Айт

Олег Лаврентьев 3
Айт

В дверь постучали, а потом приоткрыли:
– Можно?
– Заходите, – сухо сказал Клин и опустил голову, собираясь с мыслями. К этой встрече он готовился с утра и боялся ее. Ладно, главное, не терять выдержку, спрячь свой горячий характер в печь, вспомнил Клин данайтскую пословицу и поднял голову.
В кабинет зашел крепкий человек средних лет. Он слегка сутулился, но ступал прямо и глаз не отводил.
– Здравствуйте. Садитесь, – сказал Клин. – Что вы хотите?
Человек сел.
– Я хочу проситься на конторскую должность, – медленно сказал человек. – Аристократическое происхождение мне позволяет.
Кровь ударила Клину в голову при этих бесстыдных словах. Против воли он криво усмехнулся и с ненавистью сказал:
– Аристократическое положение, Айт из рода Ваенос? Вы – аристократ, бравший взятки? Почему вы не помнили о своем аристократическом происхождении, когда занимали высокий пост! Почему не думали о своем роде, к которому имеете несчастье принадлежать?! Его члены страдают – их обходят менее достойные, и все из-за пятна, которое бросили вы, Айт!
Человек невесело улыбнулся:
– И все-таки я хотел бы просить вас об услуге, Клин из рода Ваенос. Я же имею право.
– Какое бесстыдство! Не дам я вам конторскую работу, не дам! – выкрикнул Клин. – Считайте, что у меня ее нет! Может у меня не быть вакансий?! – с каждым словом он распалялся все больше и больше, пока не перешел на ты. – На твоем месте я бы постеснялся возвращаться в родную провинцию! Забился бы в самый далекий угол и сидел не высовываясь!
Глаза Айта налились кровью.
– Мальчишка! Не тебе меня су!.. – выкрикнул он и вдруг скривился от сильной боли…
Планета Тан была одной из немногих монархий среди обитаемого содружества. Правил планетой король и высшая аристократия. Именно поэтому танийцы все время старались доказать, что они живут ничем не хуже остальных. Каждым своим поступком, любой мелочью. Особенно строго была поставлена борьба с коррупцией. Шесть из десяти смертных приговоров выносились коррупционерам. За взятку можно было получить большой тюремный срок. Если аристократ-чиновник попадался на взятках, на его карьере можно было ставить крест. Тем не менее паршивые овцы встречались. Айт был одной из них. Поэтому, увидев, что родственнику плохо, Клин налил в стакан воды, протянул Айту, но сердце чиновника не смягчилось.
– Спасибо, – сказал Айт, опорожнив стакан.
Вспышка гнева прошла, Клин заговорил сухо-деловито.
– Если у вас проблемы со здоровьем, я пойду вам на встречу. Учетчик на космодроме Найр вас устроит?
– Спасибо, – глухо ответил Айт, – устроит. Клин ждал, что посетитель уйдет, но он спросил:
– Вас тоже коснулся мой проступок?
– Немного, – стараясь не выдать волнения, ответил Клин, – но дело не в этом… Как, ну как вы могли?! – неожиданно для себя выкрикнул он, и это не был крик осуждения, но почти сочувствия. – Ведь пострадали и ваша жена, и сын!
Бывший осужденный Айт криво усмехнулся:
– Я вижу, что вы хороший человек, Клин. Вы помогли мне из человеколюбия, даже не зная всей моей истории. Хотите услышать ее? У вас есть время?
Время у Клина было. В конце концов он действительно не знал всей истории родича, а надо бы. Поколебавшись, Клин кивнул головой. Айт говорил повернув голову к двери, видимо, он стыдился встречаться с Клином взглядом:
– Я… впрочем, что я буду рассказывать вам про свой род, Клин, вы его знаете. Наши предки издревле занимали высокие посты. Когда меня назначили главой провинции Зонс, я принял это как должное и старался всеми силами оправдать доверие. У меня была красивая жена из хорошей семьи, пятнадцатилетний красавец сын, высокое положение, чего еще желать.
Это случилось на третий год моего руководства провинцией. Был выходной, лично у меня, – прошлый месяц вводили в строй мост через Чуннус, и весь штаб работал семидневную неделю. Я проснулся поздно, жена в верхней одежде стояла у кровати.
