Не было бы счастья...

Натали Александрова
               
                Глава  1   
   
     Как же я счастлива, Боже! Вот уже скоро 25 лет, как я ежедневно благодарю  тебя за счастье, которое испытываю каждый день. Поначалу я даже боялась того, что всё так безоблачно складывается. Ну, не может ТАК быть, чтобы всё было замечательно. У других семьи, как семьи. То ссорятся, то мирятся. А у нас – каждый день, как медовый месяц. Даже трудности, которые неизбежны в нашем обществе, преодолевать намного легче, когда всё вместе.
     Совсем уже скоро мы будем отмечать самый замечательный праздник в году – Новый Год, но для меня он является самым лучшим не по этому. Это САМЫЙ прекрасный день  потому, что именно в этот день  25 лет назад  я, 20-летняя студентка Техникума Лёгкой промышленности, вышла замуж по великой неземной любви за моего единственного, любимого, неповторимого – моего Санечку.  Уже разосланы приглашения нашим друзьям, уже заказан ресторан и, конечно же, готов сюрприз для моего любимого.  Уверена,  что и он приготовил для меня что-нибудь очень неожиданное.
     25 лет, как один день. У нас счастливая, дружная семья. Как говаривали в годы нашей молодости – крепкая ячейка общества. Всё всегда было поровну - и проблемы, и радости. Радостей, конечно же, больше. Четверо прекрасных  детей – две доченьки и два сыночка.
     Старшенькая  -  Иринка,  учится в областном центре. Скоро станет дипломированным врачом.  Из всех медицинских специальностей она выбрала для себя педиатрию, и я даже знаю, почему.  Ведь именно на ней всегда лежала ответственность за младших, когда мы с Сашей были заняты.  Уверена, что из неё получится очень хороший и грамотный специалист.
     Алёшка продолжает учебу в местном ВУЗе, куда вернулся после службы в армии. Он очень похож на отца: мужественный, ответственный. сдержанный и, в то же время, добрый, бесконфликтный и внимательный. Именно такой, каким должен быть, на мой взгляд, настоящий мужчина.
Младшие ещё школьники. Любашка  учится в 9-м классе и пока ещё не решила, кем станет в будущем. Но время есть — сумеет определиться с выбором профессии. Она – хорошая, старательная девочка. Хотя, и не круглая отличница, но учится достойно. Сейчас у неё непростой период – первая любовь. И, судя по всему, не такая безукоризненная,  какой бы ей хотелось, видя перед глазами пример родителей.
     Младший – Ильюшка,  учится во втором классе. Умничка, усидчивый, терпеливый. Но, так же, активный, дружелюбный - лидер в любой компании  своих ровесников. Очень надеюсь, что он добьётся в жизни многого.
     В общем, всё в нашей семье замечательно. Или, почти всё. Но трудности сейчас испытываем не только мы. Время тяжёлое.  Городок у нас маленький. Предприятия закрываются одно за другим. Работу с достойной оплатой найти практически невозможно.  Поэтому пришлось Александру ехать на заработки  в Златоглавую.  Устроился там по своей специальности — в строительную  организацию.  Они обустраивают коттеджный посёлок где-то в пригороде. Поначалу приезжал домой два раза в месяц, а сейчас, в связи с огромным наплывом работы, выбраться не всегда представляется возможным.
     Но, ничего, осталось совсем немного времени, всего два дня, и мы все соберемся за праздничным столом. Куплены подарки детям и супругу. Я жду – не дождусь, когда приедет мой Сашенька  - я так по нему соскучилась. Мне очень не хватает его основательности  и заботы. Мы вместе уже четверть века, а я всё ещё, как в молодости, безумно люблю его. Я жду его звонков (как пишут в романах) - как уставший путник ждёт в пустыне глотка воды. А его нечастые, в последнее время, приезды, для меня, словно елей для души раскаявшегося грешника.
     Дети тоже с нетерпением ждут приезда отца. Судя по всему, они приготовили для нас какой-то сюрприз, потому что о чём-то загадочно шепчутся, прячась от меня в укромных местечках.
     Завтра приедет Иришка, и, по всей вероятности, не одна, когда звонила в последний раз намекнула, чтобы мы готовились к знакомству с кем-то для неё очень дорогим.  А утром 31-го должен приехать Саша.  Я знаю, он тоже очень ждёт встречи с нами. А уж как ОН умеет устраивать сюрпризы…

      Мы с детьми принялись приводить дом в порядок. Если бы делала всё одна, то это бы заняло кучу времени, но ведь у меня есть ТАКИЕ помощники! Дел хватило всем. А вечером, слега уставшие, но довольные, мы сели ужинать. И тут раздался звонок телефона. Мне сразу стало понятно, что звонит Саша, потому что моё сердце начало отбивать чечётку, как, впрочем, и всегда, когда звонил он. Ильюшка помчался в комнату, чтобы первым снять телефонную трубку.
- Мама, мама! Это папа звонит… Папочка, ты когда приедешь? Мы тебя очень ждём… Ага. Сейчас.
- Мамуля, это папа. Он тебя зовёт.
- Иду-иду, мой хороший.- Я взяла трубку у сына и он снова умчался в кухню.
- Здравствуй, родной.  Ты скоро приедешь?
То, что я услышала дальше, было словно в страшном сне. Я даже поначалу и не поверила, что разговариваю со своим мужем. Его голос был какой-то неродной, будто механический.
- Катя, дети рядом?
Странно. Он меня Катей не называл ни разу за все 25 лет, только различными ласкательными производными от моего имени. Я насторожилась.
- Да.
- Ты прикрой дверь, чтобы они не слышали.
- Хорошо.
Я закрыла дверь в комнату.
- Сань, что случилось? У тебя всё в порядке? Ты когда приедешь?
- Катя. Прошу тебя, выслушай меня спокойно. Только, пожалуйста, без истерик.
Моё сердце со страшным грохотом провалилось в пятки. Мысли набегали одна на другую. Не зная, на что и подумать, я настороженно ответила:
- Слушаю.
- Катя. Я не приеду.
- Что-то на работе? Ты здоров? А когда ты сможешь приехать?
- У меня всё в полном порядке… Я хочу сказать, что не приеду… совсем… У меня другая жизнь. Я давно уже встретил женщину, которую полюбил. И мы решили быть вместе… Пойми меня и прости, если сможешь. Поцелуй детей, и… придумай там что-нибудь.
И он отключил телефон.  Дааа… Сюрприз удался… Правда, совсем неожиданный.

