Христианство и Иудаизм. Заповеди и законы

Андрей Крикунов
Христианство и Иудаизм (Божественное Десятословие и законы Моисея).



       Есть в Евангелие, в Нагорной проповеди, такие строки:

«…Мф.5:20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное.
Мф.5:21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
Мф.5:22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: <рака>, подлежит синедриону; а кто скажет: <безумный>, подлежит геенне огненной…

Мф.5:27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
Мф.5:28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём...»

       Господь Бог Иисус Христос наставляет своих учеников и слова Его вполне ясно и понятно гласят о том, что если ученики Его будут не только делами воздерживаться от грехов человекоубийства и прелюбодеяния, но даже будут воздерживаться от мыслей и чувств на подобные темы – то праведность их будет выше праведности книжников и фарисеев, и ученики будут заслуживать спасения в Царствие Божием.
       Заповеди «Не убивай» и «Не прелюбодействуй» были хорошо известны из Пятикнижия Моисеева задолго до Пришествия Господа и то, что их исполнение обязательно для человека, ни у кого не вызывало сомнения, ни до прихода Господа, ни после – вплоть до наших времён…
       Однако, есть в Нагорной проповеди и такие строки:

«…Мф.5:31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
Мф.5:32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует…

Мф.5:38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
Мф.5:39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…

Мф.5:43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
Мф.5:44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
Мф.5:45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных...»

       Разводное письмо, «око за око, зуб за зуб», «люби ближнего и ненавидь врага» – все эти религиозные установки, написанные самим Моисеем, величайшим пророком и законодателем, были знакомы с древности каждому еврею во времена Ветхого Завета, и воспринимались как незыблемые заповеди, обязательные для соблюдения. Но вот пришёл Мессия Христос и отверг их. И вместо них дал указание совершать несколько иные дела, а для этого – стремиться по-другому думать и чувствовать.
       Но почему одни заповеди Господь Бог Иисус Христос оставил человеку для исполнения, а другие заповеди исправил, причём исправил настолько, что смысл их изменился прямо на противоположный? И ведь подобные противоречия встречаются не только в Нагорной Проповеди. По сути, очень многие слова и поступки Господа на протяжении большинства Евангельских сюжетов так или иначе оспаривают и опровергают религиозные установки еврейских фарисеев и книжников – наместников Моисея, по праву использовавших его законы и заповеди для управления еврейским обществом…
       Эти противоречия немало смущают и путают верующих в Господа Иисуса Христа людей, когда они читают Евангелие – особенно если ко всему вышеприведённому добавить ещё одно высказывание Господа:

«…Мф.5:17 Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить.
Мф.5:18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё.
Мф.5:19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном…»

       Здесь уже, казалось бы, вообще теряется всякая причинно-следственная связь, поскольку становится и вовсе непонятно – какой закон, и каких пророков, не должен нарушить Господь своим приходом, если Он, совершенно открыто и гласно, переиначивает законы Моисея… Почему Он не только, вроде бы, нарушает заповеди – изменяет их, – но и учит этому других людей, хотя сам же при этом говорит, что это нехорошо для Царствия Небесного… Из какого закона «не прейдёт йота и черта», пока не исполнится всё?.. Что именно должно исполниться и как это связано с Господом?..
       Вероятней всего, у человека, читающего Слово Божие, недоумение относительно законов Моисея возникает прежде всего потому, что подобные вопросы необходимо рассматривать, учитывая всё, что говорится на эту тему в обоих Заветах – как в Ветхом, так и в Новом. Не вырывая из контекста. А также подобные противоречия возникают потому, что Господу Богу Иисусу Христу, во время Его земного пребывания, приходилось общаться с людьми, большинство из которых были не способны воспринять некоторые Его слова в силу своего религиозного консерватизма и в силу своей духовной неразвитости. Отсюда и неточности переводов книг Заветов, и отсюда же, порой, сознательное искажение переводов нерадивыми переводчиками…
Но рассмотрим по порядку ситуацию с законами Моисея...
       В Ветхом Завете, в книге Второзаконие, можно прочитать следующее (длинная, но важная цитата, немного сокращаю её для удобства):

