Был на Руси певец любви...

Сергей Вишнёв
Сергей Вишнёв   

23 февраля. Нет-нет, не день Советской армии и военно-морского флота. Именно в этот день 1918 года родился человек, творчество которого стало мне особенно дорого.

Мое знакомство с творчеством этого поэта началось весьма необычно. В то время я работал на Дальнем Востоке в Дальневосточном пароходстве на судне д/э «Пенжина». Самым примечательным местом этого судна была кормовая часть надстройки, именуемая «курятник». Свое название это место получило не случайно: там располагались каюты обслуживающего персонала судна –  уборщиц, поварих, буфетчицы. И только две каюты занимали члены палубной команды – в одной из них жил плотник, а в другой два матроса 1-го класса. Не знаю почему, но боцман сразу определил меня в двухместную каюту на «курятнике». Экипаж у нас был, как тогда говорили, комсомольско-молодежный и так уж повелось, что все «теплые» вечера «высший состав» палубной команды проводил у меня в каюте. В «высший состав» входил и Мишка по прозвищу «Леший». Мишка был матросом 1-го класса и по совместительству – артельным. Носил Мишка бороду и слыл большим гуманитарием. Свое прозвище он получил с моей легкой руки или легкого языка, не знаю даже, как правильно и сказать.  Но дело не в этом.
      
Как-то в один из «теплых» вечеров я взял гитару и на манер В. Высоцкого пропел перефразированный мною куплет одной из его песен:
                Наш «курятник» словно сказка
                Там кикиморы живут,
                Как буфетчица хохочут,
                Ну а нам до смеха ль тут?!
                Будь ты боцман,
                Будь ты плотник - 
                заграбастают,
                А артельщик,
                Словно  леший
                Так и шастает.
                Страшно, аж жуть!
         
Этот куплет с восторгом был принят всем присутствующим в каюте мужским собранием, но почему-то не очень понравился нашим судовым дамам. С криком «Так вы нас кикиморами считаете?!» они ворвались к нам, то есть ко мне в каюту и устроили разнос, какой можно учинить только в «курятнике». Но ближе к теме. Так вот опять же в один из таких «теплых» вечеров, можно сказать в самый разгар веселья, Мишка вдруг начал декламировать:
                Утром - Любкой,
                Ночью - Любочкой...
                Отряхнув с души золу,
                С виноватою улыбочкой
                Проходила по селу.

Первые строчки, естественно, никого не взволновали. Но когда Мишка дошел до строк -
                Шла неспешно,
                Будто с вёдрами,
                Выводя за шагом шаг,
                И покачивала бёдрами
                По привычке,
                Просто так.

появилась некоторая заинтересованность, особенно при слове «бёдрами».
А Мишка продолжал –
                Обзывали Любку шлюхою
                Злые женщины порой.
                Начинали слово буквою
                Из алфавита второй.

                Мужики с недоброй шуточкой
                Свой дневной вершили суд...

Услышав знакомое слово из первой строки, и мгновенно разгадав тайный смысл второго слова, которое «начиналось буквою из алфавита второй», те, кто сидел поближе к Мишке, уже начали более внимательно следить за превратностями судьбы Любочки. При этом, прекрасно представляя себе какой такой суд вершили мужики с недоброй шуточкой. А Мишка, уже дойдя до кульминационного момента стихотворения, вознес свой указательный перст к потолку и, с необычайным блеском в глазах, зычно произнес –
                Мать ступала!

Следует заметить, что дикция у Мишки была на уровне Мамонта Дальского, а если еще к этому присовокупить ключевое, до боли нам всем с детства знакомое в известном выражении, слово «мать», то надо сказать, что в каюте повисла необычная тишина…
                В знак прощения
                Приподняли старики
                Троеперстно, как крещение,
                Лаковые козырьки.

При этих словах, Мишка пальцами правой руки, сложенными щепотью, сделал движение, как если бы он сам приподнял козырек фуражки и дальше опять «взвился» декламируя:   
                Мать ступала.
                И глумливые
                Смолкли бабы у дверей,
                Даже самые ревнивые
                Стали к Любочке добрей.

После этих слов в каюте уже не осталось никого, кто был бы равнодушен к судьбе Любочки. Когда же Мишка завершил стихотворение словами –
                Шла,
                Впервые некоримая,
                И несла, забывши все,
                На судах неоспоримое
                Оправдание свое.

в каюте на какое-то время воцарилось молчание, а потом кто-то спросил «Ну и что это было?» Мишка показал книжечку, небольшую по формату, которую он держал в руках с самого начала вечера. Так вот, после этого вечера эта книжка стихов стала самой популярной книгой на судне. Стихи из нее цитировали по случаю и без оного.
         
Те, кто не обременял себя высокой философией, вычитывали примерно следующее:
                - Не изменяй!-
                Ты говоришь, любя.
                - О, не волнуйся.
                Я не изменяю.
                Но, дорогая...
                Как же я узнаю,
                Что в мире нет
                Прекраснее тебя?

Или

                Не ходим в эстетической уздечке.
                Изысканность. На кой нам черт нужна.
                О женщине красивой как о печке
                Мы говорим –« Неплохо сложена!»

Те же, кто «забивал» себе голову смыслом жизни, урезонивались следующим:
               
                По главной сути
                Жизнь проста:
                Ее уста...
                Его уста...

Сторонникам «непротивления злу насилием» больше нравилось такое:

                Обидят. Оболгут. Не  мщу.
                Боюсь во зле сойтись со спесью.
                Я не отмщения ищу.
                Ищу любви как равновесья.

                Зло – бред!
                И злые как в бреду
                Приносят людям лишь страданья.
                Да сбережет меня сознанье
                Превысит зло и упаду.

И тут же, в другом стихотворении, нисколько не противореча сам себе, поэт давал повод для размышлений:

                Не бойтесь гневных,
                Бойтесь добреньких;
                Не бойтесь скорбных,
                Бойтесь скорбненьких.

Но одно стихотворение мне стало наиболее понятно, только когда я сам пришел к соответствующему возрасту –
 
                А я когда-то думал,
                Что седые
                Не любят,
                Не тоскуют,
                Не грустят.
                Я думал, что седые,
                Как святые,
                На женщин
                И на девушек глядят.

Большинство же стихов этого поэта было посвящено любви и самой прекрасной половине человечества – женщине:

                Если б
                Богом я был,
                То и знал бы,
                Что творил
                Женщину!

Ну, и в конце теперь самое время сказать о творчестве, какого человека шла речь. Об этом легко узнать из моего стихотворения, посвященного любимому поэту.

         

        Был на Руси певец любви,
        Но мы его, увы, не славим.
        Не потому, что не хотим,
        А потому, что мало знаем!

        Его стихи понятны всем -
        Они просты и романтичны.
        В них много есть из жизни тем
        Порой приятно эротичных.

        Чтобы стихи его понять
        Не надо прилагать усилий.
        С Россией просто рифмовать
        То имя -
                ФЁДОРОВ ВАСИЛИЙ !