Папа купил место в синагоге. Рождение сына и КГБ

Эмма Брамник-Вульфсон
 По  клавишам Underwood’а

Папа купил место в синагоге



    Закончилась война. Вернулись домой фронтовики,  из  эвакуации земляки. А  в Латвии фашисты с  местными «друзьями евреев» убили  десятки тысяч- девять  десятых  довоенных евреев -земляков. В Хоральной синагоге  Риги заживо сожгли  местных верующих  и  беженцев  из соседней Литвы. Уцелела лишь старинная синагога в Старой Риге, потому что находится поcреди  многих  старинных  и государственных зданий, которые могли  бы пострадать.
 
... Дрицы,беженцы Второй мировой войны из Латвии, вернулись обратно через более 30 лет,  в 1947-м.  И  мой 70-летний отец, Рувим Абрамович,  купил  место в синагоге в Старой Риге.

 Сколько себя помню,  еще с довоенных лет  в Уфе , и  в районах,где трудились сезонно,папа всегда ходил молиться в какие-то молельные дома. Возможно, в Уфе тогда  не было синагоги. Просто не знаю.  И из районов он  в праздники уезжал куда-то молиться. Теперь  понимаю,  туда, где были  еврейские общины или группы, поселения. Хочу подчеркнуть, что папа был  человеком  религиозным, постоянно придерживался еврейских традиций.  И я знала,как  накрыть парадный  стол, чтобы  встретить родителей, возвращавшихся  после молитв.


Но в войну, когда стало известно о массовых акциях уничтожения  евреев фашистами и «друзьями евреев», папа часто  говорил: Если бы был Бог, он бы  такое не допустил.

Поэтому я удивилась, что в Риге  он купил  место в синагоге, и спросила его  об  этом. И он объяснил мне свой поступок.

«Еврейские  общины всюду  разгромлены и   могут просто исчезнуть. Их необходимо поддержать. Кто это будет делать, если не мы, старшие, если не я. Вы,молодые, ведь туда не ходите.  Не  можете...

Молодежь действительно  боялась собираться в синагоге, за что , к примеру, одного нашего знакомого исключили из института. 

Поэтому  когда  мы с Сашей  женились в 1952-м,  не могло  быть и речи о Хупе,традиционной еврейской брачной церемонии, хотя мы оба, как говорят, чистые евреи в нескольких поколениях.И обручальные кольца не могли носить открыто,на работу, в людные места, потому что  иметь свадебные  кольца считалось " буржуазными предрассудками".А на наших кольцах были выгравированы  памятная дата и имена  "Саша,Эмма. 24 января 1952".

30 июля  1954 года у нас родился мальчик. Какое ему дать имя? Гирш-памяти  деда Саши, предложила Ривека Григорьевна, мама Саши. Но тогда такое имя  « не звучало»!  И решили назвать  по первой букве имени деда. Так наш Гирш через некоторое время  стал Геннадием.

На 8-й день по традиции пора  делать бриз-обрезание. Мой папа Рувим  пригласил специалиста, который, как оказалось позднее, действовал   под прикрытием - в торговой  точке  на рынке.
 
Словом, все чин- по чину. Дома собрались только   родные и самые близкие друзья. Операция прошла успешно. После нее Генчику дали соску, обмакнув ее в «Кагоре», и малыш заснул.  Лехаим!

 Все хорошо ? Но не  тут-то было. С того дня начались волнения. Моему еще не женатому брату  Иосифу, по домашнему Осе, пришла повестка.Его  ждут   в КГБ, нашей «Лубянке». Все волнуемся. Что он  сделал не так ? За что? Перебрали  все варианты-где учился, с кем дружит, где работает...
 
И наступил час пик  -в назначенный день Ося  явился в КГБ . Ждем его дома. Вдруг телефонный звонок: «Вы Александр Цалевич Брамник? Пожалуйста, придите сейчас к нам, в КГБ. Мы вас ждем»...

Рижская «Лубянка» от нас в трех кварталах. И с Генчиком в коляске  мы  провожаем папу Сашу до места.  Стоим напротив здания через дорогу . Ждем. Но его долго нет.

 Вдруг из   их парадного выходит Ося. На нем лица нет.
-А где Саша? Его ведь тоже вызвали  сюда.

-Я его не видел. Видимо, меня выпустили  другим  ходом. Там меня  строго спросили: Кто делал обрезание вашему сыну?-Я не женат и у меня нет детей.

- В вашей квартире делали обрезание...В парадном и сегодня пахнет хлороформом...

-А у кого есть дети?-У моей сестры. Но я не знаю, чтобы с  ребенком что-то делали...

И  «они» вызвали Сашу: Вашему сыну сделали обрезание. Вы медик. Знаете, что это такое. Если не скажете, кто делал, рискуете работой.

-Мы с женой были в кино. Пришли, ребенок  уже спал. Мы  узнали, что ему сделали обрезание. Но кто?  Дело в том, что мой тесть, Рувим Абрамович не молод,  человек старых убеждений...
И они  ничего не узнали, но деда Рувима  они вызывать  не решились...


*Несчастье случилось в январе -1973. В другой мир ушла  моя мама Мария Ароновна. Хоронили, конечно, на еврейском кладбище. Народу собралось много. Мой редактор, мудрый  Борис  Гейман,  пришел на прощание не по еврейской традиции- с большим букетом белых лилий... Выразив соболезнование, он с тревогой спросил :
-Как будете хоронить, по-еврейски?

...Я сути вопроса еще тогда не поняла. Хоронили  традиционно,  по обряду.
 По традиции дети не должны нести родного к могиле. Помочь вызвались друзья. В их числе, муж моей  коллеги  Герман  Григорян.

Через пару дней  милого Германа  вызвали на заседание партийного бюро:           -Как ты  мог участвовать в религиозном обряде!?

Понятно, что самые весомые неприятности начались с меня и я уже подумывала  уйти  с работы по  собственному желанию. Но, благодаря хорошим товарищам,  все как-то обошлось.