«…Втор.5:1 И созвал Моисей весь Израиль и сказал им: слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их.
Втор.5:2 Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве…
Втор.5:5 … Он тогда сказал:
Втор.5:6 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
Втор.5:7 да не будет у тебя других богов перед лицем Моим….
Втор.5:8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли…
Втор.5:11 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…
Втор.5:12 Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его…
Втор.5:16 Почитай отца твоего и матерь твою…
Втор.5:17 Не убивай.
Втор.5:18 Не прелюбодействуй.
Втор.5:19 Не кради.
Втор.5:20 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Втор.5:21 Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.
Втор.5:22 Слова сии изрёк Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне…»

       Внимание!.. Здесь перечислены Заповеди Десятословия. Как следует из текста, Бог Сам, Своим Божиим Перстом, начертал эти Заповеди Десятословия на скрижалях и дал их Моисею. Именно поэтому Заповеди Десятословия – Божественные Заповеди.
       А несколько далее по тексту можно прочитать следующее (Бог обращается к Моисею):

«…Втор.5:31 а ты здесь останься со Мною, и Я изреку тебе все заповеди и постановления и законы, которым ты должен научить их, чтобы они [так] поступали на той земле, которую Я даю им во владение.
Втор.5:32 Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево;
Втор.5:33 ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение…»

       И далее по тексту, в следующих главах, уже идёт перечисление так называемых законов Моисея для евреев, которые не Сам Бог написал, а продиктовал Моисею. Это и «Око за око», и о богослужении и жертвоприношениях, и о двух или трёх свидетелях, и о том, каких животных можно есть, а каких нельзя, о том, кому можно давать деньги в рост, а кому нельзя, о десятине для левита, о пришельце, о сироте и вдове – и о многом-многом другом…
       Внимание!.. Эти законы уже написаны не Богом, а человеком (Моисеем) ТОЛЬКО ДЛЯ ДРЕВНИХ ЕВРЕЕВ и только на время их существования в Земле Обетованной…
       И в конечном итоге, после перечисления этих законов ещё раз сказано:

«…Втор.29:1 Вот слова завета, который Господь повелел Моисею поставить с сынами Израилевыми в земле Моавитской, кроме завета, который Господь поставил с ними на Хориве…»

       То есть – чётко показано разделение на Божественные Заповеди Десятословия (написанные Перстом Божиим на скрижалях) и на законы Моисея, которые он под диктовку Бога написал для евреев, чтобы они жили по ним в Земле Обетованной.
       Весьма важно осознать это принципиальное разделение – на Божественное и человеческое – потому что уже в Новом Завете, в Евангелие, очень часто без особого указания, Господь говорит именно о человеческих законах Моисея, но не о Божественном Десятословии. И наоборот...
       Иногда Господь говорит так:

«…Мф.15:7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
Мф.15:8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
Мф.15:9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим…»

       Здесь явно сказано – заповеди человеческие. То есть, написанные человеком (Моисеем или его последователями) для человека (древние евреи).

       Или так:

«…Мк.10:2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
Мк.10:3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
Мк.10:4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
Мк.10:5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
Мк.10:6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
Мк.10:7 Посему оставит человек отца своего и мать
Мк.10:8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть…»

       Здесь уже конкретно указано не только то, что заповедь человеческая (от Моисея), но и сказано, что Моисей специально исказил (с попущения Божиего) заповедь о прелюбодеянии, потому что евреи были жестокосердны и уровень их духовности не позволял бескомпромиссно исполнять Божественную Заповедь «Не прелюбодействуй» из Десятословия.
       А вот, например, в следующем месте Господь не призывает отказаться от заповеди Моисея по причине того, что она от человека (не акцентирует на это внимание). Он просто говорит:

