Связь творчества и жизни Г. Ф. Лафкравта

Владислав Цыкалов
                Краткая биография
Говард Филлипс Лавкрафт родился 20 августа 1890 в Провиденсе (штат Род-Айленд, США). Он был единственным ребёнком в семье коммивояжёра Уинфилда Скотта Лавкрафта и Сары Сьюзан Филлипс Лавкрафт. О занятиях Уинфилда мало что известно; жена Говарда Соня в своих мемуарах писала, что отец её мужа какое-то время работал коммивояжёром на ювелирную компанию Gorham Manufacturing Company. Мать Говарда была дочерью предпринимателя Уиппла Ван Бюрена Филлипса. В первые годы жизни Говарда его родители несколько раз переезжали между Провиденсом, Дорчестером и Оберндейлом. В апреле 1893 года, когда Говарду Лавкрафту было два года, его отец был помещён в психиатрическую больницу, где находился в течение пяти лет до своего освобождения и скорой смерти 19 июня 1898 года. Душевная болезнь Уинфилда, вероятно, была связана с третичным сифилисом. После госпитализации Уинфилда семья была вынуждена перебраться в Провиденс, в дом отца Сьюзан — Уиппла Ван Бюрена Филлипса. По воспоминаниям Говарда Лавкрафта, «мой любимый дедушка… стал центром всей моей вселенной». Уиппл показывал внуку предметы искусства, привезённые из путешествий по Европе, писал внуку письма из деловых поездок и рассказывал страшные истории собственного сочинения; он также излечил пятилетнего внука от страха темноты, заставив его пройти через несколько тёмных комнат в своём доме. Лавкрафт был вундеркиндом — по собственным воспоминаниям, он читал наизусть стихи ещё в возрасте двух лет, а с шести уже писал свои. Излюбленным местом мальчика в доме деда была библиотека, где он познакомился с классической литературой, готической прозой и арабскими сказками Тысячи и одной ночи. На Лавкрафта глубочайшее впечатление произвела смерть и похороны его бабушки Роби в 1896 году; у него начались кошмары, позднее отразившиеся и в его творчестве. В страшных снах существа с перепончатыми крыльями, которых Лавкрафт называл night-gaunts, поднимали его в воздух и несли куда-то; сам Лавкрафт позже предполагал, что почерпнул этот образ из иллюстраций Доре к «Потерянному раю». В возрасте 6—8 лет Лавкрафт написал несколько рассказов, большая часть которых к сегодняшнему дню не сохранилась. В возрасте 14 лет Лавкрафт пишет своё первое серьёзное произведение — «Зверь в пещере». Ребёнком Лавкрафт часто болел и в школу пошёл лишь в возрасте восьми лет, но через год его забрали оттуда. Он много читал, изучал между делом химию, написал несколько работ (размножал их на гектографе небольшим тиражом) начиная с 1899 года («Научная газета»). Через четыре года он вернулся в школу. Уиппл Ван Бюрен Филлипс умер в 1904 году, после чего семья сильно обеднела и была вынуждена переехать в меньший дом на той же улице. Говарда опечалил выезд, и он даже подумывал о самоубийстве. Из-за нервного срыва, случившегося с ним в 1908 году, он так и не окончил школу, чего очень сильно стыдился. Лавкрафт писал фантастику ещё в детстве («Зверь в пещере» (1905), «Алхимик» (1908)), но позже предпочёл ей поэзию и эссе. Вернулся к этому «несерьёзному» жанру он лишь в 1917 году с рассказами «Дагон», затем «Гробница». «Дагон» стал его первым изданным творением, появившись в 1923 году в журнале «Таинственные рассказы». В то же время Лавкрафт начал свою переписку, ставшую в итоге одной из самых объёмных в XX веке. Среди его корреспондентов были Форрест Аккерман, Роберт Блох и Роберт Говард. Сьюзи, мать Говарда, после долгой истерии и депрессии попала в ту же лечебницу, где умер её муж, и там же умерла 21 мая 1921 года. Она писала сыну до своих последних дней. В 1919—1923 годах Лавкрафт активно писал, создав за эти годы более 40 рассказов, в том числе в соавторстве. При этом основным источником заработка всю сознательную жизнь для него являлась работа в качестве литературного редактора в развитой в то время в США отрасли любительской литературной журналистики: начинающие писатели и обладающие некоторыми средствами графоманы скромно оплачивали услуги образованного и литературно одарённого редактора, бравшего на себя также различный технический труд. Вскоре на собрании журналистов-любителей Говард Лавкрафт встретил Соню Грин, из семьи еврейских эмигрантов из Российской империи, и бывшую на семь лет старше Лавкрафта. Они поженились в 1924 году и переехали в Бруклин, Нью-Йорк. После тихого Провиденса нью-йоркская жизнь не полюбилась Лавкрафту. Во многом автобиографичным был его рассказ «Он». Через несколько лет супруги расстались, хотя и не оформили развода. Лавкрафт вернулся в родной город. Из-за неудавшегося брака некоторые биографы высказывали предположения о его гомосексуальности, но Грин, напротив, называла его «прекрасным любовником». Вернувшись в Провиденс, Лавкрафт жил в «большом деревянном доме викторианской эпохи» по адресу Барнс-стрит, 10 вплоть до 1933 года. Этот период, возможно, наиболее интересный и продуктивный в жизни писателя. Он много путешествует по Новой Англии, посещает Квебек, Филадельфию, Чарльстон, по-прежнему ведёт активную переписку. Самые главные произведения Лавкрафта, начиная с «Зова Ктулху» (1926), написаны именно в это время. Несмотря на писательские успехи, Лавкрафт всё больше нуждался в деньгах. Он снова переехал, теперь уже в маленький домик. Сильное впечатление на него произвело самоубийство Роберта Говарда. В 1936 году у писателя обнаружили рак кишечника, вызвавший истощение. Говард Филлипс Лавкрафт умер 15 марта 1937 года в Провиденсе.
