515 65-я параллель 30 сентября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

515. 65-я параллель. 30 сентября 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Воскресенья 30 сентября 1973 года. Морской район Норвежского моря с примерными координатами местонахождения эскадры ВМС США-НАТО на учениях «Быстрое движение» («Rapid motion») - 64°51'19.4"N 6°07'48.7"E или 64.855379, 6.13019488.

Вместе с эскадрой ВМС США-НАТО во главе с американским ударным авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» и американским крейсером «Ньюпорт Ньюс» (этот крейсер всё время держался в противоположной стороне за авианосцем «Джон Ф. Кеннеди и на пределе видимости) БПК «Свирепый» вплотную приблизился к 65-й параллели и неотступно следовал вместе с десятком кораблей ВМС стран НАТО, охранявших и обеспечивающих плавание и маневрирование АУ «Джон Ф. Кеннеди». До ближайшего норвежского берега точно на восток (город Викна) - 133,59 мили (215 км). До ближайшего берега острова Исландия точно на запад - 578,5 (931 км). До британского города и метеостанции Леруик на Шетландских островах на юго-запад – 400,78 миль (645 км).

Согласно данным ближайшей к местонахождению эскадры ВМС США-НАТО и БПК «Свирепый» метеостанции Мйкен (Норвегия, географические координаты: 66.767,12.483, первое наблюдение: 02.01.1973, последнее наблюдение: 31.12.2019) вечером в это воскресенье 30 сентября 1973 года максимальная температура воздуха в этой части Норвежского моря Северо-Восточной Атлантики была 8.0°С, минимальная 7.0°С, средняя 7.5°С. Скорость ветра 4 м/с. Без осадков, но маревая влажная облачность туманила небо и солнце на высоте 150 метров над уровнем моря. Эффективная температура воздуха (температура самоощущения человека на открытом воздухе) была плюс 4.1°С. Погода в этом районе Норвежского моря была относительно комфортная для полётов палубных самолётов американского авианосца, если не считать низкой маревой облачности.

После окончания полётов АУ «Джон Ф. Кеннеди» набрал скорость и ходко «помчался» на северо-северо-восток к 65-й параллели. 65-я параллель северной широты (65°0;0;, 0°0;0; или 65.00000) – это невидимая линия, опоясывающая поверхности северного полушария Земли на расстоянии 7205 км от экватора и 2789 км до Северного полюса. Летом на 65-й параллели (во время летнего солнцестояния) день длится 21 час 30 минут, а во время зимнего солнцестояния – около 3 часов 30 минут. Отсюда до Северного Полярного круга (66°33'44", 0°0;0; или 66.562222222 или) по географической координате «широта» всего 1 градус, 33 минуты и 44 секунды или 174,242 км или 108,27 миль, или 5,5 часов средним ходом «БПК «Свирепый» на скорости в 20 узлов (37,04 км/ч). Всего-то!

Пересечение Северного Полярного круга для личного состава экипажа БПК «Свирепый» было принципиальным и крайне желательным событием, как, например, пересечение экватора. Дело в том, что что по существующему положению боевой поход корабля ДКБФ считается дальним, если в походе пересекаются эти географические линии, тогда всем морякам экипажа боевого корабля выдаётся почётный и самый желанный нагрудный знак «За дальний поход» - истинная награда военных моряков. Многие из матросов и старшин даже не знали о таком положении и правиле, но годки, особенно, новоявленные ДМБовские годки осеннего призыва 1970 года не просто хотели или желали, а жаждали получить заветный нагрудный знак или жетон «За дальний поход». Вместе со знаками «Классный специалист» и «Отличник ВМФ» нагрудный знак «За дальний поход» являлись традиционными главными наградами простых матросов, военных моряков, не отмеченных правительственными наградами – орденами и медалями. Об этих истинных наградах военных моряков я ещё расскажу…

65-я параллель северной широты начинается от Гринвичского меридиана на восток и проходит через Скандинавию, Россию, США и Канаду. Начало 65-й параллели считается с точки в Норвежском море Северо-Восточной Атлантики с координатами 65°00; с. ш. 0°00; в. д. Через 457 км (примерно), в точке с координатами 65°00; с. ш. 10°49; в. д. параллель проходит центральную часть пути по территории Норвегии, ещё 641 км пути параллели в Швеции (65°00; с. ш. 14°10; в. д.). Затем 65-я параллель проходит по Ботническому заливу в Балтийском море (65°00; с. ш. 21°24; в. д.) и около 237 км через остров Хайлуото и город Оулу в Финляндии (65°00; с. ш. 24°35; в. д.).

Далее 65-я параллель проходит по территории России: около 245 км через Карелию, город Кемь и посёлок Рабочеостровск (65°00; с. ш. 29°36; в. д.). Потом через Белое море и Онежский залив (65°00; с. ш. 34°48; в. д.), всего-то около 7 км через Соловецкие острова (65°00; с. ш. 35°43; в. д.), потом снова Онежский залив и около 42 км через Архангельскую область и Онежский полуостров (65°00; с. ш. 36°49; в. д.). Затем по Двинской губе и около 6573 км через Архангельскую область, Коми, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Красноярский край, Якутию, Магаданскую область, Чукотку; село Ижма, город Печора, и посёлок Предпорожный (65°00; с. ш. 40°17; в. д.).

