шалимова). И уже в 1997 году третьекурсница Волкова перевелась в мастерскую к самому Марку Захарову (ГИТИС), который утвердил студентку на роль Маргариты в спектакле «Мастер и Маргарита».

Ее же Екатерина еще 10 лет отыграла на сцене Московского театра имени К.С. Станиславского, куда была принята с дипломом выпускницы ГИТИСа. Параллельно «практиковалась» в антрепризах театра с говорящим названием «Практика» и пару лет была занята в репертуаре Российского академического молодёжного театра.

Крепкого брака не случилось. Первый муж (судимый автоугонщик) пил по-чёрному и бил «до потери сознания». Единственным «белым пятнышком» на фоне дебошей и скандалов стала дочь. Сейчас Валерия получает образование и художественно самовыражается – «психотерапия через танцы» – в немецком Марбурге.

Порвав с дебоширом, Екатерина Волкова увлеклась продюсером и эзотериком Эдуардом Бояковым, что, в свой черед, увлек ее йогой. Впрочем, после совместной экспедиции в Индию с покорением 6-километровой высоты, она предпочла иные вершины – творческие.

Во второй раз официально Волкова связала судьбу с кинопродюсером Сергеем Члиянцем. Опять же ненадолго… На четвёртом месяце беременности прямо во время съемок ей стало плохо. Ребенка спасти не удалось, а во время переливания крови актрису заразили гепатитом. Потеря ребенка навсегда отдалила мужа…

Третий брак даровал ей роман с легендарным писателем-бунтарем Эдуардом Лимоновым. Редактор «Лимонки» повлиял на актрису «концептуально». В фильме «Асса 2» (2007) стриженая «под Котовского» Екатерина Волкова не только играла, но и исполняла свой лучший хит «Она». Брак с малопригодным для семейного затишка революционером, тем не менее, подарил Екатерине погодок: сына Богдана и дочку Сашу.

Во время третьей беременности звездная чета распалась. Что не мешает Лимонову на правах доброго друга и папы делиться с чадами своим богатым жизненным опытом, а маме – отзываться о нем в самых правоходных степенях, характеризуя, как «человека очень интеллигентного и скромного в домашней жизни»…

Послужной кино-список Волковой солиден (почти 70 ролей). Ограничимся сжатой версией «этапов большого пути». Первой пробой был «Коллекционер» режиссера Юрия Грымова, еще одного активиста в преодолении художественных штампов. А не менее своеобычный Иван Дыховичный в ходе съемок фильма «Вдох-выдох» принудил Екатерину в гидрокостюме исследовать озерные глубины, что завершилось для «подводницы» серьезным стрессом.

Далее ее ждал успех в сериале «Next 2» (Ольга Кирсанова), куда она угодила уже с подачи Александра Абдулова, с чьей антрепризой гастролировала перед этим в Америке. Среди заметных проектов с ее участием: «КГБ в смокинге», «До смерти красива», «Саранча», «Влюблённые женщины», «Фарца», «Паук», «Молодое вино»…

Не забывает актриса и про вокальное поприще, где подвизалась в составе джаз-группы «Агафонников-Band». Среди свежих дерзаний — выпуск модной одежды для дам, которым адресована ее персональная линия, плюс собственный бренд аксессуаров Wolka (с 2015 года).


Володин (наст. фамилия Иванов) Владимир Сергеевич (1891-1958)
 
Незаслуженно затенённый король комедии (без кавычек), чей хрипловатый опереточный баритон властно настраивает на улыбку. «Закаляйся, если хочешь быть здоров»… И сразу ясно: дальше будет только здоровое, доброе, светлое. Такой дар невозможно использовать в низменных целях, для грязных сцен. При виде Володина моментально ныряешь в мир детских впечатлений о смешном и веселом. Ведь они связаны с «Цирком», «Светлым путем», «Волгой-Волгой», «Кубанскими казаками», «Первой перчаткой», «Чемпионом мира», «Драгоценным подарком». 

Фигура-эпоха комического жанра, хотя снялся всего-то в десятке картин. Невероятная вещь: уйдя из Дела по причине потери слуха и памяти Народный артист РСФСР Володин никогда таким не останется в памяти и на слух! Слух-то у него был музыкальный.

В историю советской оперетты Владимир Володин вошел, как один из самых оригинальных и остроумных исполнителей. Что до кино, чего стоят лучшие кинокомедий без володинских куплетов: «Удивительный вопрос, почему я водовоз? Потому что без воды и не туды и не сюды»!?

Был в его жизни и куйбышевский заплыв. Помните, забавного капитана из кинокомедии «Волга-Волга»? – ну тот, который «знал все мели»? Так вот самая крупная и «долгоиграющая мель» возникла аккурат в виду Жигулей. А если точно: напротив Каменной горы. Именно в этом месте финишировали экспедиционные съемки волжской натуры для всего фильма. И будущий лауреат Сталинской премии СССР Володин был деятельным участником той незабываемой, вот уже более чем на 80 лет растянувшейся ыэкспедиции по зрительским сердцам и улыбкам. Это прекрасно, символично и справедливо, ибо Владимир Сергеевич – из давно исчезнувшей породы, имя коей: «природный позитив»!


Вульфович Теодор Юрьевич (1923-2004)

Он из «мальчиков призыва-1923». В них, трехдневных принцев выпускного бала, вонзился первый и беспощадный штык с длинным именем 22 июня 1941 года. Это не могло не обагрить судьбы будущего мастера. Впрочем, начало было знойным и даже сытным.

Родился в Узбекистане. Жил с дедушкой и бабушкой в древнем Самарканде. Из Самарканда попал в… Самару, где воспитывался уже родителями. Навсегда запомнил красавицу Волгу. Следующий вираж унес семью Вульфовичей в столицу, где мальчик взял школьный ранец. Родителям хлеб доставался тяжело, а сын был не из мажоров. Напротив, ученичество Тедя-Федя совмещал с разными подработками. Что не остужало его страсти к театру. И, в конце концов, юноша гордо засветился в театральной студии выпускников ГИТИСа.

