Крещатик. Почтовая контора и телефонная станция

Влад Каганов
         В 1849 году, на Крещатике 24-26, в особняке богатого польского шляхтича Онуфрия Головинского, была открыта губернская почтовая контора с отделением для дилижансов и почтовых карет.Этот трехэтажный, каменный, в классицистическом стиле особняк О.Головинский выстроил в 1897 году для представительной городской резиденции. Флигели предназначались для прислуги. В том, что слева, размещался домашний оркестр.В то время, это было первое на Крещатике каменное здание.

НЕМНОГО ИСТОРИИ
          В 1669 году по приказу царя Алексея Михайловича в Украине была учреждена почта и введена почтовая повинность. Постоянного штата ямщиков и лошадей у в те годы почты не было. К перевозкам привлекалось на договорных началах население, у которых были собственные лошади. Половина расходов на наем лошадей покрывалась из доходов Московского царства.
          25 апреля 1725 года губернская канцелярия издала указ об устроении почтового двора в Киеве. Для заведывания им Киевский магистрат ежегодно избирал из грамотных мещан почтмейстера, который был обязан каждый месяц представлять в магистрат реестр с указанием, сколько и по каким подорожным отпущено подвод в течение месяца.
          В 1796 году была утверждена форма киевских почтальонов, включавшая круглый нагрудный знак, кокарду на фуражке и специальную сумку через плечо. Работа почтальона была «и опасна, и трудна» - труд почтальонов был малооплачиваемым и тяжёлым, а все почтовые работники– от руководителя до рядового почтальона – были военнообязанными, имели воинские звания. Каждый почтальон имел свой участок, территория которого определялась в зависимости от количества населения, времени, которое необходимо для вручения почтовых отправлений и корреспонденции. При этом, вовремя доставлять корреспонденцию приходилось при любых погодных условиях: дождь, снег, холод, жара.
         С каждым годом колличество почтовых отправлений возрастало. Впрочем, государство всячески способствовало тому, чтобы этот труд считался почётным. Вышедшим на пенсию -полагалась достаточная государственная пенсия – её вполне хватало для безбедной жизни.
        В 1806 году малороссийский почт-директор - действительный статский советник АДРИЯН ПАВЛОВИЧ ВОЛХОВСКИЙ представил доклад о необходимости увеличения штата чиновников и служащих почтового ведомства. Как указывалось в докладе, за год почтовая контора собрала доходов до 21 тыс. руб. В связи с этим, почт-директор предлагал следующие жалования: почтместеру - 200 руб, помощнику -100 руб, бухгалтеру- 100 руб., на канцелярских служащих- 60 руб., унтер-офицеру, 10 почтальонам и 2 сторожам - каждому по 10 руб., на канцерярские расходы- 200 руб. Не смотря на все усилия, корреспонденция из Киева доставлялась чрезвычайно медленно.
         Вот что писал 23 февраля 1828 года Киевский военный губернатор генерал-лейтенант ПЕТР ФЕДОРОВИЧ ЖЕЛТУХИН (1777-1829) главному управляющему почтовым департаментом: «…существующая почта между Киевом и С.-Петербургом доставляет корреспонденцию не ближе(быстрее), как на десятые сутки…». В то же время между Санкт-Петербургом и Одессой существовала более скорая, так называемая «экстра-почта», проходившая через Житомир, минуя Киев. По ходатайству киевского губернатора в том же году между Киевом и Житомиром также была учреждена «экстра-почта».
         В 1830 году на дверях киевских квартир появились первые почтовые ящики. О том, что когда-нибудь каждая квартира в городе будет иметь собственный почтовый ящик, не мечтали даже самые отчаянные фантазеры.
          Открытие в 1870 году в Киеве железнодорожного сообщения, серьёзно расширило как географию отправлений, так и их количество. Неслучайно газета «Паровоз» 11 апреля 1893 года писала о возросших потребностях в почтовых услугах и оповещала о местах расположения почтовых ящиков в Киеве.
            Киевляне, прежде не желавшие пользоваться почтой, теперь полюбили её настолько, что стали самыми активными в Российской империи отправителями и получателями, делая это в очень больших количествах.Особенно возростало число почтовых отправлений накануне праздников. Так, в начале ХХ века на новогодние праздники число поздравительных открыток превышало 600 тысяч(!). Естественно, штат почтальонов (40 человек) с таким объемом не справлялся — и в рождественско-новогодние дни почтовая контора нанимала 25 дополнительных. В среднем получалось более 2 000 штук на одного разносчика в день. А получал тогда письмоносец 18 рублей в месяц.
           Как видим, даже развитие телеграфа – более быстрого, зато лаконичного средства связи – не смогло остановить желание писать и отправлять длинные и тяжёлые письма, поскольку тогда допускалось, чтобы письмо весило не более пяти фунтов(около двух килограммов!)
В начале ХХ века почта предоставляла практически тот же перечень услуг, что и сегодня, а также выполняла и ряд банковских операций. В 1913 году в Киеве насчитывалось 13 почтово-телеграфных учреждений, в городе было вывешено более 150 почтовых ящиков.
Вот как описывает работу почтовой конторы киевский краевед и издатель Василий Дмитриевич Бублик в «Путеводителе по Киеву и его окрестностям» за 1902 год: «В правом корпусе с 8 часов утра до 2 часов дня производится прием и выдача посылок, денежных и ценных пакетов, в левом- прием и выдача простой, заказной корреспонденции и периодических изданий, а также продажа штемпельных конвертов, марок, бланков и бандеролей. Почтовая корреспонденция разносится почтальонами 2 раза в день - в два часа дня и восемь вечера. За выдачу и доставку на дом корреспонденции платы не установлено.» Письма из почтовых ящиков вынимались три раза в день: в пять утра, в час дня и четыре вечера. Стоит отметить и оперативность доставки- письма, опущенные до двух часов дня, доставлялись по городу в тот же день. Почтальонами работали только мужчины; женщины - почтовые служащие- работали лишь в почтовых конторах и отделениях. При этом они были ограничены не только в выборе работы, но и в личной жизни: им разрешалось выходить замуж только за чиновников почтово-телеграфного ведомства. Несоблюдение этого условия влекло за собой увольнение со службы.