   Я сидела на стуле, тупо уставившись на телефон, будто ждала, что он снова зазвонит и Саша скажет, что всё это было шуткой. Но телефон был глух к моим желаниям.
     В комнату потихоньку стали входить дети. Они были не в меру тихими и сосредоточенными.
Алёшка спросил:
- Мамуля, что случилось? Что-то с папой?
     О, Боже! Только не дай мне разреветься сейчас. Только не сейчас. Еле сдерживая рыдания, я ответила:
- Нет, мои хорошие. Просто, у папы какие-то неотложные дела. Он немного задержится. Но, не беспокойтесь, всё будет в порядке.
Мы снова прошли в столовую и продолжили ужин. Но, почему-то, разговаривать совсем не хотелось. За время ужина в моей голове созрел план. И, как только, с ужином было покончено, я отправила младших в комнату, попросив Алёшку остаться.
- Послушай, сын. Мне нужно срочно уехать к отцу. У него там…  неприятности. И я должна быть рядом. Но, к Новому Году я обязательно вернусь. С ним, или одна – но вернусь. Я тебя попрошу, съезди завтра с Иришкой в ресторан и пусть они немного пересмотрят убранство зала. И ещё - переговорите с ведущими. Не должно быть никаких намёков на юбилей. Ресторан оплачен, гости приглашены, наряды куплены. Будем отмечать Новый Год. Просто – Новый Год. Ты меня понял?
- Я ничего не понял, мама. Что, всё-таки, произошло?
- Я ещё и сама не всё поняла. Съезжу, узнаю. Потом расскажу. Я  поеду прямо сейчас. Маршрутки на Москву ездят каждый час. К утру буду там. Вернусь или завтра вечером, или 31-го утром.
- Мамуль, но ведь уже поздно. Куда ты на ночь-то глядя?
- Ничего, сынок. Зато к утру уже буду в Москве. Присмотри за младшими.

                Глава 2

      Время, проведенное в дороге, пролетело совсем незаметно. В моей голове творилось нечто невообразимое – то каскад, не успевающих сформироваться, мыслей, то – оглушающая пустота, через которую невозможно пробиться. Через шесть часов  мы уже въезжали в Москву. Едва выйдя из маршрутки, я тут же окунулась в суматошную атмосферу  праздничной столицы. Несмотря  на ранний час, Москва бурлила в предвкушении встречи Нового Года. С трудом пробираясь через толпу спешащих по своим неотложным делам горожан, я добралась до метро. Ещё час и я входила в подъезд дома, где снимал квартиру мой муж.
    Где-то в глубине моего сознания теплилась мысль, что Сашка просто пошутил. Глупо и страшно, но пошутил. С трудом переступая со ступеньки на ступеньку дрожащими  ногами, я, наконец-то, добралась до его квартиры. Немного подумав, нажала на кнопку звонка. Через несколько секунд с той стороны раздались лёгкие шаги и входная дверь приоткрылась. Мои надежды рухнули. На пороге стояла миловидная молоденькая шатенка. Увидев меня, она испугалась и попыталась закрыть дверь. Но я просунула в щель ногу и, собравшись с силами, оттолкнула её, распахнув дверь настежь. Шатенка пискнула:
- Саша, это к тебе.
И метнулась в комнату в поисках спасения. Буквально через мгновение в дверном проёме возникла внушительная фигура моего благоверного (вернее – не благоВерного). Сказать, что он был удивлён, это ничего не сказать. Он был ошарашен.
- Катя? Ты? Ты зачем приехала? Я ведь тебе всё сказал. А с кем ты оставила детей?            
Я уже освоилась с обстановкой и держала ситуацию в руках (так мне казалось). В довольно боевом настроении я вошла в квартиру и захлопнула за собой дверь. Включив на полную катушку всё своё ехидство, обратилась к супругу:
- Здравствуй, милый. Ты удивлён? А как, по-твоему, я должна была поступить? Может, ты забыл, но у нас завтра юбилей. Заказан ресторан, приглашены люди. Ты и о детях вспомнил? Даже удивительно. С ними-то всё в порядке. А вот, что ТЫ творишь?
- Катя, хватит! Я тебе всё сказал по телефону.
- Да-да. Сказал. По телефону. А глаза в глаза что – слабо? Я всё же надеялась, что это шутка такая, но вижу – шутить ты разучился.
     Тут из-за приоткрытой двери высунулась его пассия. Не решаясь выйти в коридор, она, прячась за спину Александра, недовольно сказала:
- Тебе ведь ясно дали понять, что всё кончено. Зачем ты припёрлась?  Мы с Сашей скоро поженимся, и у нас будет СВОЙ ребёнок.
Зря она это сказала. Ох, зря… Еле сдерживая ярость, я прошипела:
- Так это Я припёрлась? Да ты что? Ты ничего не путаешь, деточка? Ребёёёнок? А то, что у него их уже четверо, это что, ничего не значит? Поженитесь, говоришь? Так он ещё не развёден. И не факт, что я ему этот развод дам.
Постепенно «увеличивая громкость», я уже переходила на крик и прикидывала возможности перехода к рукопашной.
- Да у тебя сейчас не ребёнок будет, если он уже запланирован, а выкидыш! 
- Корова деревенская, - огрызнулась девица из-за Сашкиной спины.
- Это я – корова?!  Ах ты, мерзавка! Сгинь, дрянь мелкая, а то прибью ненароком! И я не шучу. Сейчас я на всё способна!  – уже орала я. - От греха подальше, лучше иди, прогуляйся.
И правда, со своими почти ста килограммами чистого веса я бы легко справилась с этой мелочью.
     Но Сашка, прижав меня к стене, с трудом сдерживая мои попытки дотянуться до его  избранницы, обернулся к ней и сказал:
- Ириш, ты, правда, иди, прогуляйся. Нам поговорить нужно.
- Да куда я пойду-то, холодина на улице?
- Ну, дойди до магазина, купи чего-нибудь.
- Ага. Может, её ещё и чаем напоить? С пирогами.
Бубня недовольства, Ирина наспех надела сапоги, шубку и, накинув на голову капюшон, выбежала за дверь. Может, она бы и не пошла никуда, но мой разъяренный вид явно не располагал к мирной беседе. Да, в тот момент я себя почти не контролировала и вполне могла бы натворить что-нибудь непоправимое.
     Как только за Ириной закрылась дверь, я вырвалась из «объятий» мужа и со всей силы, на которую была способна, вмазала ему по физиономии.
- Так значит, твою мамзельку Ириной зовут? А я-то думала, что ты меня случайно именем дочери  называл. Сволочь, как ты мог так поступить? За что ты со мной так? За что ты с НАМИ так?
Муж  снова схватил меня за руки и с силой прижал к стене.
- Катя, давай поговорим спокойно. Ты же умница. Ты всё понимаешь. И понимаешь, что всё, что произошло – не так просто, как кажется. Я знаю, что очень виноват и перед тобой, и перед детьми. Но, пойми, я полюбил. Полюбил по-настоящему. Возможно, это мой последний шанс испытать всё сначала.
    Я тяжело вздохнула и горько улыбнувшись, спросила:
- Значит, ты хочешь «испытать все сначала», а мне что остаётся? Это из серии «седина в бороду»?
- Нет. Это гораздо серьёзнее. Это – настоящее.
- А у нас всё было понарошку, да? Все 25 лет – игрушки? Четверо детей – шуточки?
- Ну,  зачем ты так? Ведь ты же знаешь, ЧТО ты для меня значила. Я всегда считал тебя самой лучшей, самой понимающей, самой-самой.
- А теперь что? Что изменилось? Что я сделала не так?
- Кать, успокойся.  Саша обнял меня и прижал мою голову к своей груди.
- Ты всегда будешь для меня самым близким человеком, но сейчас в моей жизни появилась Ирина. Она, как огонёк во мраке. С ней я снова ощутил себя 30-летним.
     Он ещё что-то говорил, пытаясь объяснить мне происходящее, а в моей голове, словно молотками стучало: "Ну, вот и всё… Вот и всё… Вот и всё… Нет! Это не правда!.. Это просто не может быть правдой. Как же так? Почему? За что? И что я скажу детям? Старшие поймут… наверно. А младшие? И как я одна со всем теперь справлюсь? Зачем он так? Тем более, сейчас. Ведь мы так ждали этот праздник. Так готовились".
               