Но в 1935 году папа Юра оказался в Вяземской исправительно-трудовой колонии. И отныне пионер Тедя-Федя увязывал летние визиты сразу с двумя лагерями: сперва с пионерским,  потом – исправительным. Студийные уроки прахом не пошли – уже в 13 лет Федя Вульфович  исполнил роль в, увы, «запоротой» цензурой психологически-воспитательной драме режиссёра М.А. Барской «Отец и сын» (1936, в «звездной капелле»: Свердлин и Тарханов, Барская и Жизнева, Консовский и Аржанов). Но ранний интерес богемы сына зека не испортил. Тем более что вместо театрального вуза его ждала война, настигшая  ровесников Вульфовича аккурат на третий день после выпускного…
 
На фронт «звезду кино» призвали 13 августа 1941-го, а демобилизовался день в день, но ровно 6 лет спустя. Уходил рядовым, вернулся гвардии старшим лейтенантом – начальником связи 7-го отдельного гвардейского Пражского мотоциклетного батальона разведчиков 10-го гвардейского трижды орденоносного Уральского-Львовского добровольческого танкового корпуса 4-й танковой армии.

«И на груди его светился» увесистый иконостас из медалей с четырьмя боевыми орденами: Красной звезды (июнь 1944), 2-х Отечественной войны II степени (март и апрель 1945) и Отечественной войны I степени (май 1945). Все годы войны Теодора питала одна мечта-надежда – стать артистом. Но уже в процессе постижения азов у самого Бориса Андреевича Бабочкина на актерском факультете Всесоюзного государственного института кинематографии у бывшего фронтового разведчика случилась смена «легенды». И заканчивал ВГИК он на режиссерском факультете у другой знаменитости – Льва Владимировича Кулешова.

В 30 лет Теодор Вульфович – режиссер-постановщик и сценарист киностудии «Центрнаучфильм». На этой ниве оставил крупный след: научно-популярные фильмы «Старт в стратосферу» (1956, совместно с Н. Курихиным) и  «Если бы горы могли говорить» (1958) были удостоены премий Всесоюзных и Международных кинофестивалей.

В 35-ть он - режиссер-постановщик киностудии «Ленфильм», откуда 9 лет спустя (в 1967-м) перешел на «Мосфильм», где продолжал сотрудничать не только со сценаристом Курихиным, но и классиками сценарного жанра: Э. Радзинским, Е. Габриловичем и даже Ю. Домбровским. В кино-копилке бывшего документалиста «плодов» немного, но паре позавидуют и мэтры.

Уже стартовый фильм, «Последний дюйм» (1958, совместно с Н.Ф. Курихиным) стал бесспорным шедевром для нескольких поколений. А лично для автора этой заметки: «Последний дюйм» сформировал очень многое в отношении к художественной романтике и ее героям. Главную роль в экранизации новеллы Джеймса Олдриджа  сыграл актер Николай Крюков, ставший после этого, безусловно, самым хара;ктерным и аутентичным «забугорным фигурантом» нашего кинематографа 1950-80-х.

Казалось бы, ну что в нем такого? Сдержанно суров, даже статичен и порядком зануден Бен Эпсли в «Последнем дюйме». Но именно этот неразговорчивый западный мужчина с подводной кинокамерой (и подводным характером – НЕМО-ХХ век) навсегда покоряет душу советского мальчишки, лезущего из кожи вон только бы заслужить его молчаливое «добро» хотя бы и посредством экранного сынишки Бена...

С того невозмутимого, честного и отважного Бена и шагнул в советский кинематограф излюбленный крюковский типаж, который во всех ипостасях на окружающий «чмырёж» всегда имел хороший дуплет-куплетик: «Какое мне дело до вас до всех, а вам до меня?!» Так что дюйму не суждено стать последним, как и «шлягеру», которому вот уже более 60 лет!

Межпоколенчески-честный, психологически-достоверный, добротно-суровый, музыкально-настоянный и образцово-мужественный «Последний дюйм» «огрёб», что редко случается, по достоинству. Он сподобился сразу 5 премий за один 1960 год – для «западной темы» в Советском Союзе, тем паче 1950-х, малохарактерный нонсенс:

1 приз Всесоюзного кинофестиваля за работу оператора;
2 премия Всесоюзного кинофестиваля среди детских фильмов; 
2 премия Всесоюзного кинофестиваля за работу режиссера;
2 премия Всесоюзного кинофестиваля за мужскую роль;
2 премия Всесоюзного кинофестиваля за работу композитора.

Кстати, насчет режиссуры, мужской роли и музыкальных композиций М. Вайнберга, спустя 60 лет можно было б и поспорить. И оспорить. Впрочем, все равно – здорово! Спасибо Вульфовичу, Вайнбергу и Крюкову. Последующие фильмы Теодора  Юрьевича и близко не имели такого резонанса, за исключением молниеносного фурора, что настиг военную буффонаду «Крепкий орешек» с Виталием Соломиным и Надеждой Румянцевой (1967).
 
Кинематография: « Мост перейти нельзя» (1960), «Улица Ньютона, дом 1» (1963), «Посланники вечности» (1970), «Товарищ генерал» (1973, сценарий совместно с Е. И. Габриловичем и М. М. Колосовым), «Шествие золотых зверей» (1979, совместно с Ю.О. Домбровским), «О странностях любви» (1983). Натура увлекающаяся, постановщик-сценарист Вульфович отметился и на литературной стезе: книги «Там, на войне», «Бенапы», «Моё неснятое кино» и «Обыкновенная биография (Роман для одного читателя)».


Иванов Всеволод Вячеславович (1895-1963)

Его куйбышевский след не очень глубок, и связан с недолгой эвакуацией, да и то – значительная часть «тылового творчества» пришлась на Ташкент. Из эвакуации Всеволод Вячеславович военкором «Известий» прошагал до Берлина. Куда круче его задел в литературе и кино.

Будущий участник творческой группы «Серапионовы братья» родился в глухом казахском ауле. Мама была ссыльнокаторжанкой, папа – рабочим прииска и учителем. Но это не помешало «захудалому провинциалу и недоучке» стать мэтром «орнаментальной прозы», вызвав восторг ровесника Сергея Есенина: «Иванов дал Сибирь по другому рисунку, чем его предшественники».

Ранний Всеволод Иванов был страстным романтиком революции (повесть «Партизаны», повесть-пьеса «Бронепоезд 14-69») и в качестве соавтора книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. 1931-1934 гг.» воспевал «социалистическую перековку преступного элемента». В середине 1930-х Иванова даже выбрали председателем правления Литературного фонда. Сам товарищ Сталин наизусть знал и цитировал его рассказ «Дитё».

Всё это не помешало Всеволоду Вячеславовичу набить руку в жанре фантастики («Агасфер», «Вулкан»), «писать в стол» почти диссидентские романы («Кремль») и откровенно декадентские антиутопии («У»). И никто не называл его двуликим, наверное, потому что всю жизнь Иванов был «баловнем судьбы».