«…Мф.5:38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
Мф.5:39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…»

       И если читающий эти строки не знает Ветхого Завета, где сказано, что есть разница между Заповедями Десятословия (Высшим Законом от Бога, обязательным для человеческого исполнения), и законами Моисея (написанными с отступлениями для жестокосердных древних евреев), то такой незнающий читатель Евангелия так и не поймёт, и обязательно запутается, пытаясь рассуждать – почему-же это Господь про одни заповеди говорит с одобрением, а другие отвергает?..
       А о том, что Заповеди Десятословия (в отличие от законов Моисея) в Новом Завете по-прежнему актуальны, сказано не только в Нагорной Проповеди, но и в некоторых других, широко известных евангельских сюжетах, например, вот в таком варианте:

«…Мк.10:17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Мк.10:18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
Мк.10:19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
Мк.10:20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей…»

       Для того, чтобы спастись – заслужить жизнь вечную в Царствии Небесном – необходимо соблюдать прежде всего Божественные Заповеди Десятословия.
Но, впрочем, некоторые из заповедей Моисея Господь оставляет для исполнения, например:

«…Мф.22:35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
Мф.22:36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Мф.22:37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
Мф.22:38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
Мф.22:39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
Мф.22:40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки…»

       В данном случае эти заповеди, по сути, сжатое изложение Заповедей Десятословия, адаптированное для понимания древних евреев…
       Вообще, хотелось бы уточнить, что на самом-то деле законы Моисея не противоречат Заповедям Десятословия. Наоборот, законы Моисея растолковывают и трактуют, как необходимо жить конкретному народу, в конкретное время в конкретном месте – для того, чтобы своей жизнью хоть как-то соответствовать Божественным Заповедям Десятословия…
       Но вернёмся теперь, учитывая всё вышесказанное о Божественном Десятословии и законах Моисея, к самым, наверное, непонятным словам Господа на эту тему:

«…Мф.5:17 Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить.
Мф.5:18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё.
Мф.5:19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном…»

       Чтобы понять о чём идёт речь, обязательно необходимо вспомнить другие Его слова, подобные этим:

«…Лк.24:44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.
Лк.24:45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.
Лк.24:46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день,
Лк.24:47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.
Лк.24:48 Вы же свидетели сему…»

       Дело в том, что кроме всего прочего, в Ветхом Завете много говорится о приходе Господа Христа и о заключении с Богом Нового Завета. Именно это было целью Его Пришествия, а не отмена законов Моисея. И всё исполнилось – Господь Иисус Христос явился, был распят и вознёсся. Наступили времена Нового Завета.
       И в связи с этим исполнением, законы Моисея, сами по себе, перестали быть актуальными. Образно говоря, «йоты и чёрточки ушли из закона». Потому что законы Моисея были временными, местечковыми, и даны были только лишь древним евреям для жизни в Земле Обетованной – чтобы обустроиться и приготовить своё общество к приходу Мессии.
       Но зато по-прежнему актуальными остались Заповеди Десятословия. Они были даны Самим Богом для всех людей вне времени и места проживания. Они были даны для жизни вечной, для подготовки человека к посмертному бытию в Царствии Божием. По сравнению с многочисленными законами Моисея их совсем немного, не больше десятка — и именно поэтому, именно про них, сказано:

«…Мф.5:19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном…»

       И для всех нас, живущих в иные времена и в иных городах и весях, – если Бог для нас это Господь Иисус Христос – именно вечные Заповеди Десятословия являются обязательными для исполнения, но уже никак не законы Моисея для древних евреев. Потому что Заповеди Десятословия неоднократно Самим Господом, без всякого изменения, упомянуты и подтверждены в Евангелие, а про Евангелие Им же сказано:

«…Мк.13:10 И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие…»



Андрей Крикунов (МУРЕНЬ СВЕДЕНБОРЖЕЦ)