     Того, что произошло дальше, я не могла представить себе даже в самом страшном сне. Я никогда не думала, что способна на такое. Я переступила через свою гордость, упала перед ним на колени, схватила за ноги и, глядя в глаза, как преданная собака, заревела.
- Сашенька, родненький! Не бросай меня! Ну, пожалуйста! Я ведь так тебя люблю! Ради детей, ради всего, что нами прожито! Я никогда-никогда не вспомню того, что ты сделал! У нас всё будет по-прежнему. Сашенька! Любимый! Ну, хотя бы давай Новый Год встретим вместе? Дети-то в чём виноваты?
     Я ползала перед ним на коленях, я умоляла его вернуться. А он… Муж, зная мой характер, видимо, тоже не ожидал, что я могу так унижаться. Он удивлённо приподнял бровь, отпихнул меня ногой, переступил, и прошёл в кухню, откуда раздался его приглушённый голос:
- Кать, ты меня неприятно удивила. Где твоя хвалёная гордость? Хватит реветь? Я всё равно не вернусь к тебе. Никогда. Не стоит продлять агонию.
- Какую агонию? Ты о чём? Ведь у нас же всё было нормально. Жили все 25 лет, как в медовый месяц. Все нам завидовали. Ни ссор, ни обид. Дети – ангелы.
- Это тебе только кажется, что как в медовый месяц. И знаешь, когда постоянно сладко, в скором времени начинает тошнить. Скажи лучше «спасибо», что я оставляю вам всё и не претендую на часть жилплощади.      
     Эти слова подействовали на меня гораздо эффективнее, чем ушат холодной воды. Казалось, что нами съеден уже не один пуд соли и никаких неожиданностей не предвидится,  а тут ТАКОЕ – часть жилплощади… Видимо, они и такую перспективу обдумывали?
     Моя истерика мгновенно прекратилась, слёзы моментально высохли. Я какое-то время оставалась сидеть на полу, вытаращив от изумления глаза и прикрывая руками рот. Потом встала, отряхнула брюки, поправила куртку, шапку и пошла к двери. Уже на выходе я обернулась и сказала:
- Как говорит одна моя любимая героиня: «Ваше изложение сильно попахивает диктантом».
- В смысле? – не понял Александр.
- В прямом. Не твои это слова. Видимо, ты уже разучился сам думать - молодуха подсказывает. И знаешь, – посмотрев  прямо в глаза, пока ещё, мужа, сказала. - Подавай на развод. Я не буду возражать.   
И вышла, тихонько прикрыв за собой дверь.    
               
                Глава 3

     Выйдя из подъезда, я пошла, сама не зная куда. Я была растоптана. Раздавлена. Уничтожена. Как жить дальше? В тот момент мне казалось, что я уже никогда не смогу выбраться из того дерьма, в которое меня окунули. Боже, прости! На какое-то мгновение мне показалось, что лучшим выходом будет – лишить себя жизни. Но, буквально через секунду, я с ужасом подумала, что будет, если это случится на самом деле.
- Ох и дура ты, Катька! Совсем рехнулась? А на кого ты детей оставишь, идиотка? Люди и в гораздо худших условиях выживают, а ты… Подумаешь – трагедия. Не ты первая, не ты последняя.