По крайней мере, мало кто из собратьев по перу может похвастать десятком неплохих художественных фильмов, снятых «по мотивам». Таких, например, как «Амангельды» (1938), «Александр Пархоменко» (1942), «И на Тихом океане…» (1973), «Долг» (1977), «Дитя» (1992) и «Возвращение Будды» (1995).


Келлер Иосиф Исаакович (1903-1977)

Самарский мотив его биографии звучал недолго: в 1946 году работал в Куйбышевском театре оперы и балета. Связь с кино была ещё короче, но глубже – Иосифа Келлера взял в соавторы сам Павел Бажов. По их совместному сценарию и поставлена легендарная сказка «Каменный цветок» («Мосфильм», 1946 год).

Соавторство – штука нелегкая, но Иосифу Исааковичу было не привыкать: еще на заре юности он с Борисом Липатовым и Вениамином Гиршгорном написал «Бесцеремонный роман» (1927) – первый советский опыт в жанре «альтернативной истории». Иосиф Келлер уже был известным либреттистом. Впрочем, его раннее творчество отмечено поисками практически во всех литературных жанрах: проза, поэзия, драматургия.

В 1930-е началась театральная карьера, высшим взлетом которой был пост главного режиссера Пермского академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского, который Иосиф Исаакович занимал без малого 30 лет (1947-1975). Именно в эти годы писатель стал заслуженным деятелем искусств РСФСР и лауреатом Сталинской премии (1951).


Кустинская Наталья Николаевна (1938-2012)

Папа под чечетку выдавал задорные куплеты. Мама «зажигала» под джаз на эстраде, иной раз, в трио с Мироновой и Менакером... Девочка просто росла красавицей – даже при «целомудренных Советах» ее умудрился «профотошопить» журнал «Плейбой». Дальше рассказывать о заслуженной артистке России Кустинской – дело неблагодарное. Напомним коротко некоторые факты.

Окончила ВГИК на курсе Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова. Первокурсницей дебютировала в кино у Григория Рошаля (трилогия «Хождение по мукам» 1959). А там и мужья «навалились»: кинорежиссёр Юрий Чулюкин (кольцом на память – Алёнка в комедии «Королевская регата» 1966), дипломат Олег Волков, лётчик-космонавт и Герой Советского Союза Борис Егоров…

Звездой советского кино Наталью в 25 лет сделал режиссер Генрих Оганесян: кинокомедия «Три плюс два» (1963). А «дровишек подбросил» спустя десять лет Леонид Гайдай – хищная пассия режиссера Якина в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Она же всю жизнь жаждала «драматизировать» свой репертуар, что ровно раз позволили актрисе Валерий Усков и Владимир Краснопольский в «Вечном зове» (образ Полины Лахновской).

После смерти ее двухкомнатная квартира в центре Москвы отошла дальним родственникам, которые и повестили, что «в войну Наташу и ее родителей эвакуировали в Куйбышев. Мы все время проводили у бабушки с дедушкой, бесились, кувыркались. Наташа шустренькая была, веселая. Вся горит, пылает, что-то рассказывает. Жаль, что фотографий того времени почти не сохранилось».

После салюта Победы-1945 родные разлетелись как искры. Правда, Наталья Николаевна, нет-нет да и нагрянет в Куйбышев с гастролями, сзывая на застолье родню. Помнила, стало быть, первая красавица Союза деньки военные – детские… в «запасной столице»!
 

Ленц (Джоленз) Яков Моисеевич (1895-1975)

У пермского купца Джоленза было 12 детей. Четвертого звали Яша. Ему суждено было стать ярким театральным актером и самым эксцентричным старичком советского кино. Актерского опыта он набирался под псевдонимом Ленц по всей стране, истоптав Согдиану, Сибирь, Урал, да и Поволжье. Красный Октябрь «подкрался», когда Яков Ленц служил в Самаре. В итоге, «купецкому сынку» пришлось и революции послужить: не только на сцене, но и в политотделе Красной армии.

Творческая и гастрольная куролесица была продолжена уже на просторах Центральной России: Руза, Смоленск, Москва, Ногинск. Кстати, Самара сыграла и роль «свахи»: в 1919 году, гастролируя в этом городе, Яков Ленц связал себя узами брака с Еленой Ошриной.

С 1923 году Яков Ленц занят в штате студии «Межрабпомфильм», его амплуа – забавный чудак («Поцелуй Мэри Пикфорд», «Чашка чая»). Великая Отечественная внесла свою правку в географию деятельности комика. Трагическое объявление Левитана застает Ленца  на Дальнем Востоке. Путь назад, в Московскую филармонию, пролег через Сибирь. А позже подоспела и главная профессиональная вакансия в эстрадном театре Всеволода Аксенова.

Поздний Ленц вписывает в историю кино образ немногословного, но уморительно-колоритного дедушки: бухгалтер («Дело было в Пенькове»), заведующий почтой («Пропало лето»), киоскёр с пачкой «Друг» («Берегись автомобиля»), продавец цветов в ресторане («12 стульев»), аксакал с фразой «Давно сидим» («Белое солнце пустыни»), «старик, который всё знал» («Корона Российской империи, или Снова неуловимые»). А он, действительно, знал очень много!


Михайлов Александр Александрович (1922-1992)

Если Валерий Чкалов был реальным летчиком-испытателем, с которого «делали жизнь» миллионы светских парней конца 1930-х, то у мальчишек послевоенного поколения почти таким же кумиром стал полярный летчик Саня Григорьев. Не стоит искать это имя в биографических справочниках. Пилота Григорьева придумал писатель Вениамин Каверин, а фильм по его приключенческому роману «Два капитана» в 1955 году снял Владимир Венгеров. Но только благодаря достоверной игре молодого и привлекательного актера Александра Михайлова вымышленный персонаж превратился в живого героя своего времени – знакового и знакомого, простого и умного, узнаваемого и любимого.

Трудно поверить, что еще до съемок в знаменитой кинокартине артист Михайлов стал лауреатом Сталинской премии (1950). Такой оценки вождя заслужила работа 28-летнего выпускника Школы-студии МХАТ в спектакле Сергея Михалкова «Я хочу домой». Она была поставлена на сцене Центрального детского театра, откуда Саня три года спустя взят был в МХАТ… на всю жизнь!