                Творчество Говарда Лафкравта
В 27 лет Лавкрафт написал рассказы «Дагон», «Алхимик» и «Склеп», в которых заметно влияние Эдгара Аллана По, а сам автор является его последователем. Лавкрафт создает свой литературный жанр «Странной фантастики» или «Лавкрафтовских ужасов». В рассказе «Картина в доме»  Лавкрафт создает окружение Новой Англии, которое станет одним из самых популярных в фантастической литературе. В «Стране Лавкрафта» описаны настоящие названия штатов и округов, с которыми граничат полностью вымышленные. Автор совмещает историю двух городов, создавая новый смешанный тип. В начале своего творчества Лавкрафт создает сказочные города в Стране снов, где узнается география Древнего Ближнего Востока. Произведения заимствуют тяжелый, мифический литературный стиль Эдварда Дансейни. Восточный фольклор вдохновлен любимой сказкой Лавкрафта в детстве — «Тысяча и одна ночь». В «Цикле снов» выражены черты жанра эпос и таких поэм, как: «Одиссея», «Песнь о Нибелунгах», «Беовульф», «Энеида», «Младшая Эдда», «Старшая Эдда». Изначально Лавкрафт создавал волшебных существ, которые всегда связаны с магией. В рассказе «Карающий Рок над Сарнатом» (1920) впервые появляется культ. Чтобы сделать современные города реалистичными Лавкрафт внедряет в произведения мифологию Древнего Египта, Греции, Рима, Скандинавии и легенды индейцев, кельтов, народов Африки. Лавкрафт создает гибридных существ, похожих на изображения в античной литературе, а также Древних богов. Все они являются самобытными, независимо от фольклора, потому что находятся в «Стране Лавкрафта». Лавкрафт ссылается на события в произведениях и других авторов, обмениваясь ссылками в «Мифах Ктулху» с таким авторам как Роберт Говард. Ранние произведения Лавкрафт пишет как короткие рассказы, которые называют «Смертельные истории». В ранних произведениях выделяются черты жанра научной фантастики. Так же в начале писательской карьеры Лафкравт пишет статьи о связи астрономии и магии. Самые поздние произведения Лавкрафта полностью непредсказуемы и полны космического хаоса, а также им присущий реализм. В одной из своих работ («Сверхъестественный ужас в литературе» (1934)) Лавкрафт называет писателей вдохновивших его: Эдгар По, Диккенс, Браунинг, Генри Джеймс, Оливер Холмс, Данте, Элси Веннер, Фрэнсис Мэрион Кроуфорд, Нострадамус и другие. Лавкрафт так же выделил писателей создавших «сверхъестественный, или космический» ужас: Густав Майринк, Ганс Эверс, Амброз Бирс, Фитц Джеймс О’Брайен, Джозеф Шеридан Ле Фаню и другие.
                Последователи Говарда Лафкравта
«Мифы Ктулху» — неотъемлемая и важная часть более широкого понятия Лавкрафтовских ужасов, которое выделяют как отдельный жанр литературы. Лавкрафт хотел, чтобы другие писатели активно дополняли «Мифы Ктулху», не ограничиваясь строгим сюжетным устройством и создавали общие переплетения в своих произведениях. В «Мифах Ктулху» оставили свой след писатели: Фрэнк Лонг, Роберт Говард, Роберт Блох, Фриц Лейбер, Колин Уилсон, Брайан Ламли, Генри Каттнер, Генри Уайтхед, Стивен Кинг — группа, называемая «Кругом Лавкрафта».
                Анализ жизни и творчества
Лафкравт сумел преодолеть строго фантастический характер повествования и создал свой уникальный стиль – мифология ужаса. Для произведений Лафкравта характерны нагнетание атмосферы напряжённого ожидания чего-то сверхъестественного, выходящего за рамки реального. В рассказах Лафкравта угроза исходит как от монстров, так и от человека. В литературном мире автора отсутствуют традиционные волшебные существа, библейские ангелы и демоны. Сюжет, как правило, основан на субъективном восприятии действительности. Герой представлен не вымышленным человеком, а вполне реальным.  Художественное пространство Лафкравт формирует как сочетание провинциальных городов Англии и старинных усадеб с их инфернальными и одержимыми владельцами. Это пространство является как реальным, так и фантастическим одновременно. Автор использует вымышленных чудовищ для создания угрозы для человека. Лафкравт сделал основной темой своих произведений – тему страха. Это, на мой взгляд, связанно с его биографией. Г. Ф. Лафкравт за свою жизнь пережил достаточно много нервных и страшных моментов. Согласно его теории, страх – основная составляющая бытия. Он помещал своих героев в ситуации, которые заставляют проявить свою сущность в момент испытания ужаса, когда страх переполняет их, вытесняя их другие чувства. Именно те ситуации, в которых человек был перед лицом смертельной опасности, интересовали Лафкравта. Ставя человека перед внешней угрозой, Лафкравт даёт некоторые ключи к понимаю сущности человека.По моему мнению, таким образом Лафкравт хотел избавится от своих страхов и терзаний и дать советы другим людям.