     Слава Богу, у  меня было время, чтобы хоть немного разобраться в себе. Я понимала, что даже если ради детей мне бы и удалось запереть свою гордость на огромный амбарный замок, вернуть Сашу в семью и не вспоминать никогда о том, что произошло, то прежних отношений уже не будет. Никогда. Даже если я его и прощу, то всё равно в моей душе останется огромная незаживающая рана, которая будет до конца моих дней напоминать о его предательстве. Сейчас самое главное – собрать все оставшиеся силы на то, чтобы не портить праздник своим близким. Нужно придумать что-нибудь правдоподобное.
     Бесцельно «полируя» московские улочки, «перемалывая» в голове все «за» и «против», я добралась до метро. Спустя примерно час я оказалась на вокзале, откуда отправлялась маршрутка в обратный путь. Очень скоро я уже сидела в маршрутке, которая понесла меня в непонятное пока завтра.
     Я уже не плакала. Нет смысла лить слёзы по тому, что уже не вернуть. Глупо спрашивать «почему – я?» и «за что?». Видимо, есть за что. Я знаю, что, если по-настоящему любишь человека, сделаешь всё, чтобы ему было лучше. Не смотря ни на что, я всё же ещё любила Сашку, поэтому решила отпустить его к той, другой – более молодой, более стройной и не обременённой детьми. Господи! Как же мне было стыдно сейчас, когда я вспоминала, как умоляла мужа вернуться, как валялась у него в ногах. А он…  Он просто переступил через меня, как через надоедливого щенка. Ничего. Я и это переживу.

     Ох, уж эти отрицательные эмоции. Сначала мы выплёскиваем их, и только потом включается мозг. Может быть это и хорошо. Если бы мы ко всему подходили разумом, не стал ли бы мир более скучным? Хотя… иногда эти эмоции бывают слишком чрезмерными.  Тогда конфликт может перерасти в трагедию и ситуация может стать непоправимой. Слава Богу, у меня хватило ума остановиться.
     Я ощущала невероятную слабость, словно из меня вынули душу. Но дети не должны ни в коем случае видеть меня в таком состоянии. Нужно собрать все силы для того, чтобы они никогда не узнали о моём унижении, и постараться сохранить в них уважение к отцу. Но как это сделать, я пока не знала.
     Мне необходимо решить, как жить дальше. Без Сашиной поддержки нам будет очень сложно. Но, я не стану унижаться перед ним в очередной раз, не стану просить у него помощи. Захочет помочь детям, ради Бога. Но МНЕ от него ничего не нужно.
                Глава 4

     Подойдя к своему подъезду, я немного задержалась, вдохнула поглубже, надела на лицо улыбку и вошла в дом.
      Дети, увидев, что я приехала одна, засыпали меня вопросами:
- Мамуль, а ты почему одна? А где папа? А он приедет?
- Ох, мои хорошие. Дайте мне отдышаться. Все вопросы потом.
Ко мне подлетела Иринка. Она вопросительно поглядывала на меня, но ни о чём не спрашивала.
- Мамулечка, здравствуй! Давай, я тебе помогу.
- Здравствуй, Солнышко! Ты давно приехала? Как вы тут без меня?
- Мы днём приехали. У нас всё в порядке. Мамуль, познакомься – это Олег. Я тебе о нём говорила.
     И тут только я заметила молодого человека, который спокойно ожидал, когда очередь дойдёт до него.
- Очень приятно, Олег. А меня зовут Екатерина Алексеевна.
- И мне очень приятно.
- Не утомило Вас наше шумное семейство?
- Нет, что Вы. У вас здОрово!
- Ну, и замечательно. Давайте-ка все в комнату. Вы уже ужинали?
- Нет, тебя ждём. Мамуль, сейчас всё будет готово.
     Пока Иришка с младшими собирали на стол, ко мне подошёл Алёшка. Чмокнул в щёку и настороженно спросил:
- Мам, ты плакала? Что случилось? Где папа? Я так понял, что он не приедет?
- Нет, сынок, я не плакала. Просто немного устала. С папой всё в порядке. Расскажу чуть позднее. Хорошо? А что с рестораном?
- Там мы всё уладили. Пойдем ужинать.
     После ужина Олег, Ильюшка и Любаша уселись у компьютера, а когда мы с Ириной и Алёшей уединились на кухне, сын спросил:
- Мам, давай уже рассекречивайся. Что с батей?
-  С ним всё в полном порядке. Просто, сами понимаете, работа. У него очень много работы.
Иришка с недоверием спросила:
- Настолько много, что он не может приехать на ваш юбилей? Бог с ним – с Новым Годом, но юбилей?
     Тут подключился Алексей:
- Мам, давай всё по-честноку. Что произошло? Хватит жалеть нашу неокрепшую психику. Колись.
- Алёш, ну что за подростковый жаргон?
- Не уходи от ответа. Мы уже не младенцы и всё поймем.
Немного подумав, я решилась на откровенный разговор.
- Хорошо. Дети, мне понадобится ваша помощь. Особенно с Любашей. У неё сейчас очень сложный возраст. Сначала делает, потом думает. В общем, дело в том... Ну...
- Мам, не тяни.
Я обречённо вздохнула:
- Да, действительно. Что уж теперь. Только прошу, без эмоций...  У отца другая женщина.
     У Алёшки вырвался нервный смех, а Иришка недоверчиво выдохнула:
- Нет! Не может быть! У папы?.. А мы думали, что у него просто какие-то неприятности на работе.
     Алёшка крепко сжал кулаки и с ненавистью прошипел:
- Я убью его.
- Нет, сын. Не бросайся такими словами, - положила я свою ладонь на его сжатые кулаки. -  Поймите, он полюбил. Полюбил по-настоящему. И ему сейчас очень нелегко. Но вас-то он не бросает.
- Ну, конечно.
- Да, нелегко. Он разрывается между чувствами и ответственностью. Поймите, он долго шёл к выбору. К сожалению для меня, его выбор не в мою пользу. Но он имеет право на счастье.
- А ты?
- А что, я? У меня есть вы. Вы-то меня не бросите?
- Мам, ты у нас святая.
- Ох, если бы. Не святая я, просто хочу, чтобы он был счастлив.
     Я обняла детей, и мы простояли так несколько минут. Потом я мягко отстранила их и попросила:
- Только, пожалуйста, младшим пока ничего не говорите. Скажем, что у отца неприятности на работе.  Хорошо?
- Угу.
- А теперь давайте-ка думать о хорошем. Юбилей отменяется, но Новый Год-то ведь никто не отменял. Празднуем начало Новой Жизни.

