Глава 2 часть 16. Буряты-воины

Дарима Базарсадаева
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2020/02/06/286

Буряты - коренное население Прибайкалья (западной стороны озера Байкал) и Забайкалья (восточной стороны озера). В давние времена занимали территорию от правых притоков Енисея на западе до верховьев Амура на Востоке и являются крупнейшим по численности народом Сибири.

В составе Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации административно-территориальное деление территорий проживания бурят-монголов претерпело множество переделов земель проживания, реорганизаций, переименований.

А территория мест рождения и кочевий моих предков с 26 сентября 1937 года при разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области, осталась в составе Агинского аймака, но уже Агинского Бурят-Монгольского национального округа Читинской области.

В настоящее время по административно-территориальному делению в Российской Федерации есть Республика Бурятия со столицей в г. Улан-Удэ; Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в составе Иркутской области с центром в п. Усть-Ордынский и Агинский Бурятский Автономный Округ с центром в п. Агинское Забайкальского края (ранее Читинской области).

А земля моих предков - все также на берегах рек Онон и Ага и вокруг горы Хан-Уула.

Есть много разных точек зрения ученых людей на происхождение названия бурятского народа. От самого простого «буряты», «братские люди», «брацкие мунгалы», как называли казаки все монголоязычное население. Так и до объяснения происхождения слова от тюркского термина «бури» - волк. «Бури-ата» соответственно переводится как «волк-отец». Такая этимология связана с тем, что многие бурятские роды считают волка тотемным животным и своим прародителем. Этноним «буряты» впервые встречается в «Сокровенном сказании монголов». «Сокровенное сказание монголов» составлено в 1240 году неизвестным автором-монголом (авторами?) и является наиболее древним монгольским литературным и историографическим памятником. Это источник по истории ранних монголов, их государства и его основателя Чингисхана, а также истории Центральной Азии ХП-ХШ вв., дошедший до нас на монгольском языке в китайской иероглифической транскрипции. До сих пор исследователи, ученые, переводчики ломают головы и копья в спорах, является ли истинной информация об истории монголов, изложенная в этом источнике. Несмотря на их подтверждение рядом материалов из летописей других народов.

О том, что буряты действительно являются монгольским народом, что наши предки участвовали в завоевательных походах Чингис-хана, можно судить, например, по содержанию старинных песен.

В течение многих столетий практически в каждой семье многочисленного и крупного племени хори-бурят знали и до сих пор поют песню «Наян Наваа» и рассказывают предания, связанные с далекой родиной. В старинной бурят-монгольской песне поется о потерянной земле предков "Наян Наваа", расположенной очень далеко, дальше Монголии, где мягкий климат, не требуется теплой одежды, люди часто питаются фруктами и другой растительной пищей. В результате изысканий ученых, историков Монголии, Китая-Внутренней Монголии, Бурятии действительно обнаружена местность с таким названием - в Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата. Где действительно много географических названий, свидетельствующих и подтверждающих исторические сведения о том, что и туда доходило Чингисово войско. И предки нынешних хори-бурят могли оказаться там, проживать в ХШ-ХУ веках, а затем часть их вернулась на Родину в Забайкалье.

После ухода хоринцев из Наи Нава, вероятно, многие топонимы изменили свои названия, но остались неизменяющиеся названия, такие как сама географическая область - Наи Нава. Потому и сейчас в этой области (провинции) обнаруживается немало топонимов, удивительно совпадающих и перекликающихся с упоминающимися в бурятских преданиях. Есть населенный пункт Айн-Заала (в бурятской песне Аян (хан) Заяла(й), недалеко к западу от Мосула расположен городок Эль-Бади, т. е. Бада (эль – приставка в арабском написании названий). Там же, в Наи Нава, протекают реки Заб(а), Хабур, а на северной окраине есть город Заху (по-русски- край, крайний). На реке Заба стоит городок Алтын кепрю (слово Алтын – не арабское и не персидское, а монгольское (монголо-тюрское). Сохранились в этом регионе и другие названия монгольского корня, такие как, Чиган, Мандали, Бово-Нур, Кара-Булак и т.д. У шоссе Мосул-Холмс стоит населенный пункт Аршан, у северных окраин Наи Нава протекают речка Кяхта и есть населенный пункт Кяхта. Наименования прямо  точь-в-точь, как в Бурятии – и Аршан, и Кяхта.