РУКОВОДИТЕЛИ ПОЧТЫ
        На 1878 год почтмейстером почтовой конторы был коллежский советник (на 1886  год действительный статский советник) ВАСИЛИЙ СЕМЕНОВИЧ УЛЬСКИЙ, помощниками управляющего - Григорий Григорьевич Еремеев, Филимон Петрович Геттун, Василий Прокофьевич Доброницкий, Владимир Васильевич Крапивный.
        В начале ХХ века руководителем киевской почтовой службы был действительный статский советник (с 1901 г.) АРКАДИЙ АПОЛЛОНОВИЧ НЕСТЕРОВ(?-1909), начавший службу в почтовом ведомстве с 1865 года.
         Его помощником(заместителем) состоял- коллежский ассестор ПАВЕЛ МАТВЕЕВИЧ МАТВЕЕВ, а среди почтово-телеграфных чиновников находим имена: II разряда- Лука Мартынович Минец; III разряда: Поликарп Иосипович Шпакозский, титулярный советник Феофил Николаевич Блязер, титулярный советник Никанор Гаврилович Степаненко; коллежские секретари- Семен Терентьевич Горянский, Митрофан Гаврилович Кукулевский и Михаил Афанасьевич Щеглов.
В начале ХХ века почта предоставляла практически тот же перечень услуг, что и сегодня, а также выполняла и ряд банковских операций. В 1913 году в Киеве насчитывалось 13 почтово-телеграфных учреждений, насчитывалось 460 служащих, каждый из которых за год обрабатывал по 100 тысяч отправлений. Корреспонденцию доставляли 138 почтальонов, было вывешено более 150 почтовых ящиков.

ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ ТЕЛЕФОНЫ
Первые слова по телефону произнес 10 марта 1876 года шотландский ученый и изобретатель Александр Грэм Белл (1847- 1922) : "Mr. Watson, come here - I want to see you", - сказал он в соседнюю комнату помощнику. Набирать номер было не нужно- телефонных аппаратов было всего два
        Уже через два года, 4 января 1878 г. газета “Киевлянин” поместила такое объявление: “Телефоны. Звуковой телеграф. Это гениальнейшее современное изобретение, посредством которого на расстоянии многих вёрст можно беседовать и вообще передавать звуки."
         В том же году телефонные аппараты появились на прилавках киевских магазинов. В рекламе указывалось, что "при магазине можно практически испытать аппарат и слышать звуки музыки, пения и разговора." Вскоре, киевские предприниматели всерьез заинтересовались новинкой, и хотели побыстрее её получить. И хотя тогдашние телефоны со всеми необходимыми дополнениями,  включающими два телефонных аппарата и соединительный провод длиной почти 30 метров стоили, включая доставку, 10 рублей серебром, что приравнивалось к дорогому велосипеду, от желающих не было отбоя.
         В 1880 году первую в городе телефонную связь с первого этажа на второй установил в своем доме - главный инженер службы тяги Юго-Западной железной дороги - талантливый инженер и учёный в области железнодорожного транспорта, один из основоположников паровозостроения в России - АЛЕКСАНДР ПАРФЕНЬЕВИЧ БОРОДИН(1848-1898). Свой телефонный аппарат А.П.Бородин демонстрировал членам Киевского технического общества во время заседания, состоявшегося у него в квартире.
         Первые телефонные аппараты установил в своей кондитерской на Крещатике 15 неутомимый Бернард Семадени (1845-1907). Телефонная связь соединила обеденный зал и кухню. Посетитель мог сделать заказ по телефону! Кроме того, швейцар или официант могли вызвать по телефону хозяина заведения “для личной встречи с клиентом”. Когда же в Киеве построили первую телефенную станцию, Семадени ради престижа заказал себе, хотя это стоило больших денег, телефонный номер «1»,
Новое средство связи быстро оценили и владельцы фешенебельных киевских гостиниц на Крещатике – «Европейской», «Гранд-Отеля» и «Отель де Франс». При этом, проживающим в номерах класса люкс , как указывалось в рекламе, предлагались «роскошная обстановка, внимательная прислуга, собственные экипажи, комиссионеры, телефон и прочее». Однако, следует заметить, что по-началу наличие в номере телефона означало лишь то, что постоялец, сняв трубку, мог отдать распоряжение портье, не покидая номера. О связи с абонентами за пределами отеля никто и не мечтал – невероятной казалась уже сама возможность дистанционного общения с персоналом гостиницы.
         В 1881 году американская телефонная компания Белла-Блека предложила свои услуги по созданию первой в Киеве телефонной станции. Речь шла о том, чтобы всех киевлян, имевших к тому времени телефоны, а также и будущих обладателей, сделать абонентами единой станции, которая сможет соединить звонящего с любым абонентом в городе! Проблема заключалась только в одном: на реализацию подобного проекта требовалось «добро» из Санкт-Петербурга. Соответствующий запрос был отправлен, однако ответа все не было.
          Тем временем многие киевские учреждения, чьи руководители убедились в преимуществах нового вида связи, начали внедрять у себя подобие ведомственных телефонных сетей: соединяли служебный кабинет первого лица с его заместителем и управленцами среднего звена (для каждого собеседника на специальном столике – отдельный аппарат), а также квартиру первого лица – с кабинетом заместителя. Наконец, за дело взялся управляющий Обществом Юго-Западных железных дорог (в последствии премьер-министр России) СЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ ВИТТЕ(1849-1905), который дал распоряжение о строительстве в Киеве государственной телефонной станции, на которой будут работать чиновники почтово-телеграфного ведомства.
        В начале 1885 года в помещении почтовой конторы на Крещатике 24, на втором этаже выделили 64 квадратных метра для телефонной станции. Здесь разместили два коммутатора по 50 номеров каждый, а 1 апреля 1886 года- вошла в строй первая в Российской империи государственная телефонная станция. Стоит подчеркнуть, что хотя Киевская телефонная станция была не первой в тогдашней Российской империи, но ее уникальность заключалась в том, что она стала первой, построенной на государственные средства, поскольку до этого право на строительство и эксплуатацию телефонных станций отдавалось исключительно частному капиталу. Оценив примерно за пять лет эксплуатации телефонных станций сверхприбыльность «нового бизнеса», российское правительство в конце 1884 года решило, "в виде эксперимента" построить в Киеве телефонную станцию за государственные средства.
           Первоначально, станция имела всего 100 номеров: 70 - домашних и 30 - установили у себя торговые фирмы и промышленные заведения.В том числе, телефонные линии соединили квартиру и кабинет начальника Юго-Западной железной дороги с управлением дороги, вокзалом Киев-Пассажирский и станцией Киев-Товарный, а также с пассажирской пристанью на Днепре. Постепенно появлялись новые пользователи, в их числе- Городская дума, пожарная дружина, губернские присутственные места, Лавра, некоторые больницы.
         К концу года количество обслуживаемых номеров увеличилось в три раза, а к 1900 году Киев стал наиболее телефонизированным городом Российкой империи: при населении около 300 тыс. в нем насчитывались1244 абонента, а к 1911 году на 400 тысяч населения- число абонентов городской телефонной сети достигло почти 4-х тысяч. Таким образом, к началу ХХ века телефон вошел в жизнь киевлян – например, фирмы в рекламных объявлениях указывали свой телефонный номер как непременный атрибут.
         При открытии киевской телефонной станции протяженность телефонных линий составляла всего 31 версту 486 саженей, обслуживали сеть 28 работников. Уже до конца 1886 года количество абонентов увеличилось до 175, невзирая на астрономические для того времени размеры абонентской платы - 150 рублей в год - если длина телефонной линии не превышала 3 версты, за каждую же «дополнительную» версту абонплата увеличивалась на 50 рублей. В целом в первый год работы киевская станция принесла 16 611 рубля доходов, при этом затраты составили 6 116 рублей. Так что уже в 1890 году абонентную плату снизили– до 100 рублей в год, а в 1895 - до 75 руб.
        При этом, невзирая на постоянную модернизацию и снижение платы, уже через 10 лет чистая прибыль телефонной станции составила 90 тысяч рублей. В 1891 году в почтовой конторе на Крещатике установили один из пяти первых таксофонов, с оплатой за переговоры - 15 коп. за 3 минуты. Оллата производилась наперед, а клиенту, как и полагается, выдавали квитанцию.