                Глава 5

      Весь следующий день был заполнен приятными хлопотами и подготовкой к Новогодней ночи. Это и отлично, потому что у меня совсем не было времени копошиться в своих мыслях.
     Днём позвонил Саша, чтобы поздравить детей с наступающим праздником. Старшие, сославшись на занятость, разговаривать с ним не захотели, зато Ильюшка болтал очень долго. Потом муж пригласил к телефону меня:
- Катя, ты что, уже рассказала детям о нас?
- Старшие  в курсе.
- Так, вот почему они не захотели со мной разговаривать. Ты их специально настраиваешь против меня?
- Нет, Саша,  не настраиваю. Но, видимо, пока им больно это воспринимать адекватно. Потерпи немного, они скоро успокоятся. Ведь ты всегда был для них замечательным отцом и, надеюсь, останешься дальше. Я полагаю, что наши с тобой отношения на детей не распространяются? Если только твоя мадама не будет против.
- Не будет.
- Посмотрим. Ну, всё. Пока. Мне некогда. С наступающим тебя. И будь счастлив.
- И тебе того же. Поцелуй детей.
- Прощай.
     И я отключила телефон. На душе кошки скребли. Но я не собиралась портить праздник ни себе, ни, тем более, детям.

     Иришка помогла мне сделать причёску, нанести макияж и, когда я предстала во всей своей красе перед детьми, они ахнули в один голос и со всех сторон на меня посыпались комплименты:
- Ой, мамуля, да ты у нас просто красавица!
Любашка сказала:
- Жаль, папы с нами нет, он бы просто обалдел.
- Да, жаль. Но, ничего. Я надеюсь, что он там тоже скучать не будет. Ну, всё. Собирайтесь. Нам уже пора.
     В назначенный час мы вышли из такси у одного из недавно открытых кафе. Здесь собрались все самые близкие наши друзья, все те, кого мы с Сашей хотели видеть рядом в день нашего юбилея.
     Не смотря на то, что уже гостям было объявлено о праздновании Нового Года, весь вечер не смолкали тосты и поздравления в наш с Сашей адрес. Ведь никто из них не знал истинной причины его отсутствия. Ночь, действительно, удалась на славу. Поздравления, сюрпризы, шутки, розыгрыши – всё проходило так весело, что даже мне не составило особого труда радоваться вместе со всеми. По крайней мере, мне так казалось.
      А когда празднование уже подошло к концу и гости начали расходиться по домам, ко мне подошла моя лучшая подруга – Наташка.
- Катюха, ты прелесть! Тебе просто цены нет! Я всегда это знала, а сегодня убедилась лишний раз.
- Ты о чём, Ната?
- Нууу, подруга. Чё ты мне-то устраиваешь оперу с хороводом? Ты можешь вешать лапшу на уши тем, кто тебя не знает. Но, я то круче ФСБ – всё вижу. Думаю, сейчас не время и не место, но, давай-ка встретимся на днях и обо всем поговорим.
- Хорошо, встретимся. Я тебя люблю. - обняла я подругу.
- А уж как я-то тебя. Держись.

                Глава   6

     В ближайший выходной «выпросив» у детей часок свободного времени, я поспешила на встречу с Натахой в кафе. Сидя за столиком в углу зала, скрытые от публики огромным фикусом, мы вели неспешный разговор.
- Кать, я даже не буду спрашивать, что случилось. И так всё понятно.
- Что тебе понятно, ясновидящая ты моя?
- Не ясновидящая, но вижу. Сашка нашёл себе другую. Так ведь?.. Вижу, что права. Это что – седина в бороду, бес в ребро?
- Я его тоже об этом спросила, - тяжело вздохнув, ответила я, - но, оказывается, что всё очень серьёзно. Ты ведь знаешь Сашку – игрушки не в его характере.
- Знаю. Но ты – молодчина. Я бы так не смогла. Если бы мой Мишка так сделал, я бы его убила на фиг.
Я усмехнулась:
- Так и я чуть не убила. Но подумала о детях и решила отпустить на все четыре. Лучше уж так, чем если бы бегал от меня к ней.
- Ты её видела?
- А то. Имела удовольствие пообщаться.
- И как она?
- Молода, стройна, красива. У Сашки хороший вкус.
- Нууу, это ненадолго. И она когда-то станет не так молода и стройна. Да и Санёк не молодеет. Бросит она его на фиг, вот тогда он и поймёт, что потерял. Да ладно, бог с ним. Вот отдохнешь немного, и мы тебе такого мужика найдем. Он ещё не раз пожалеет.
- Натуль, не нужен мне никто. Нет больше таких, как Сашка.
- Таких кобелей-то? – удивилась она. – Как это «нет»? Да, вон, посмотри. – Натаха мотнула головой. – Видишь, с бабой сидит, а с тех пор, как мы вошли, он с тебя глаз не сводит.
Я горько усмехнулась:
- Да, нет, Ната. Я не о кобелях. Просто не может снова повториться с другим то, что было с Сашкой.
- Конечно, такого не будет, – согласилась подруга, – будет лучше.
- Куда уж лучше-то? Я думаю, что если мужик разведён, то для него все бабы – стервы. Если вдовец – обязательно будет сравнивать меня со своей женой. И не факт, что в мою пользу. А ты меня знаешь – с моим характером я никакого сравнения терпеть не буду. А о тех, кто к нашему возрасту вообще ни разу не был женат, вообще разговор отдельный. Нет, Нат. Я, наверно, однолюбка. Да, и кому я нужна со своей оравой?
- Ну, что ты сразу всех под одну гребёнку-то?
- Нат, давай-ка, сменим тему. Лучше расскажи мне, как у тебя дела?