– Айт, я пойду по магазинам, вернусь часа через три, – сказала она.
Я потянулся и начал вспоминать, что должен сделать. Особо важных дел вроде бы не было… стоп, нужно отдать деньги шоферу Фойту – этот славный парень вчера одолжил мне пять сотен на угощение моим секретарям. Для меня пять сотен небольшая сумма, а для шофера – приличная.
Я взял с тумбочки кредитку и вздохнул – опять жена перепутала – взяла мою. Ну, сколько раз ей объяснять, что у нее шесть зеленых треугольников, а у меня семь! Можно было подождать ее возвращения, но мне нравилось находить решения к любым задачам, а эта не была из разряда сложных. Итак, моей карточки нет, а воспользоваться карточкой Айны без ее телефона я не смогу. Что делать? Возможно, Айна увидит, что взяла мою карточку и вернется? Вряд ли, у жены как раз на подобный случай в сумочке куча наличных. Телефонная карточка? У меня госкарточка, использовать ее счет для личных нужд я не имею права… Я долго думал, пока не вспомнил, что  есть еще одна банковская карточка, оформленная на нас с женой. Это была старая карта, статуса «мелкий чиновник», сейчас у нас карточки двумя рангами выше; эту же мы завели лет семь назад для мелких покупок. Я давно ей не пользовался, даже забыл, да и жена, наверное, тоже. Порыскав по квартире, я нашел желтый прямоугольник в старой сумочке жены.
Главное, чтобы на ней было достаточно денег. Я просканировал карточку, перевел в пользование на свой телефон и ввел код. Ответ меня ошеломил: на карточке было двести сорок восемь тысяч… Я глазам своим не поверил – три моих годовых жалования! Конечно, у нас были сбережения, что-то около трехсот тысяч, но они в ценных бумагах, а не на банковском счету, да еще связанным с карточкой!
Я посмотрел, как попали двести сорок восемь тысяч на счет. Было два перевода. Один месяц назад (сто двадцать тысяч) и второй вчера (сто двадцать восемь тысяч). Оба перевода шли через Солнечный банк.
Я быстро оделся и отправился в Солнечный банк. Управляющий знал меня лично.
– Правитель Айт, рады вас видеть.
– Здравствуйте, Куун. Подскажите, кто переводил мне деньги на эту карточку.
Несколько минут он с бесстрастным лицом копался в хитросплетениях банковских операций.
– Кажется, понимаю, – наконец с умным видом сказал управляющий, и сказал в переговорное устройство: – Нельс, зайдите ко мне.
Вскоре появился встревоженный клерк.
– Нельс, – строго сказал управляющий, поворачивая к нему экран, – почему по этому переводу вы отправили деньги на карту, последние цифры 350, если в примечании сказано: на 004?
Лицо клерка покрылось пятнами.
– Все так, но карточка 004 была заблокирована, и я посчитал, что ничего страшного не случится, если я перешлю деньги на вторую карточку, привязанную к этому счету. Я должен был принять решение самостоятельно: во втором пункте примечания сказано: не звонить никому из получателей по спорным вопросам.
Я вспомнил, что Айна рассказывала, как вчера ее карточка оказалась заблокирована в кассе супермаркета, видимо, поэтому банк и не мог ей перевести деньги, но это не объясняло, почему на счету оказалась крупная сумма.
Управляющий открыл рот, собираясь разразиться гневной речью, но я опередил его:
– Дорогой Куун, с нашей стороны претензий нет. Я просто хотел знать, кто отправил деньги.
– Идите, Нельс, – сказал управляющий, а сам посмотрел на экран. – И в первом, и во втором случае перевод осуществлен отправителем, у которого последние цифры карты 083, – сказал он. – Это все, что я могу вам сказать без разрешения на расследование.
– Спасибо, – сказал я и попрощался.
Я шел к автомобилю на негнущихся ногах – 083, это счет карты, на которые я намеревался перевести деньги – моего шофера Фойта!
Я гнал автомобиль по пустым в этот час улицам города, а сам не мог связать концы с концами. Фойт переводит крупные суммы на счета Айны? Абсурд. Фойт честнейший человек, обязанный мне всем, а Айна из хорошей семьи! Мы десять лет вместе!
Фойта я встретил перед домом, он гулял с дочкой. Увидев мое встревоженное лицо, шофер побледнел:
– Фойт, – тихо спросил я, – зачем ты переводил Айне крупные суммы?