Далее 65-я параллель проходит через Анадырский залив, потом около 173 км через Чукотский полуостров, пересекает Берингов пролив и пролегает свой путь длиной около 1211 км через Аляску (65°00; с. ш. 166°42; з. д.). В США 65-я параллель около 2541 км пролегает через озеро Большое Меджвежье и Хотта (65°00; с. ш. 141°00; з. д.). Потом ещё около 128 км через остров Саутгемптон в Канаде (65°00; с. ш. 86°13; з. д.), залив Фокс и ещё около 544 км через канадский остров Баффинова Земля и озеро Амаджуак (65°00; с. ш. 78°03; з. д.). Затем следует путь 65-й параллели по заливу Камберленд, снова около 17 км через остров Баффинова Земля, затем пролив Дэвиса и около 580 км по острову Гренландия (65°00; с. ш. 52°31; з. д.).

Завершая свой земной круг, 65-я параллель пересекает Датский пролив (65°00; с. ш. 40°12; з. д.), проходит около 453 км через озеро Ёскьюватн на острове Исландия (65°00; с. ш. 23°13; з. д.) и возвращается в исходную точку в Норвежском море, только с запада (65°00; с. ш. 13°36; з. д.).

Мой остро заточенный любимый простой карандаш «Кохинор» прикоснулся к красивой карте в большом Географическом атласе мира и я удовлетворённо вздохнул. Точно так же, с циркулем, карандашом и тетрадкой, в которой я высчитывал и записывал градусы, минуты и секунды координат, длины дуг параллелей и меридианов и дуговые расстояния по специальным таблицам дуг в 1°, 1', 1", я путешествовал по миру, будучи школьником. Сейчас я с душевным трепетом изумлялся тому, что судьба и воля наших недругов, эскадры кораблей ВМС США-НАТО морских учений «Быстрое движение» («Rapid motion»), завлекли меня, нас, БПК «Свирепый» чёрт те знает куда, почти под границу Полярной зоны, Севера, Приполярья, в район, где мы можем видеть знаменитый физический феномен – северное сияние.

Я прикинул, какое расстояние по прямой, отделяет наш корабль сейчас (30 сентября 1973 года) в точке с примерными координатами 64.855379, 6.13019488 от ВМБ Балтийск или от моего родительского дома в городе Суворове Тульской области. Получалось, что до Балтийска от нас – 1373 км (853,14 мили), а до моего дома – 2068 км (1285 мили). Если бы наш БПК «Свирепый» был тем самым сказочным «летучим кораблём», то на самом полном максимальном ходу 32 узла или 59,26 км/ч, мы бы преодолели эти расстояния (по прямой), соответственно, за 26.66 часов и 40,15 часов.

Эх, Суворов, Суворов! Расслабился ты… Видимо, домой захотел… Я собрался с последними силами и записал в своём дневнике:
30 сентября 1973 вс
Снимал авианосец и крейсер через Визир. Они отрабатывали ракетный удар с воздуха истребителями "старфайтерами" (так для краткости и понятности для себя мы называли американские истребители-бомбардировщики F-4B «Фантом» - Автор). С нашего берега прилетает разведчик Ту-16. Сделал хорошие снимки. Видимость плохая. Ясно и так, ведь подошли к 65 параллели. Ещё чуть-чуть и Северный полярный круг.

На большее за этот сумасшедший день у меня просто уже не хватало физических и душевных сил. Шатаясь от усталости, привычно чутко прислушиваясь к корабельным шумам и появившимся после пережитого урагана Эллен скрипам в корпусе корабля, я побрёл к себе в проход между библиотечными стеллажами, где у меня была расположен поролоновый матрас моей матросской постели, застеленный для верности и тепла старой мягкой чёрной матросской шинелью первого, ещё призывного аттестата, постельным бельём, байковым одеялом снизу и сверху, да ещё другой моей шинелью первого срока носки и с моей любимой пуховой «маминой» подушкой, маленькой и пахнущей моим родительским домом в Суворове.

Мысленно я махнул рукой на все возможные слова и увещевания моих внутренних голосов-друзей – Деда Календаря из деревни Дальнее Русаново, моей Феи красоты и страсти, моих мамы и папы, моего старшего брата Юры, моего друга-наставника Женьки Мыслина с Севморзавода и всех-всех тех, кто приходил ком не на выручку в моей памяти. От усталости и чувства покинутости где-то у чёрта на уличках у 65-й параллели во враждебном и холодном окружении в Норвежском море Северо-Восточной Атлантики я, было, решил чуточку всхлипнуть и даже всплакнуть от минутной слабости, но как только прикоснулся к холодной и пахнущей мамой подушке, так сразу же провалился в беззвучный и прозрачно чёрный бесцветный сон.

Это не была чёрная бездна океана или космоса, это была безвидная пустота, в которой я летел по круговой орбите вокруг Земли и видел под собой очертания тех мест, по которым только что водил пальцем и остриём простого карандаша в географическом атласе мира. Мне было очень интересно видеть всё это, и я только-только собрался спуститься пониже, чтобы полюбоваться видом земли с космической орбиты, как тревожный острый, как остриё карандаша, звонок прервал мой сон: «Боевая тревога! Всему личному составу занять свои места согласно боевому расписанию!», «Боевая тревога! Всему личному составу занять свои места согласно боевому расписанию!»…

Фотоиллюстрация из сайта программы: https://earth.google.com/web/. Вид Земли, 65-параллели и точки примерного местонахождения эскадры кораблей ВМС США-НАТО морских учений «Быстрое движение» («Rapid motion») и БПК «Свирепый» 30 сентября 1973 года. Именно так я видел 65-ю параллель в моём тревожном сне после сумасшедшего «рабочего дня» нашей БС (боевой службы) в Норвежском море Северо-Восточной Атлантики. До Северного Полярного круга и общепризнанного звания «военный моряк», имеющий право на наградной знак «За Дальний Поход» оставалось всего-то 108,27 миль или 5,5 часов средним ходом «БПК «Свирепый» на скорости в 20 узлов (37,04 км/ч).