                Глава  7   
      
  - Какая у меня, однако, жизнь началась «весёлая». - подумала я с горечью. – Активная, разнообразная, ни минуты покоя.
И, действительно, ни  минуточки. Утром, собрав детей в школу, несусь на работу. Несмотря на все неурядицы, которые сыплются, как снег на голову, приходится держаться за неё, в надежде, что скоро всё уладится и встанет на свои места. Времечко наступило то ещё… Половина предприятий в городе вообще не работают. На тех, которые ещё теплятся, зарплату платят раз в полгода, да и то со скрипом. Каждый день, как на пороховой бочке, не знаешь, что ожидать. Чтобы как-то продержаться на плаву, после основной работы несусь мыть полы в подъездах или мести двор. Хоть какая-то копейка дополнительно. Да и от дел домашних меня никто не освобождал. Дети, конечно, помогают  по мере своих сил, но не могу же я взвалить на их плечи все заботы о доме. Как это не прискорбно но, быть матерью-одиночкой в наше время – перспектива не завидная. А Саша… Что, Саша? Он, упиваясь своим  радужным настоящим, довольно скоро напрочь забыл о своих отцовских обязанностях. Первое время изредка звонил, а потом даже и звонить перестал. Видимо, некогда. Через месяц после нашей последней встречи, он подал на развод, а спустя ещё три месяца нас развели по обоюдному согласию. Так что теперь я -  женщина свободная, как не горько это осознавать.
     Вопреки советам Натахи - подать на него на алименты, я не собираюсь в очередной раз унижаться перед ним и просить о помощи. Мне кажется, что он сам должен помнить о том, что у него есть дети. А если забыл – бог ему судья. Видимо, так нужно Высшим Силам - проверить меня на выносливость. Слишком уж я верила в непогрешимость своего мужа и прочность наших с ним отношений.
Проблем со старшими детьми не было. Алёшка, видя, как нелегко мне приходится, как я не возражала, перевёлся на вечернее отделение и устроился на работу. Иришка тоже хотела поступить, как он, но я не позволила, да и Олег в этом очень меня поддержал. Учиться-то оставалось всего ничего.
А вот с младшими было всё совсем не просто. Любашка, которая, конечно же, сама обо всем догадалась, стала вести себя дерзко. Грубила, отказывалась помогать. И если раньше без напоминаний бралась за любую работу, то теперь её нужно было сто раз попросить помочь подмести двор или вымыть полы в подъезде. А как-то вечером, когда Алёши дома не было, а Ильюшка в своей комнате учил уроки, мы с ней, уставшие после всех дополнительных работ, сели попить чаю, она, сорвавшись на крик, заявила:
- Это ты виновата в том, что отец ушёл к другой. Не нужно было отпускать его в другой город. Нужно было любым способом заставить его вернуться. И не буду я больше двор убирать и подъезды мыть, надо мной и так смеются все вокруг.

Ну что я в тот момент могла ей объяснить? Ей нужно было дать время, чтобы успокоиться. Да и мне тоже.
Я обняла дочку и сказала:
- Ты права, моя хорошая. Нужно было вернуть. Но, доченька, мы -  взрослые, тоже не всегда можем повлиять на ситуацию. И если не хочешь помогать, не нужно. Я сама справлюсь. Только ты, пожалуйста, не обижайся на нас с отцом. Возможно, когда ты станешь старше, ты всё поймешь.
Скандала не было, но отношения между нами стали более напряжённые.
Ильюшка тоже очень скучал по отцу и не понимал, почему папа совсем перестал приезжать домой и даже звонить. Он сам несколько раз звонил отцу, а тот не отвечал. И тогда случилось совсем неожиданное.
Однажды, я пришла с работы и увидела чем-то обеспокоенных Алёшку и Любашу. Ильюшки рядом не было.
- Добрый вечер, мои хорошие. А Ильюшка где? Неужели уже спать лег?
- Мам... Мамулечка. Ты только не расстраивайся – наперебой стали уговаривать меня дети. – Илья не вернулся из школы.
- Как! А что же вы мне не позвонили? Где он может быть? Ведь уже поздно. На улице темень непроглядная.
Я не знала, что мне делать.
- Вы звонили его друзьям? В милицию?
- Мамуль, мы уже обзвонили всех, кого только можно. И в больницы, и в милицию, и всех друзей обзвонили-оббегали. Нет его нигде.
Я резко развернулась и выбежала из дома. Дети метнулись за мной. Уже через несколько минут мы были в ближайшем отделении милиции, где настойчиво требовали разослать ориентировку о пропаже ребёнка во все инстанции. Дежурный записал данные Ильи и уверил нас, что всё будет в порядке.
- Идите домой. Как только что-нибудь выяснится, мы Вам сообщим.
- Нет! Я никуда не пойду, пока не найдут моего ребёнка, – рыдая бормотала я. - Прошу Вас, сделайте же что-нибудь.
- Мы делаем всё, что от нас зависит и даже больше. Не волнуйтесь. Найдётся Ваш сынок. Ориентировку на мальчика уже отправили, – ответил дежурный, подавая мне стакан с водой. – Вот, выпейте водички, успокойтесь.
- Да, как же – успокойтесь? Как я могу успокоиться? Он же ещё совсем маленький. А вдруг с ним что-то страшное случилось?
- Мамаша, не нагнетайте обстановку. Идите домой. Всё будет хорошо.
- Нет! Я буду ждать здесь!.. Дети, а вы идите домой. Когда Ильюшка объявится, сообщите мне. Хорошо? А то вдруг он придёт, а дома никого нет. Идите.
- Мам, я Любаню провожу и вернусь, – сказал Алексей.
- Хорошо, – устало согласилась я.