Несколько секунд он ошарашено смотрел на меня, словно пытался прочесть в глазах какие-то диковинные письмена. Наконец он изумленно спросил: – Так вы ничего не знали? Сел на скамейку и зарыдал.
Рассказ Фойта был краток.
«Год назад ко мне подошла Айна.
– Фойт, можешь сделать одолжение правителю Айту?
– Зачем вы спрашиваете? Для него я сделаю все.
– Тебе будут давать деньги, большие деньги. Ты их отправляй на эту карточку.
Конечно я понял, что значат эти переводы, но как я мог отказать вам?! После того как вы взяли на работу моего брата с двумя судимостями!»
Уезжая от Фойта, я знал – моя жена преступница. Но я не мог в это поверить. Факты врут. Или могут быть причины, которые оправдывают ее действия, говорил я себе.
Она поняла все, едва вернувшись. Мой грозный вид и карточка на пустом столе сказали ей больше чем слова.
– Я хочу знать, откуда здесь двести сорок восемь тысяч, – тихим от злости голосом сказал я.
Лицо женщины не дрогнуло.
– Откаты, – холодно прозвучал ответ.
– За что?
– Эти два за строительство моста и за дорогу в Углуж.
– За что тебе дают деньги?
– Это забавная история, – жена села на стул, закинув ногу за ногу. Эти красивые длинные ноги, которыми я столько раз любовался, любил гладить, сейчас бесили меня. – Год назад, вы решали, кто будет ремонтировать городские здания: компания Ургуя или Тенаса. Дома ты сказал мне, что дискуссия была жаркой, но вы склоняетесь к Ургую, его компания кажется вам надежнее. А на следующий день меня встретил Ургуй. Чуть не плача он сказал мне, что дела идут плохо и он разорится, если не получит этот подряд. Я сказала, что могу помочь… за некоторую сумму. Он чуть с ума от счастья не сошел.
– Почему такая схема – деньги Фойту, а от него тебе?
– Это просто: прямой перевод: Ургуй – семья Ваенос, отслеживается автоматически. А вот перевод: Фойт – Ваенос, вне сферы их внимания.
Все было ясно.
– Сегодня я пойду в полицию, – заявил я. – Ночь ты проведешь в тюрьме.
– Мы, ты хочешь сказать, – улыбнулась женщина.
– Я?
– Неужели кто-то поверит, что ты был в неведении? Жена обманывала мужа – ха-ха! Да я и сама скажу, что ты давал мне нужные сведения, а я была посредником между тобой и заказчиками.
Она была права.
– Меня это не остановит, – сжал я кулаки. – Не знаю, поверят ли в мою невиновность; даже если да, то с должности, конечно, снимут. И все-таки я пойду в полицию.
Я поднялся.
– На Санка тоже донесешь? – тихо спросила жена.
– Что? – я замер на месте.
– Видишь ли… пару раз деньги переводили на карточку сына, ему ведь уже семнадцать…
Я смотрел на женщину, которая была моей женой, и не мог поверить, что она могла так поступить. Ладно, предать мужа, но подставить нашего сына, своего сына!..
Однако приходится признать: цели своей она достигла – донести на сына я не мог. Коварная женщина рассчитала точно. Доносить нельзя и оставлять все как есть тоже нельзя…»
– И вы?.. – сочувственно спросил Клин.
– И я пошел в полицию, признался, что три года обворовывал государство.
– Про жену…
– Про бывшую жену я не сказал ни слова – в противном случае она выдала бы сына. Она хорошо меня поняла, подыграла идеально. Я сказал, что использовал карточки близких, стараясь запутать следы, но они ничего не знали… Не знаю, как Айна воздействовала на сообщников, но на суде никто даже не упомянули ее имя.
Клин молчал, не зная, что сказать, подавленный величием сидевшего перед ним человека.
– Знаете, что, Клин, – несколько лет назад, на рудниках, я хотел умереть, – продолжал Айт. – А сейчас я хочу жить. Мне нужно объяснить сыну, как обстоят дела. Это будет нелегко, но мне необходимо, чтобы он узнал правду. Вот почему я прошусь на конторскую должность.
Он встал, собираясь уходить. Клин молча протянул ему свою руку.

28/06/18