1. Монада и атом

Лариса Болотова
              Из книги  «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской:

(стр. 252 т.1) «Теперь, что есть Монада? И какое отношение имеет она к Атому?
«Никакого, ни к атому, ни к молекуле, как они существуют сейчас в научном представлении. Она никогда не может быть сравниваема с микрокосмическими организмами, которые были причислены однажды к полигастрическим инфузориям, теперь же рассматриваются, как растения и причислены … к водорослям; также она не есть вполне Монас перипатетиков. Физически или в строении своём Минеральная Монада отличается, конечно, от Человеческой Монады, которая не является физической, и строение её не может быть передано химическими символами и элементами».

Короче говоря, как Духовная Монада Едина, Всемирна и Беспредельна и Неделима, Луч которой, тем не менее, образует то, что мы в неведении нашем называем «Индивидуальными Монадами» людей, так и Минеральная Монада – будучи на противоположной дуге круга – так же едина, и от неё происходят бесчисленные физические атомы, которые наука начинает рассматривать как индивидуализированные».
               
           Как это можно представить? Как что-то единое, способное распадаться на части и соединять эти части в Единое. Например, муравьи, пчёлы. Даже люди, когда они собираются в толпу, способны действовать как единое целое. 

«Иначе как можно было бы объяснить математически эволюционный и спиральный процесс четырёх царств? Монада является комбинацией последних двух принципов в человеке, шестого и седьмого; и, точно говоря, термин «Человеческая Монада» применим лишь к Двоякой Душе (Атма-Буддхи), но не к её высшему, духовному, оживляющему принципу Атма, взятому в отдельности. Но раз Духовная Душа, в случае отделения от последнего (Атма), не могла бы существовать, иметь бытие, то она была так названа…

Итак, Монадическая, вернее, Космическая Сущность, если подобный термин допустим, в минерале, растении, животном, хотя и является тою же самою на протяжении всех серий циклов от элементарного царства вплоть до Царства Дэв, тем не менее, она разниться по мере своего продвижения»

            Она приобретает опыт жизни.

«Было бы крайне ошибочным представить себе Монаду как отдельную Сущность, прокладывающую свой медленный путь определённою тропою через низшие царства и после бесчисленных серий преображений расцветающую в человеческое существо; как, например, сказать, что Монада Гумбольдта произошла от Монады атома роговой обманки». 

            Как человек имеет отдельные органы восприятия ощущений внешнего окружающего мира, но связанные в одном теле, так  и Монада имеет отдельные проявления в физическом мире. Это как в компьютерной игре, когда вы один управляете несколькими персонажами. В игре они отдельные, а в реальности едины в вас.   

«Вместо того, чтобы сказать «Минеральная Монада», правильнее было бы употребить в физической науке, дифференцирующей каждый атом, следующее выражение – «Монада, проявляющая в той форме Пракрити, которая называется «Минеральным Царством».

Атом, как он представлен в обычной научной гипотезе, не есть частица чего-то, оживлённого психическим чем-то, и которому, по истечению эонов, предопределено расцвести в человека».

           Может атом и есть самое высшее и разумное существо во Вселенной?

«Но это есть конкретное проявление Вселенской Энергии, которая сама ещё не индивидуализировалась; последовательное проявление единого Вселенского Монаса. Океан Материи не разделяется на свои потенциальные и составные капли до тех пор, пока волна жизненного импульса не достигает эволюционной стадии человеческого рождения».

            Имеется в виду физический атом или начальный атом?

«Склонность к отделению в индивидуальные Монады совершается постепенно и в высших животных  достигает почти точки.  Перипатетики прилагали слово Монас ко всему Космосу в пантеистическом смысле; оккультисты же, хотя и принимают ради удобства эту мысль, но отличают последовательные стадии эволюции конкретного от абстрактного посредством терминов, примером которых является «Минеральная, Растительная, Животная Монада» и т.д. Термины эти просто означают, что волна прилива духовной эволюции происходит через ту или  другую дугу своего круговращения. «Монадическая Сущность» начинает незаметно дифференцироваться в направлении индивидуального сознания в растительном царстве. Ибо Монады, как их правильно определил Лейбниц, суть вещи несоставные, именно Духовное Естество, оживляющее их в стадии дифференциации, говоря точно, и составляет Монаду – не атомическую агрегацию, являющуюся только проводником и субстанцией, через которую вибрируют низшие и высшие степени разума».

          Получается, что  смена форм Монадою нужна для развития её индивидуального сознания.

«Лейбниц представляет себе Монады как элементарные и нерушимые единицы, одарённые мощью выдачи и восприятия по отношению к другим единицам и, таким образом, определяющие все духовные и физические феномены. Это он изобрёл термин апперцепции, который вместе с ощущением (скорее, нежели познаванием) нервов, выражает состояние Монадического сознания на протяжении всего прохождения через все царства до Человека.

Таким образом, может быть, неправильно с точки метафизики называть Атма-Буддхи Монадою, раз с материальной точки Атма-Будхи является двойственною и, следовательно, сложною. Но так как Материя есть Дух и vice versa, и раз Вселенная и Божество, одухотворяющее её, немыслимы отдельно одно от другого, то и в случае Атма-Буддхи происходит тоже самое. Буддхи является проводником Атмы, Буддхи  находится в том же соотношении с Атмою, как Адам-Кадмон, каббалистический Логос, с Эйн-Соф’ом, или Мулапракритти с Парабраманом».