Дети ушли, а я осталась сидеть на стуле возле кабинета дежурного в надежде на быструю информацию о сыне. Через несколько минут вернулся Алёшка и тихонько сел рядом, обняв меня за плечи.
Я вскакивала на каждый звонок телефона в кабинете дежурного, думая, что это звонят насчет Ильюшки. Но, нет…  Информации о нём пока не поступало.
Не знаю, сколько прошло времени, я уже даже задремала на плече у Алёшки, как вдруг услышала, голос дежурного.
- Екатерина Алексеевна, найден мальчик, по описанию очень похожий на Вашего сына.
- Он жив?!
- Да жив-жив. Сняли с московского поезда. Скоро привезут.
- С поезда? – растерянно пробормотала я. - А как он…  Да ладно. Жив, и слава Богу.
- Мам, он, наверно, отправился к отцу? – предположил Алексей.
- Наверно… Алёш, ну что мне с ним делать-то? Как объяснить, что у отца другая жизнь?
- Мамуль, я сам с ним поговорю. Давно нужно было. И с Любкой вон тоже что-то неладное творится. Ладно. Разберёмся. Главное – жив.
Прошло ещё часа два, прежде чем в отделение милиции привезли нашего путешественника. Он выглядел очень уставшим и виноватым. Увидев нас с Алёшей, Ильюшка бросился к нам навстречу и, обняв меня, уткнулся головой в живот и заплакал.
- Мамочка, прости… Я больше никогда не буду убегать. Прости, пожалуйста.
- Ну, что ты, родной мой. Я тебя не ругаю. Слава Богу, что ты нашёлся. Мы так переживали. С тобой всё в порядке? – бормотала я, целуя и обнимая своё сокровище.
Наступило новое утро, когда мы, оформив все полагающиеся документы у дежурного, отправились домой, где нас в тревоге ждала Любашка. Алёша уже успел ей позвонить и немного успокоить.
Любашка встретила Ильюшку подзатыльником.
- Засранец мелкий, ты что, не понимаешь, что мы беспокоились? Дурак дураком, как все мужики.
- Любаш, не нужно, – остановила её я. – Потом поговорим, а сейчас – быстро отдыхать.
Младшие поели и пошли спать  (какая уж сегодня школа?), Алёшка отправился на учёбу, а я на работу.

                Глава 8

Время шло…  После того, как Алексей поговорил с младшими, отношения в семье стали налаживаться.  Ильюшка больше не делает попыток разыскать отца и всё время, когда Алёшка  не занят, проводит с ним.
Милый мой взрослый сын… Как же ему нелегко – после ухода отца он стал старшим мужчиной в доме и во всём, в чём только возможно, помогает мне.
Любаша после серьёзного разговора с братом тоже поутихла, хотя изредка, но всё же ещё прорывается наружу её подростковый максимализм.
Иринке после окончания института, как одной из лучших учениц, предложили место врача-педиатра в Областной Детской Больнице с гарантированной оплатой её обучения в интернатуре. Конечно, с условием отработки в течение трёх лет. После окончания института они с Олегом справили скромную свадьбу и живут теперь в двушке, которая досталась Олегу по наследству  от бабушки. Пусть и невелика зарплата начинающих врачей, но они справляются сами, без посторонней помощи. Да и условия для профессионального роста и для Иришки, и для Олега в областном центре более  подходящие, чем в нашем городке.
А я… Да что – я. Наша фабрика потихонечку «пыхтит», выполняя заказы «новых русских» на униформы для своих работников. Так что мы пока остаёмся, как говорится, на плаву. Плюс - та же подработка в нашем ЖКХ. Правда, со временем мне пришлось поменять весь свой гардероб, потому что с моего 56-го размера мне уже стал впору 46-ой. Видимо, сказалась  физическая, и моральная нагрузка. Но это и хорошо – легче стало бегать вверх-вниз по этажам с ведром и шваброй. Тратить деньги на новую одежду для себя я не считала возможным, поэтому мне пришлось перешивать все свои вещи, для того, чтобы хоть как-то выглядеть поприличней.  И что самое странное, на эти мои перешитые вещи стали обращать внимание не только мои близкие, но и совсем посторонние люди. Откуда-то во мне проснулось, ранее дремавшее за ненадобностью, умение создавать интересную одежду. Как заметила одна моя коллега по цеху:
- Катюха, ты кладезь крутых идей! Как тебе удаётся из г…на конфетки делать?
И «посыпались» на меня предложения о переделке одежды от моих знакомых, а потом от знакомых моих знакомых и так далее. Я решила оставить подработку в ЖКХ и засела за шитьё, которое, кроме морального удовлетворения,  стало приносить и определенную материальную выгоду. Да и в целом обстановка в России со временем стала меняться.
А как-то раз ко мне в гости забежала Натаха. Она влетела, как ураган и сразу набросилась на меня с кучей предложений по открытию своего мини-ателье по пошиву.
- Ты только представь, тебе ни от кого не нужно будет зависеть. Будешь заниматься тем, что у тебя классно получается. Да и временем своим ты сможешь распоряжаться так, как тебе будет удобно. С помещением я тебе помогу, есть на примете кое-что стоящее. Да и сама видишь, сейчас различных ИП и ЧП, как грибов в лесу. Все стараются денежку заработать на всём, чём только возможно. Сейчас уже не те лихие 90-е. Время рэкета прошло. Никто на тебя наезжать не станет, ну, разве только налоговая. Так, если все по уму оформить, то и налоговая не страшна. Подумай, что ты теряешь?
Дааа… Подумать, действительно, было о чем. Конечно, хорошо бы работать на себя, но столько подводных камней на этом «светлом» пути. Наконец, всё хорошенько обдумав и посоветовавшись со знающими людьми,  решив, что, кто не рискует, тот не пьёт шампанское, я оформила свое ИП по ремонту и пошиву одежды.
Удивительно, но от заказчиков не было отбоя. Со временем в моей маленькой мастерской стало не хватать места, да и одна я уже с огромным трудом справлялась со всем заказами. Пришлось поменять помещение на большее и взять себе помощников. Ко мне согласились перейти трое моих коллег по прежней работе. Две из них стали заниматься ремонтом одежды, а я и ещё одна коллега занялись пошивом новой. В итоге моё, теперь уже, Ателье, стало востребованным среди жителей города. Дела идут в гору. Наш коллектив разрастается, и теперь мы даже можем оказывать безвозмездную помощь по пошиву одежды для подопечных нашего городского Пансионата для пожилых людей.

