Имеешь ли ты право... Глава 5

Анна Колбасова
       Подъехали к кладбищу, все как обычно, сельское кладбище, но везде чистота, хорошо видны кресты. Клавдия Ивановна повела гостей к могиле Оли. Крест стоял металлический, покрашен в голубой цвет на прикрученной металлической пластине было написано: фамилия, имя, отчество, год рождения и смерти.

- Я старше мамы на один месяц, мама умерла, когда ей исполнилось двадцать лет, а мне двадцать и один месяц. У Оксаны побежали слезы, она, обняв крест плакала.
- Пойдем Кирилл, я думаю, девочке есть о чем поговорить со своей мамой,- сказала Клавдия Ивановна. Они отошли в сторону, и присели на скамейку, у чужой могилы.
- Но и что теперь будет? Как будишь делить Оксану с ее родителями?- задавала один вопрос за другим, Клавдия Ивановна Кириллу.

- Ни знаю, все зависит, от дочери, признает ли она меня отцом. Есть одна большая проблема у меня, ее отец работает в комитете госбезопасности. Конечно сейчас не сталинские времена, но найти, за что упечь в тюрьму, я думаю, он найдет, чтобы избавиться от меня.

- Да, все, возможно, - сказала Клавдия Ивановна. А может ему просто не говорить, что вы стали с Оксаной общаться.
- Думаю, не получится, все равно ее отец узнает. Вчера он прилетел из Японии, Оксана его не встречала и эту ночь дома не спала, теперь там, все пришло в движение. В их отношения я лезть не буду, Оксане виднее, как себя вести с ними, они ее воспитали, и они ее родители в первую очередь, а мне только ждать, какое она примет решение в отношении меня.

       Оксана рассказывала маме, как она жила все эти годы, что она чувствовала и чего бы она хотела в этой жизни. Через кладбище с косой на плече шел парень, он только что закончил скашивать траву в дальнем углу кладбища.
- Кто вы такая, чья, почему не знаю?
Меня зовут Максим, а вас как?- спросил Оксану незнакомец.
- Меня зовут Оксана, спасибо вам, что вы заботитесь о могилах. Здесь моя мама похоронена, Заречная Ольга Георгиевна.
- Слышал о такой женщине, мама рассказывала, девочку она в лесу родила, сама умерла.
- Эта девочка, я.
- Как хорошо, что вы нашлись, мои родители, когда узнали, откуда тетя Оля, они искали родных ваших, но дедушки с бабушкой уже не было в живых. Пойдемте к нам в гости, я вас приглашаю. Кирилл, Клавдия Ивановна и Оксана, пошли все вместе, к Максиму в гости. Они подошли к небольшому дому, ухоженному, со светлыми разукрашенными цветами ставнями. Забор еще издавал запах краски.

-Хорошо у вас тут, - сказала Клавдия Ивановна, чувствуется рука хозяина.
-Это не родители, я все крашу, у меня просто каникулы, последний год в институте и, заканчиваю учебу.
- И где же вы учитесь?- спросила Оксана.
- В строительном институте.
- А потом куда?
- В деревню родную, буду ее возрождать, уверен, вернуться наши люди обратно, земля пустует, один чертополох растет. Церковь восстановим. Вы не видели нашу церковь?
- Нет,- сказала Оксана.
- Пойдемте я вам покажу. В это время появились родители Максима, они были в огороде, собирали малину, в руках у них были лукошки. Максим отсыпал из лукошка себе в ладонь и предложил Оксане. Она взяла душистую ягоду и положила себе в рот.
- Какая вкусная ягода,- сказала она.
Максим взял ее руку и высыпал все ягодки ей на ладонь,- ешьте, раз она вам нравится. Они ушли, а родители стали знакомиться с гостем. Клавдию Ивановну они знали хорошо.

       Узнав, зачем они приехали, и кто эта девушка, были очень рады, что нашлась   дочь Оли, и могила теперь в пасхальные праздники не будет одинокой. Будет, кому положить цветы на ее холмик.

Максим привел Оксану к храму, они вошли внутрь, на стенах храма сохранились росписи. Оксана подняла глаза и увидела, Иисуса Христа, его одежда пришла в негодность, краска отстала от штукатурки, а вот лик, не тронуло время.
- Ничего,- сказал Максим,- найдем художников, все восстановим, зазвучат и на нашем храме, колокола.

       Они поднялись на колокольню, с нее было далеко видно окрестность, видно было реку, голубая широкая лента, извиваясь, уходила вдаль.
-Речка у нас широкая и глубокая, рыбы в ней много, я каждое утро приношу маме на сковородку свежих окуньков, бывает, щуки попадаются на удочку. У нас здесь хорошо, ты сам себе хозяин, я каждый год на каникулы приезжаю домой, уезжаю всегда, с сожалением.

Оксана внимательно слушала Максима: как хорошо, что ему есть куда возвращаться, где черпать для себя силы, а вот у нее нет, Москва не ее город, и никогда им не был. Ее родина здесь, здесь ее родила в муках мама, здесь она умерла. Никуда я отсюда не уеду, останусь здесь, отец пусть уезжает, а она останется у Клавдии Ивановны. Но как она будет жить, на какие средства, и институт надо заканчивать, в институте переведусь на заочное отделение, и буду, как и Максим, восстанавливать деревенский храм, где потом буду ставить свечу и в будний и праздничный день. Она стояла задумавшись.

       - Оксана, о чем вы задумались, у вас такое сосредоточенное лицо.
- Думаю, чем я буду заниматься, если останусь здесь жить. У меня последний курс юридического института, но хорошо, переведусь на заочное отделение, а где я буду зарабатывать себе на жизнь.
- Но об этом ли печалиться, у нас в округе пять деревень, и ни в одной нет защитника, кто бы мог защитить права сельчанина, работа будет, не сомневайтесь, на питание себе заработаете, а роскошь в деревне, не к чему.

       - Я до сего дня жила в роскоши, а вот смогу ли я жить, так, как жила моя мама, и, дедушка с бабушкой, не знаю, если у меня их косточка, то конечно, смогу.

Молодежь вернулась домой, все уже покушали, для них оставлен на столе обед. Старшие ушли в сад и сидели под яблоней на скамейке. Отец Максима сказал,- а дети наши Кирилл, вроде, как бы, поладили, общаются.
- Они молодые, быстрее нас соображают, как им жить дальше. А нам останется, только принять их, решение.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