ТОНКОСТИ РАБОТЫ
          Для того, чтобы поговорить по телефону, крутили ручку аппарата – один или даже три раза, прикладывали трубку к уху, дожидаясь ответа девушки-телефонистки, которая должна была сказать: «Станция!» и четко и по-деловому произнести: «Барышня, номер такой-то!» – и никаких приветствий вроде «Добрый день!» или долгих вежливых расшаркиваний типа «Будьте любезны». Ибо звонящих много, а телефонисток – всего две-три.
         В среднем телефонистки, а на эту должность брали исключительно женщин, в то время совершали 160 соединений в час. Все барышни-телефонистки в начале ХХ века были как на подбор. Униформа, волосы убраны наверх, чтоб не путались, обязательны хорошая дикция и прекрасная память, и ... внушительный бюст (!), чтобы было куда укладывать провода в ожидании соединения!
         Абонентов соединяли вручную телефонистки. Происходило это следующим образом: телефонистка, обслуживающая определённую группу абонентов, получив на коммутаторе сигнал вызова, опрашивала номер абонента. Если тот был включён в другой коммутатор, телефонистка громко выкрикивала требуемый номер. Телефонистка коммутатора, в которой включена линия вызываемого абонента, услышав о требуемом соединении и убедившись, что номер не занят, соединяла его со свободной соединительной линией, включённой в коммутатор рабочего места первой телефонистки, громко сообщая ей об этом. И, наконец-то первая телефонистка соединяла телефонный аппарат абонента с указанной соединительной линией, сообщив об установлении соединения абонентов. Громкие переговоры телефонисток между собой создавали на станции большой шум и неразбериху. Постоянно возникали ошибки в соединениях, а весь процесс установления соединений проходил очень медленно. Периодически соединения приходилось ждать до 10 минут.

Начальником киевской телеграфной и телефонной станции служил действительный статский советник (с 1903) ИВАН АДАМОВИЧ ОСТРОВСКИЙ (1847-?). В 1867 году окончил Ровенскую гимназию и был принят на первый курс Нежинского юридического лицея князя И. Безбородко, но в том же году был уволен из студентов и поступил на службу. С 1903 года - начальник Рижского почтово телеграфного округа. Механиками станции служили: старший- коллежский ассестор Эдуард Оттович Шредер, младший - Яков Николаевич Андриянов.

ЛОМАТЬ - НЕ СТРОИТЬ
        При растущем населении города и лавинном увеличении числа почтовых отправлений, здания, в котором размещались и почта и телефонная станция, никак не хватало. Почтовое ведомство поставило вопрос о постройке на том же участке нового комплекса. В 1911 году в Киев приехал старший архитектор Главного управления почт и телеграфов МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ КОБЕЛЕВ(1866-1934). Он составил проекты двух крупных зданий - на первом и на втором плане. Передний корпус предназначался для почтамта, расположенный за ним - для центральной телефонной станции.
         В 1912 году начались строительные работы по возведению телефонной станции. Ими руководил брат автора проекта, известный киевский архитектор АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ КОБЕЛЕВ (1860 - 1942). Лицевой фасад был обращен к Крещатику, тыльный - к Музыкальному переулку.После этого уже можно было сносить старую контору, чтобы строить большой почтамт. Снести-то успели (в 1915 году), а вот возвести почтамт не удалось: дело затормозила мировая война, потом разразилась революция... В итоге дом телефонной станции оставался раскрытым непосредственно на Крещатик до конца 1930-х годов.

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ

    1.«История киевского почтамта» https://www.interesniy.kiev.ua/ua/istoriya-kievskogo-pochtamta/
    2.«Из истории почты в Киеве» По М. Лившицу, «Советский коллекционер», №12, с. 87 – 89 https://unc.ua/pochitat/iz-istorii-pochty-v-kieve-157
    3.«История телефона в Киеве»              
    4.«У кого в Киеве был первый телефон?»     5.Михаил Кальницкий «Крещатик, 26: Новое лицо и старый затылок» https://lifeintravel.com.ua/ua/kreshchatik-26-novoe-litso.html