Любопытно, что в Забайкалье правый приток реки Онон называется «Турга» - также, как на бурятском-монгольском языке называется государство Турция и его жители. А буряты, проживавшие на берегах речки Турга, всегда отличались своей воинственностью, свободолюбием, храбростью. Это я заметила, знакомясь с материалами о том, что в советское время именно жителей этой местности выселяли, расселяли, часть эмигрировала в 20-30 годы ХХ века. И очень много уроженцев Турги участвовали в военных действиях, шли в армию.

Как видно, мой маленький экскурс в историю поэтического памятника культуры моего народа подтверждает всемирно известные исторические данные о бытии монгольского государства и его основателя Чингисхана – как истории военных столкновений и войн. Как местного значения, в целях сохранения своей семьи, рода, так и завоевательных походов. На лошадях.

И в них участвовали буряты.

Во времена царской России вопрос о привлечении на службу бурят-монголов всегда сопровождался оговоркой «не привлекать к воинской повинности до особого распоряжения», но, тем не менее, учитывая пограничное положение, буряты шли на службу по казачьему положению. И участвовали в войнах.

Буряты, принявшие православие, участвовали в войнах Российской империи.

В 1731-1851гг. буряты служили в русской армии в отдельных отрядах. В 1731 вооруженные силы России, расположенные в Забайкальском крае, состояли из пехотного полка, роты драгун и 5000 бурятских и эвенкийских конников. В сентябре 1735года 7 пограничным родам селенгинских и 11 родам хоринских бурят за службу были выданы знамена подразделений. В 1766 из бурят были сформированы 4 полка для содержания караулов по Селенгинской границе. Казаки, служащие в полках, освобождались от ясака и получали жалование 6 рублей в год. Во главе бурятского казачьего войска стояли выборные начальники: атаман, четыре полковых есаула, сотники, пятидесятники и десятники. В 1851 при формировании Забайкальского казачьего войска туда были введены 1-й, 2-й, 3-й русские полки, 4-й тунгусский, 5-й и 6-й бурятские полки.

Буряты вместе с другими сибиряками участвовали в Отечественной войне 1812 года в составе 41 Селенгинского пехотного полка, сформированного в 1863 году в крепости Селенгинск (ныне пос. Новоселенгинск в Республике Бурятия), строившейся под руководством Абрама Ганнибала. Да-да, того самого Ганнибала – предка А.С.Пушкина, отправленного, фактически высланного по службе в Забайкалье.

Селенгинский полк в 1812 году защищал Смоленск, отражал атаки неприятеля на Бородинском поле, участвовал в знаменитой ночной атаке на лагерь французов у села Тарутина, в сражении под Малоярославцем. А затем — дошел до Франции, до Парижа, где полк стоял на Елисейских полях.

Об этом я узнала впервые, посетив краеведческий музей в г. Малоярославец Калужской области в 2007 году.

По данным из открытых источников буряты в составе того же Селенгинского полка участвовали в Крымской войне: в Инкерманском сражении, после — защищали Севастополь, построив вошедший в историю Селенгинский редут. Имя Селенгинского пехотного полка есть в Георгиевском зале Кремля, улица его имени есть и в Севастополе.

В мирной жизни бурят всегда присутствует соревновательный дух в традиционных видах спорта, как борьба, стрельба из лука и скачки на лошадях. В настоящее время буряты сильны как борцы, самбисты, боксеры, легкоатлеты, конькобежцы, наездники. Во многих видах спорта, но точно не в плавании. Когда-то давно, совершенно случайно, стихийно, обсуждая с земляками, студентами разных ВУЗов Иркутска, мы пришли к выводу, пусть дилетантскому, что мы (и монголы) плаваем «как топоры», вероятно, потому, что генетически сложены только для верховой езды, кости тяжелы и крепки. А много позже обратила внимание на множество публикаций о том, что у разных народов есть различные физические «специализации». Например, африканцы – лучшие в мире бегуны. У монголоидов же генетическая совместимость с ритмом конского бега и мало кто приспосабливается к службе на море. Кроме того, для монголоидов опасны сквозняки, что заметил и описал декабрист Н. Бестужев в совместном с лекарем Андреем Кельбергом этнографическом, краеведческом очерке «Гусиное озеро», опубликованном частями, анонимно, в 1854г. в «Вестнике естественных наук» (г. Санкт-Петербург). Северные народы (чукчи), проживающие на берегу северных морей не только не умеют плавать, но для них опасно намокание в воде, даже в ванне, и могут заболеть, вплоть до воспаления легких, из-за нарушения терморегуляции.