Заслуженный артист РСФСР Александр Михайлов был очень успешным театральным актером, и в кино снимался гораздо реже. «Редко, но метко» – буквально, каждая из филигранно отделанных его ролей остается штучной. Будь то клоун Анатолий Дуров в фильме «Борец и клоун» (1957), Володя в фильме «Сын» (1958), командарм Фрунзе – «Гроза над Белой» (1968) или небольшая плеяда характеров в телеспектаклях МХАТа, начиная с «частного поверенного и вегетарианца» из Чеховских страниц» (новелла «Печенег», 1977).

А вот третьей по счету и первой – «взрослой» – ролью Сан Саныча стал младший лейтенант Губкин из фильма «Небо Москвы», снятого в 1944 году на секретном аэродроме города Куйбышев.


Михоэлс Соломон Михайлович (наст.: Шлиома Михелевич Вовси; 1890-1948)

Для еврейского народа великий артист и режиссер стал больше, чем явлением театра. В каком-то смысле он давно уже – символ национального объединения; яркое и, одновременно, контрастное, олицетворение еврейского характера «октябрьского призыва», со всеми взлетами и падениями отдельной личности в перегонах от демократии до тоталитаризма.

Поучаствовав в малороссийской коммерции (чуток) и в студенческих волнениях (чуть дольше), молодой человек подался в Питер, где три года «грыз гранит науки» на юридическом факультете университета (1915–1918). Не доучился – в сердце властно «постучался» театр, которому душевно благоволила Революция. В считанные месяцы гениальный лицедей объял весь острохарактерный репертуар Еврейской театральной студии А.М. Грановского в Петрограде (1919).

Год спустя ему рукоплескала Москва, а еще через пятилетку прописавшаяся здесь студия была преобразована в Московский государственный еврейский театр (ГОСЕТ). После оглушительных гастролей в Германии, Австрии, Франции, Бельгии и Нидерландах (1928) Михоэлса назначили художественным руководителем и главным режиссёром театра. Именно его разносторонней артистической, режиссерской и педагогической деятельности ГОСЕТ обязан лучшими деньками славы.

С Куйбышевом великого художника свела война. В феврале 1942 года худрук эвакуированного ГОСЕта становится первым председателем Еврейского антифашистского комитета, который одно время базировался в «запасной столице». В 1946 году Соломон Михайлович был удостоен Сталинской премии за постановку вершинного своего спектакля «Фрейлехс». А еще через два года народный артист СССР Михоэлс загадочно погиб в автокатастрофе, по поздней версии, подстроенной органами, обеспокоенными его «активизировавшейся общественной деятельностью».

В кино корифей театра сыграл всего полдесятка ролей: «Лунный камень», «Цирк», «Судьба Оппенгейм». А первой стала работа в немой картине «Еврейское счастье» (1925).
 

Попов Олег Константинович (1930-2016)

Есть в Самаре странный дом, похожий на перевернутую бескозырку или, может быть, клоунскую фуражку Олега Попова. Да это же наш Самарский цирк! – воскликнет детвора. Конечно! И архитектурные ассоциации с великим клоуном вряд ли случайны. Четверть века забвения в родной стране, откровенные оскорбления: «изменник, невозвращенец»… Лишь город Самара оставался верен корифею смеха в самые некомплиментарные годы…

А в 2004 году самарскому цирку было присвоено имя Олега Попова! Народный артист СССР, лауреат самых невообразимых международных конкурсов, Попов в это время жил в далекой Германии. И смешил, смешил, доказывая, что самый солнечный клоун Планеты сыт не только улыбками миллионов – их его лишили вместе с накоплениями в 1991-м, – но и немецкими марками для Счастливого Ганса из деревушки Эглофштайн под Нюрнбергом, где он нашёл второе счастье: творческое и семейное.

В советский период Попов не раз «миловался» с большим экраном. Дебютная встреча запечатлена в далеком 1953-м (фильм «Арена смелых»), ее продолжили выступления в праздничных киноконцертах, равно как музыкально-цирковых лентах, сказках, сатирах: «Косолапый друг», «Новоселье Олега Попова», «Последний жулик», «Похищение», «Карнавал», «Мама», «Синяя борода»…

Как ни странно, с Куйбышевом у Попова был ровно один контакт. Это случилось в 1969 году, когда областной цирк открыл двери в новом здании и на его арену вышел «солнечный клоун». И надо же такому случиться: аккурат в те же минуты звучит сообщение ТАСС: «Олегу Константиновичу Попову присвоено звание народного артиста СССР». В 39 лет! На радостях дирекция просит кумира дать свое имя Куйбышевскому цирку. Он не спорит. Увы, дельце затянулось на 35 лет. 

…Солнечный клоун планировал посетить цирк, носящий его имя, но скоропостижно умер в Ростове-на-Дону. И милая сердцу Самара никогда уже не станет «следующим пунктом его гастрольного турне». Попов же остался в ней навсегда: любим и увековечен.

И, Слава Богу, моль не тронула клоунскую кепку, которая является экспонатом № 1 для музея народного артиста СССР Олега Попова...


Пускепалис Сергей Витаутович (род. 1966)

Актер, как говорится, с харизмой, в кино он, как ни удивительно, активно задействован чуть более 10 лет. Первая роль, точнее эпизод в «Прогулке» (2003) режиссеров не вдохновил. Предложения посыпались после 2009-го, когда «российско-подданный балканец» и «курско-рожденный прибалт» (папа литовец, мама – приднестровская болгарка, место рождения – Курск) снялся в фильме «Аптекарь». При том, что театральная карьера задалась сразу – звания заслуженного артиста России он удостоился за 10 лет до «Аптекаря». А начиналось так… 

После переезда семьи в Саратов Сережа поступил на курс Юрия Киселёва в местном театральном училище. Окончив его в 1985-м, три года отслужил на флоте. Не оттуда ли выправка и органичность Пускепалиса в образах моряков? Чего стоит капитан Савченко из «Ледокола» (2016)! После армии ровно 10 лет отдал подмосткам Саратовского ТЮЗа. За это время успел отучиться на режиссерском курсе Петра Фоменко в Российской академии театрального искусства – РАТИ (2001) со стажировкой в Самарском театре «Понедельник», где поставил спектакли «Уезжаю», «Тихий ангел» по Алексею Слаповскому (2000) и «Козий остров» по У. Бетти.