                Глава 9

Так в делах и заботах пролетело ещё несколько лет. Все вокруг менялось с немыслимой быстротой и в моей семье тоже произошли существенные изменения. Совсем скоро я стану бабушкой – у Иришки и Олега должен родиться ребёночек.
Алексей закончил институт и устроился на работу в НИИ, которое занимается разработкой новейших интернет-технологий. Жениться он пока не торопится, хотя, вроде,  уже и пора.
Любашка,  получив среднее образование, поступила в областной институт лёгкой промышленности по специальности  «модельер женской одежды». Пока она живёт в одной квартире с Иришкой и Олегом, под строгим Иришкиным контролем. Надеюсь, что через годик, после окончания института, она вернётся в наш город и будет работать со мной в нашем Ателье.

Ильюшка учится в десятом классе и занимается в спортивной секции. Вся стена в его комнате увешана кучей медалей и уставлена кубками за победы в различных соревнованиях. Но вряд ли он в своей жизни пойдёт по спортивной линии, потому что, как и старший брат, увлечен интернетом. Именно под влиянием Алексея он заинтересовался новыми технологиями в этой области. Как говорят сыновья: - "Здесь есть, чему развиваться".
В моей сугубо личной жизни изменений нет, да и не предвидится. Если честно, меня всё устраивает. Не хочу больше пускать в свою жизнь никаких мужчин – ни в качестве мужа, ни в качестве любовника. И не потому, что боюсь, не потому, что не верю больше в честные взаимоотношения. Просто мне гораздо спокойней жить без этих эмоциональных «катаний на американских горках». Да и кто сказал, что женщина может быть счастливой только при наличии с ней рядом мужчины? Моя любовь – это в первую очередь я сама, потому что если ты себя не любишь, то с чего вдруг кому-то захочется тебя любить, далее - мои дети - потому что это они держали меня на плаву весь самый сложный период, и потом – моя работа.
Ателье процветает. Хотя, для того, чтобы меня приняли в определенных профессиональных кругах, пришлось немало потрудиться, вернее – поучиться. Пришлось окончить несколько различных курсов по моделированию, и заочно пройти учёбу в Институте легкой промышленности по курсу «Моделирование одежды», потому что кроме умения моделировать и хорошо шить нужны и «бумажки» о том, что ты, действительно, это умеешь, а у меня кроме диплома об окончании Училища по профессии швея ничего существенного больше не было.

Примерно полгода назад, после победы в городском Конкурсе модной одежды,  Наташка уговорила меня принять участие в Областном Конкурсе дизайнеров одежды, на котором я, к своему величайшему изумлению, заняла первое место, выставив коллекцию «Мода вне возраста», в которой представила одежду для возрастной категории 60 плюс.
Почему-то считается, что если женщине за 60-т, то и должна она одеваться в цветастые бесформенные халаты и покрывать голову доисторическими платочками, повязывая их узелком под подбородком? Совсем нет! И я это доказала, пригласив в модели женщин соответствующего возраста из числа своих знакомых.
Это был прорыв! Сразу после показа меня пригласил к сотрудничеству самый известный модельер из нашего областного центра, а дальше – больше.  Мне стали поступать предложения и из других городов и областей. А вскоре, я получила предложение поменять свое местожительства и работы на Москву от одного из ведущих модельеров столицы, так же обратившем пристальное внимание на внешний вид  людей элегантного возраста. Подумав как следует, я решила, что лучше уж быть первой на периферии, чем плестись в хвосте в столице, и осталась у себя в родном городе, стараясь и дальше улучшать работу своего родного Ателье, но продолжаю активно сотрудничать с различными модельными агентствами.

Сейчас я совсем другая – свободная, уверенная в себе, самодостаточная леди. Я делаю то, что мне интересно и то, что я умею. Я общаюсь с теми, с кем мне интересно и с теми, кто даёт мне энергию и желание жить и создавать.
Я могу выбирать, что делать и как поступать, а это очень существенно!
И я безмерно благодарна своим детям за их поддержку в самые трудные для нас времена и моей любимой подруге – Наташке, за её советы и за то, что она всегда рядом.

А Саша? Ну а что, Саша... Как-то лет пять назад был звонок от него с просьбой вернуться, потому что, как и ожидалось, его молодуха нашла себе объект помоложе и побогаче. Но у меня не было ни малейшего желания принимать его снова в свою жизнь, да и дети в этом вопросе были со мной солидарны. С тех пор я больше о нём ничего не слышала, и дети отношений с ним не поддерживают. Всё же я очень надеюсь, что всё у него в полном порядке.
И знаете, я, честно, очень благодарна Александру за то, что он создал тогда для меня такие жизненные условия. Потому, что если бы не тот его поступок, то я навсегда бы осталась бесформенной клушей, тянувшей на своих плечах дом, мужа, детей, нелюбимую нудную работу.
Правильно говорят, - не было бы счастья, да несчастье помогло.


февраль 2020 г.