Вот такие генетические особенности у разных народов Земли.

28 августа 1925 года было принято Постановление ВЦИК и СНК СССР «О призыве на действительную военную службу граждан бурят-монгольской национальности». Что было впервые в истории – бурят, проживавших на своей земле, называли «инородцами» в России, не призывали в армию, кроме крещенных – в казачье войско, для охраны границы. Тем более, никогда не назначали бурят на высшие командные посты в русских армиях (царской, армии Российской республики, белых армиях Сибирской Директории, Колчака и Семенова, в РККА).

Впервые в те годы были созданы национальные воинские подразделения по всей стране – в союзных и автономных республиках.

Буряты впервые призывались в Красную Армию и было создано единственное на всю Сибирь и Дальний Восток национальное воинское вооруженное формирование - Бурят-Монгольский эскадрон, выросший затем в дивизион, полк и, наконец, бригаду. Что стало большим историческим событием для страны, для БМАССР, в целях защиты завоеваний революции, в связи с неспокойной обстановкой на границе,

В ноябре 1924 года при 5-й Кубанской отдельной кавалерийской бригаде, в свое время переброшенной в Бурятию для отражения рейда Азиатской дивизии, в бывших царских казармах открылась Школа младших командиров. Командовал 5-й Кубанской бригадой будущий маршал Константин Рокоссовский.

Отдельный Бурят-Монгольский кавалерийский дивизион был сформирован в 1927 году. Основной костяк подразделения составили выпускники Бурят-Монгольской кавалерийской школы.

Отдельный Бурят-Монгольский кавалерийский дивизион в составе «Особой Дальневосточной Армии» под командованием В.К.Блюхера участвовал в военном разрешении конфликта на КВЖД – на территории Китая.

В конце 1938 года бурятская национальная часть, равная по силе дивизии, наряду с другими национальными частями в РККА была расформирована, а ее военнослужащие влиты в общесоюзные части с экстерриториальным принципом комплектования на основании решения ЦК ВКП (б) и Совнаркома СССР от 7 марта 1938г.  Все ее бойцы и командиры были откомандированы в другие части Красной армии для продолжения службы.

И в составе других воинских формирований Советского Союза бывшие бойцы и командиры легендарного «Буркавдивизиона» участвовали в  боях на реке Халхин-Гол в Монголии, в Советско-Финской войне, в Великой Отечественной войне и в войне с Японией.

Буряты сражались на фронтах войны в составе трех стрелковых и трех танковых дивизий Забайкальской 16-ой армии. Были буряты и в Брестской крепости, первой оказавшей сопротивление гитлеровцам. Это отражено даже в песне о защитниках Бреста:

Расскажут лишь камни об этих боях,
Как насмерть герои стояли.
Здесь русский, бурят, армянин и казах
За Родину жизнь отдавали.

Но до сих пор уточняются сведения о жителях Агинского Бурятского Автономного округа, ушедших на фронты, данные о невосполнимых потерях в войнах за 1939-1945гг.

В том числе – и о призванных, ушедших на войны, погибших, пропавших без вести из числа служивших, работавших в Бурят-Монгольском военном конезаводе, живших в его селах, ныне называющихся Боржигантай и Усть-Нарин, до 1951 года относившихся к территории Цаган-Ольского сельсовета Агинского Бурятского Автономного округа Читинской области.

Продолжение следует.

Фото: Селенгинский пехотный полк в «Русском художественном листке» В. Ф. Тимма.