В качестве профессионального постановщика запомнился москвичам  («Мастерская Петра Фоменко», Театр-студия под руководством Олега Табакова), Омска («Пятый театр) и Челябинска (государственный академический театр драмы имени Наума Орлова). Был главным режиссером Магнитогорского театра драмы имени А.С. Пушкина (2003-2007), осуществив 9 постановок. Вёл театральный курс в Магнитогорской консерватории и еще четыре года (2009-2011) возглавлял Ярославский академический драмтеатр имени Фёдора Волкова. Выдавались и дальние «командировки»: в Камчатский театр драмы и комедии, Национальный молодёжный театр республики Башкортостан имени Мустая Карима, Московский театр «Современник», МХТ имени А.П. Чехова... Все это свидетельство режиссерской востребованности Сергея Витаутовича, увенчанной Премии «Ника» (2007).

Однако всероссийская слава, то есть узнаваемость посредством кино, догнала Сергея Пускепалиса уже «глубоко за сорок». Но больше не отпускала. Режиссеры, как бы хватившись, по полной эксплуатировали активно выраженное «мужское начало» актера. А тому удавалось практически всё: от врачей, полярников, офицеров, чиновников, ментов и чекистов до стоящих особняком исторических деятелей, князей и воевод («Грозное время», «Декабристка», «София», «Золотая Орда»). Удачи  Пускепалиса на большом экране отмечены не только зрительскими симпатиями, но и весомыми наградами.

За участие в «раннем» фильме «Простые вещи» он получил за один 2007 год в номинации «Лучшая мужская роль» Премию киноведов и кинокритиков «Белый слон»; Премию кинофестиваля «Меридианы Тихого» и Премию кинофестиваля в Карловых Варах». По тому же разряду – «лучший…» – в его активе: Премия «Серебряный медведь» МКФ «Берлинале-2010» (на пару с Григорием Добрыгиным) за фильм «Как я провел этим летом»; Приз XIX Российского кинофестиваля «Литература и кино» в Гатчине – фильм «И не было лучше брата» (2013); Приз Ассоциации продюсеров кино и телевидения за роль Ивана Митина – сериал «Крик совы» (2014), а также Премия «Золотой орёл» (2017) в номинации «Лучший актер на ТВ» за фильм «А у нас во дворе»…

Самарский след в кино-творчестве актера запечатлен, как минимум, дважды. Первый раз это пронзительно-героический образ «Управдома» – капитана Грекова – из сериала «Жизнь и судьба» (2012). Второй раз – Андрея Гарина из сериала «Метро (2013, номинация «Лучший актер» на премию «Золотой орёл»). Съемки обоих связаны с самарской натурой.
А сколько еще впереди!..


Рубина Дина Ильинична (р. 1953)

Кто бы знал, что музыкально образованная девушка из солнечного Ташкента, станет известным прозаиком, уедет в еще более южную страну (Израиль), а ее произведения станут предметом премьерных склок между режиссерами театра и кино?

Первый фильм увидел свет еще при Советах: «Наш внук», потом поставили «Любку». Но с «самарской колокольни» куда виднее и ближе кинокомедия по мотивам книги Дины Ильиничны «Синдром Петрушки». Конечно, там все условно-бытово. Зато географически четко прописан куйбышевский ландшафт. Персонажи шествуют путевым маршрутом: село Царевщина с ее рынком, памятный курган,  Барбошина поляна… Такой вот маршрут. Самарский. И от него уже никуда…


Свойский Борис Иосифович  (1937–2001)

Его фамилия похожа на псевдоним. Но это фамилия. Говорящая: для Самары он и был свойским человеком. Внешне мрачный, он обожал анекдоты, печалуясь, что не умеет их сочинять. А сам ставил вполне озорные детские спектакли. Стихи Свойского становились гимнами и песнями. Одна из таковых, на музыку Марка Левянта, 20 лет закрывала бенефисы в Куйбышевском театре драмы.

Борис Иосифович был сценаристом, и не только документального кино, где творил почти 40 лет. Он профессионально сочинял драмы. Посмертный пятитомник вобрал все произведения Свойского – от прозы для детей до стихов, сценариев, пьес и текстов для теле-и радиопостановок. Неслучайно, по местному радио его голос звучал едва ли не чаще, чем на ТВ, где на том же меридиане никто не мог бы сравниться со Свойским по количеству снятых документальных фильмов.

В качестве редактора студии кинохроники, куда он пришел с дипломом Высших сценарных курсов при Союзе кинематографистов СССР, Борис Свойский снял «экватор» киноленты: журналы, альманахи, фильмы. И в каждом жанре он был «свой»… Случилось у него и свойское свидание с художественным кино: пусть и короткометражное, но долгоиграющее – «Свидание с девочкой Валей» (1967).


Сидоркин Михаил Николаевич (1910-1980)

Совсем короткое время, а точнее год, он был самым главным романтическим героем-любовником Страны Советов. Но пролог к успеху оказался долгим. Мальчик родился в Москве, а детство провел в подмосковных селах и Подольске, где родители лечили больных. Еще в школе-студии Театра имени Вахтангова он приглянулся руководству и был взят в труппу, где красивому юноше с римским профилем легко давались герои классического репертуара. Сам же он глянулся племяннице Константина Станиславского Алле Севастьяновой, с которой в мире и согласии прожил 47 лет, до самой кончины.

В Театре имени Вахтангова он играл и режиссировал до 1949 года. В 1940-е же начинается кинокарьера Михаила Николаевича (первый эпизод в дозвуковую эру не в счет). В годы войны вахтанговцы эвакуируются в Омск, но Сидоркина раз пять за это время звали на съемки. Одна из них увенчалась для актера ролью обаятельного летчика в фильме «Небо Москвы» (1944), который снимался в тыловом Куйбышеве Юлием Райзманом.

Его родители, медики, не пережили войны: мама умерла, отец сложил голову в бою за Смоленск. Пик кино-славы Михаила Сидоркина обеспечили сразу два шедевра двух корифеев кинокомедии, вышедшие в 1947 году. Это «Весна» Григория Александрова, где актер-режиссер Сидоркин становится журналистом Рощиным, влюбленным в актрису Веру Шатрову (Любовь Орлову), и «Сказание о земле Сибирской» Ивана Пырьева, превратившего Заслуженного артиста РСФСР Сидоркина в дирижёра Сергея Томакурова.

В 1949 году Михаил Николаевич вступает в самую плодотворную пору своей карьеры. Он актер и режиссер Театра Моссовета, поставивший новаторский спектакль, который, по отзывам прессы, «стал важной вехой на пути создания большой социальной, философской драмы». Речь, между прочим, о сидоркинской трактовке самой жестокой повести Горького «Трое».

В начале 1960-х у Михаила Сидоркина случился «антракт» в Театре «Ромэн», куда его позвали художественным руководителем. Подумаешь, всего-то, на сезон. Однако злопамятный худрук Театра имени Моссовета Юрий Завадский столь легкомысленной «рокировки» не простил. И пришлось звездному артисту и режиссеру искать место на чужбине.

Так он вышел на сцену периферийного Горьковского театра драмы («Арзамас-16», ныне это Саровский театр). В 1970-е играл уже сугубо выборочно и эпизодично (например, шеф в «Бегстве мистера Мак-Кинли»). А потом вообще отдалился от сцены и кино, предавшись с супругой книге воспоминаний «Пути и перепутья», которую, увы, так и не увидел при жизни…


Слонимский Сергей Михайлович (1932-2020)

Его оперы («Виринея» 1967, «Мастер и Маргарита» 1972, «Мария Стюарт» 1982, «Гамлет» 1991, «Король Лир» 2001), балеты («Икар» 1971, «Волшебный орех» 2005), камерные и симфонические произведения прочно вошли в репертуар многих театров и, зачастую, по ранжиру классики.

А скандальная постановка оперы «Видения Иоанна Грозного» (1995) в Самарском академическом театре оперы и балеты побила все местные рекорды. Как по масштабам бюджетных вливаний, равных 4 годам финансирования всей областной культуры!.. Так и по противоречивости оценок исторической трактовки со стороны зрителей и критики, непримиримо расколовшихся на: «за» (русофобы) и «против» (патриоты).

Будущий композитор и музыковед родился в семье советского прозаика. Первые свои опусы Сережа сочинил в 11 лет, тогда же начались его долгие штудии под опекой лучших педагогов по классу композиции и фортепиано. Первым из них стал ректор Московской госконсерватории имени П.И. Чайковского Виссарион Шебалин, который и благословил способного ребенка на большую и плодотворную стезю.

Уже в 25 лет Сергей Михайлович закончил аспирантуру и с тех пор сам давал «уроки музыки» в Ленинградской (Санкт-Петербургской)  государственной консерватории имени Н. Римского-Корсакова. Среди многочисленных наград композитора стоит выделить Государственную премию РСФСР имени Михаила Глинки (1983), Государственную премию Российской Федерации (2001), Премию Правительства Санкт-Петербурга (1996) и Международную премию «Балтийская звезда» (2009).

В творческом активе Народного артиста РСФСР, профессора Слонимского музыка к нескольким телеспектаклям, художественным и документальным лентам: «Моя жизнь», «Таинственная стена», «Ревизор», «Иван и Коломбина», «О тех, кого помню и люблю»... А две его партитуры, полвека вписанные в историю киноискусства, способствовали «путевке» туда же главных фильмов Геннадия Полоки: «Республика ШКИД» (1966) и «Интервенция» (1968).


Тараканов Вячеслав Вениаминович (род. 1937)

Член Союза художников СССР, он ворвался в кино в середине 1960-х и честно отработал ровно пятилетку. В 1965-м — новичком — Вячеслав Вениаминович «дал цвет» первому на тот момент учебному (короткометражному) опыту. «Сын» Валерия Рубинчика, будущего классика мирового кино.

Второй картиной (совместно с выдающимся художником Всеволодом Улитко) стала «Перекличка (1966), где сошелся «цвет» актёрского цеха: Никита Михалков, Олег Стриженов, Марианна Вертинская, Татьяна Доронина, Василий Меркурьев, Евгений Стеблов, Леонид Оболенский, Всеволод Санаев, Евгений Весник...

1967-й, вообще, оказался этапным. В сотворчестве с одним из лучших театров СССР Тараканов создал два фильма-спектакля: «Дело об убийстве Шерлока Холмса» и «Северный свет». Второй заслуживает комментария: отменная постановка по мотивам одноимённой книги Арчибальда Кронина сегодня исключительно актуальна по теме. Коллектив маленькой редакции провинциальной газеты стойко противостоит медиа-магнату. Спектакль поставил Евгений Велихов, исполнивший и главную роль с плеядой подлинных «королей» Малого Театра: Владимир Кенигсон, Татьяна Панкова, Никита Подгорный, Пров Садовский, Вячеслав Езепов, Юрий Аверин…

Карьера кино-художника разом, хоть и звездно, завершилась в 1969 году: антифашистский телеспектакль «Конец «Чёрных рыцарей»» и, разумеется, наши любимые «Тревожные ночи в Самаре»…



Тонковидов Василий (р. 1973)

Заведующий музыкальной частью театра «СамАрт» в одночасье проснулся знаменитым. Его музыка скрасила скорбные километры мытарств героев кино-эпопеи Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана.

«Вся музыка в кино строится по акцентам, – рассказывал музыкант, – какая-то музыкальная фраза должна соответствовать взгляду, или, допустим, тема должна начаться с усов того солдата на заднем плане, а не где-нибудь еще. Эпизод в пятом фильме, когда поднимается советский флаг над разрушенным Сталинградом, я переписывал 12 раз, мы долго боролись с пафосом в музыке. А танковая атака в той же серии далась мне очень легко, и с первого раза режиссеру понравилась».

Как говорится, всероссийский бенефис, хотя молодой композитор до этого замечательно «аранжировал» постановки любимого ТЮЗа… и не только Самарского: Екатеринбургского, Санкт-Петербургского, плюс Новокуйбышевского театра-студии «Грань» и Самарского театра «Понедельник», Ульяновского «Небольшого Театра» и  Новосибирского академического молодежного театра «Глобус»...

Ну, а в 2004 году Василий доказал свою неординарность, став Лауреатом премии «Самарская театральная муза» (музыка для спектакля по Рэю Брэдбери «Вино из одуванчиков»). Начало положено – ждем продолжения!


Тутышкин Андрей Петрович (1910-1971)

Сын профессора медицины Петра Петровича Тутышкина родился в Кишиневе. Покорять сцену начал студентом Вахтанговской школы. И скоро актеру и режиссеру в одном лице рукоплескала благодарная публика Омска, Сталинабада (Душанбе) и Ленинграда. Андрей не гнушался кукольными постановками и профессионально играл в кино (Алеша Трубышкин – «Волга-Волга», Сережа Березкин – «Девушка с характером», бухгалтер Миронов – «Карнавальная ночь»).

Одна из первых «московских» бомб, сброшенных фашистами, угодила в Театр имени Евгения Вахтангова, где второй месяц на бис шла его премьерная постановка «Маскарада». Погиб лучший друг, талантливейший артист Василий Куза. Спектакль реставрировали уже в Омске, куда эвакуировали вахтанговцев. А в 1943-м Андрей Петрович на передовой руководил фронтовой вахтанговской группой.

И никакие личные драмы не в силах были омрачить позитивного взгляда заслуженного артиста РСФСР Андрея Тутышкина, всю жизнь ставившего солнечные, жизнеутверждающие спектакли. Будь то сцена  Ленинградского театра музкомедии, которым он руководил первые послевоенные годы, или Театра имени Ленинского Комсомола – уже в 1960-е. И все-таки настоящую народную любовь Андрею Тутышкину принесло кино. Поставленные им музыкальные комедии «Мы с вами где-то встречались», «Безумный день», «К Чёрному морю», «Вольный ветер», «Как рождаются тосты», «Свадьба в Малиновке» и «Шельменко-денщик» – пополнили золотую сокровищницу советской сатиры и юмора.

Самарский эпизод  биографии актера и режиссера связан, естественно, с «Волгой-Волгой». Против Жигулей шли многодневные съемки самой длинной и напевной сцены в картине Григория Александрова. А орденоносцы Андрей Тутышкин с Любовью Орловой блистательно оживляли заповедные пейзажи, в том числе первозданный горный рельеф, что ныне безвозвратно… обезображен.


Февралев Сергей (р. 1973)

Работа художника всегда на третьем плане. Если не на четвертом. Сперва: режиссер и актерская группа, потом оператор, композитор… и лишь потом художник. Хотя без нормального художника (с его вкусом или отсутствием такового) настоящему кино не бывать. И мастера; знают это. Отчего наш герой и оказался в столице.

В портфолио лауреата международных театральных фестивалей Февралева, минимум, 15 кино-проектов: «Иван Грозный» (2009), «Орда» (2011), «Белый Тигр» (2012), «Тайна тёмной комнаты» (2014)... А до этого было 30 спектаклей, преимущественно, в Самаре.

Художник благодарен за науку Самарскому педуниверситету, где учился на кафедре «Театр и мировая художественная культура» у Туруновой: «Галина Михайловна так выстроила процесс, что мы за семестр по всем дисциплинам – от философии и литературы до истории театра и архитектуры – изучали одну эпоху. Такое целостное восприятие времени оказалось особенно ценным в работе над историческими картинами».

А еще художник счастлив, что прошел курсы классика Людмилы Кусаковой («Обыкновенное чудо», «Цареубийца», «Покровские ворота»).


Чистяков Владлен Павлович (1929-2011)

Большой композитор, профессор Санкт-Петербургской Государственной Консерватории имени Н. Римского-Корсакова и Секретарь Отделения музыкального искусства Петровской Академии наук и искусств родился в деревеньке Ширикалиха Костромской области, откуда, по свидетельству сына, «ушел в деревню Шарья в голодном 1941 году с проходившим по деревне музыкальным взводом Ленинградского училища военных сообщений имени М.В. Фрунзе, сказавшись сиротой».

Сталинский лауреат (в 23 года!), он тяготел к просто хорошей музыке, настоящей мелодии, невзирая на жанры, в коих преуспел практически везде: балет, оперетта, сюита, ода, кантата, вокальные и симфонические произведения. Достаточно назвать торжественный «Ритуал» для хора и симфонического оркестра на слова Ольги Берггольц «Ода победе», поэму-адажио для скрипки и оркестра «У Старой Ладоги», «Ностальгическую симфонию», музыкальную картину «Пророк», симфоническую «Дорогу жизни» (памяти жертв обороны Ленинграда) и «Плач Ярославны» — реквием для меццо-сопрано, хора и оркестра, посвящённый жертвам кровавых событий 3-4 октября 1993 года.

Его сложная, красивая, настроенческая музыка звучала в спектаклях и более чем 60 кинокартинах, среди них: «Все остается людям», «Знакомьтесь, Балуев!», «Удар! Ещё удар!», «Зелёная карета», «Возвращённая музыка»», «Старшая сестра», «Иду на грозу», Прощание с Петербургом», «Здравствуй и прощай», «Правда лейтенанта Климова». Наконец, в полном соответствии с названием «Тревожные ночи в Самаре», невский музыкант сумел донести до зрителя весь волжский драматизм суровых чекистских будней начала 1920-х, увековеченных а знаменитом куйбышевском сериале.


Чкалов Валерий Павлович (1904-1938)

Чкалов? А причем тут Чкалов? Живой (но недолго) символ будущей победы? Пожалуй. Образец для равнения подрастающего поколения, в том числе будущих тимуровцев? Тоже верно. Но применительно к теме книги – «холодно». Чкалов и Самара? Какие тут связи? Тем более с кино?!

Если линейно, то – никаких. А если тонко-ассоциативные, то их, минимум, две. Начнем с того, что в 1924 году куйбышевский горздрав (и не только он) оприходовал большую дачно-курортную зону Барбошиной поляны. Многие участки ушли под народные здравницы. А один из «земельных нарезов» – в пользование Дома отдыха работников речного транспорта. Потом его переименовали в Санаторий водников.

С 1931 года это уже – владения и дом отдыха треста «Крайстрахкасса». Позже все дачи попали в ведение народного комиссариата авиационной промышленности, изрядно удлинившего вывеску на «Дом отдыха лётного и командного состава Советской армии». В годы войны здесь реабилитировались раненые в боях пилоты.

Великий летчик Чкалов посетил Куйбышев в сентябре 1937 года, у него здесь жили родные. Разумеется, не обошлось без митинга, встречи со школьниками и спектакля в драмтеатре. В память о самом знаменитом летчике девять лет спустя и появилось это наименование «Санаторий имени В.П. Чкалова». «Теплее»?

Идем дальше. Перед войной о Чкалове был снят духоподъемный фильм (в главной роли Владимир Белокуров), по своему патриотическому воздействию сравнимый с «Чапаевым» и «Александром Невским». Вот вам и первая цепочка «Чкалов – Куйбышев – кино».

Вторая уводит к другому легендарному летчику – Алексею Маресьеву. В будущем санатории имени Чкалова Алексей Петрович с сентября 1942 по январь 1943 года учился заново ходить на протезах. Это, напомним, было увековечено не только в замечательной книге Бориса Полевого, но и в одноимённом фильме Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке», где есть те самые сцены… И есть связь! «Горячо»…



Шамин Николай Николаевич (1886-1966)

Народный артист РСФСР (1949), как мастер рельефного портрета, он сложился еще до революции, хотя попробовал себя в деле довольно поздно. В 36-ть окончил Высшие театральные мастерские, и его без разговоров приняли в труппу самого классического – Малого театра, на сцене которого Николай Николаевич создал десятки образов доброй русской классики (в пьесах Александра Островского, Дениса Фонвизина, Николая Гоголя, Максима Горького). Не отказывался он и от современных постановок (по произведениям Александра Фадеева, Александра Корнейчука, Алексея Толстого).

Зрители очень любили маститого актера и спустя десятилетия вспоминали сочные характеры шаминской закваски. Кинорежиссеры также были неравнодушны к этакой фактуре: по-настоящему могучий славянский тип. Достаточно вспомнить такие картины с участием  Шамина, как «Мичурин» Александра Довженко, где Николай Николаевич исполняет роль Терентия, «Возвращение Василия Бортникова» Всеволода Пудовкина (Шамин – Бортников-старший), «Сорока-воровка» Наума Трахтенберга (помещик). А также не блекнущие со временем телеспектакли: Татьяны Лукашевич «Крылья» (Коровай), Константина Зубова и Леонида Лукова «Васса Железнова» (Сергей Железнов) и «Варвары. Сцены в уездном городе» (Редозубов).

Самарцам же не мешает пересмотреть снятый на местной почве в 1944 году военный  фильм «Небо Москвы», где Николай Николаевич, как всегда, хорош и живописен в образе отца летчика Ильи Стрельцова. Это, между прочим, был кинодебют корифея Малого театра.


Юровский Владимир Иванович (1915-1972)

Даже средь изобилия добрых советских мультиков самым сказочным, то есть волшебно завораживающим, для меня был и остается «Заколдованный мальчик» (1955). Кто не помнит: по мотивам двухтомной книги «Путешествие Нильса с дикими гусями» или, как ее еще называют, «литературного учебника шведской географии». И дело не столько в таланте автора – нобелиантки по литературе Сельмы Лагерлёф. И даже не благодаря чудесной анимации и конгениальной озвучке голосами великих советских артистов. Едва ли не самым чарующим, покоряющим с первых секунд волховством является музыка. Кто не видел, – понять будет трудно. Кто видел – согласится на все сто. Так вот, автором колдовской, окунающей в чудо музыки был заслуженный деятель искусств РСФСР Владимир Юровский.

Родился он в семье владельца единственного местечкового Таращинского кино-театра. Пробираясь из Америки с «повышения синема-курсов» в городок Тараща, Михаил Юровский попал на фронт «Германской» (1914), откуда вернулся со Святым Георгием на груди. Его сын Вова уже в три года сочинял мотивчики, а в пять «служил» тапером при отцовском «Волшебгном фонаре». За лихолетье Гражданской войны семья пережила не один погром с конфискацией.

Однажды мальчика едва не убили, выбросив из окна на камни. Нашла и спасла собака, Вова отделался поврежденным на всю жизнь позвоночником. В другой раз сам Григорий Иванович Котовский, прослушав Вовочку-пианиста, выдал грамоту о том, что фортепиано «навечно принадлежит юному гению Владимиру Юровскому и не подлежит экспроприации!». Потом была учеба по совершенствованию профнавыков: суфлер и помощник дирижера в Киевском оперном театре...

Еще до окончания Московской Государственной консерватории, где он учился в классе Николая Мясковского, произведение 20-летнего Юровского «Московский карнавал» включил в свой репертуар гастролировавший по СССР итальянский дирижер Вилли Ферреро. В том же 1935-м юного музыканта приняли в Союз советских композиторов.

26 апреля 1941 года он женится на Симоне, дочери «соседа», а по совместительству дирижера-создателя Оркестра кинематографии Давида Блока. Идиллия была недолгой - с началом войны семью Юровских эвакуируют в Куйбышев. Как ополченца, Владимира Михайловича забраковали по зрению: минус 9. Что имело скорый плюс: уже 30 декабря 1942 года в «запасной столице» с успехом проходит премьера его балета «Алые паруса» по повести Александра Грина в исполнении солистов Большого театра, где Владимир Михайлович работает по брони. Высокую оценку премьере дает в газете «Правда» Дмитрий Шостакович.

В последующие годы Владимир Юровский плодотворно работал в самых разных жанрах. Его богатое наследство вмещает: оперу «Дума про Опанаса» (по Эдуарду Багрицкому); балеты «Под небом Италии» (по итальянской сказке Максима Горького), «Янко-музыкант» (по мотивам прозы Генрика Сенкевича); «Золотая антилопа», «Перед рассветом»; 5 симфоний; оратории «Подвиг народа» и «Зоя» (по поэме Маргариты Алигер); трагическую музыкально-хоровую поэму «Отелло» по Уильяму Шекспиру; две «Поэтических тетради» (на стихи Эдуарда Багрицкого и Расула Гамзатова); два цикла симфонических картин «Русские художники»; симфоническую повесть «Евгения Гранде» (по Оноре де Бальзаку); концерт для виолончели с оркестром, кантаты, песни («Ты поила коня» на слова Сергея Есенина, «Нас водила молодость» на слова Эдуарда Багрицкого) и др.

Немало мелодий создано и для «важнейшего из искусств», где композитор делал когда-то свои первые творческие шаги. Для фильмов: «Конец Санкт-Петербурга», «Новая Москва», «Старый наездник», «Поэт», «Дело № 306», «Цель его жизни», «Василий Суриков»… Ну, и конечно же, для мультфильмов: «Золотая антилопа», «Заколдованный мальчик», «Чьи в лесу шишки?», «Паровозик из Ромашково»…

– Отец прекрасно играл на фортепиано, знал наизусть огромное количество музыки… играл на рояле фрагменты из произведений самых разных композиторов… как-то оркестрально; обладал очень развитым внутренним слухом и сочинял без фортепиано, прямо в партитуре. Когда сочинение было завершено, он «безжалостно» уничтожал эскизы. «Пап, – говорил я ему, – это же хороший материал, жалко выбрасывать...» – «Ничего, сочиним новый», – говорил он, смеясь… Отец умер 26 января 1972 года. Мама - 25 января 2014 года, через 42 года после отца. Почти как в сказке: «Они прожили долгую жизнь и умерли в один день». Почти... Ну, это в сказке», – вспоминает сын, дирижер Владимир Юровский. Кстати, музыкальные гены Владимира Михайловича передались по наследству и детям, и внукам, и правнукам...

А чтобы понять, как она звучит – мелодия для сказки (или сказка в мелодии), – просто включите дивный мультик «Заколдованный мальчик», и вообразите себя на полчаса крошкой Нильсом, парящим над Швецией со стаей диких гусей.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2020/02/13/1911