А в старом парке...

Александр Чатур
          А в старом парке…

                Х- С
                Б- В- Г
          (Философская зарисовка)


   В моём распоряжении лишь краткие лаконичные высказывания, почти тезисы. Как соотнести их с витиеватостью жизненного пространства? Кому- то это удаётся…

   Я включаю ноутбук и слушаю записи лекций по древней Ведической философии. Я могу выбрать любого учителя из Брахма- Мадхава- Гаудия сампрадайи. Это просто название одной из ученических преемственностей. (Когда- то для этого нужно было предпринять нешуточное путешествие, сопряжённое с некими даже опасностями.) Меня занимает сегодня, как религиоведа, возможно, знакомое некогда мне лицо. Этот голос я слышал когда- то сотни раз- голос синхронного перевода на русский, в результате чего стал на какое- то время неплохо понимать английский, не сталкиваясь с ним прежде. Голос удивительно- сладкий (не слащавый), изысканный даже, голос весьма образованного человека с учёной степенью и глубокими наследственными научными корнями, что когда- то называли учёной интеллигенцией.

   Я заглянул в предлагаемую сайтом биографию. Нашёл несколько незначительных нестыковок, как мне показалось, хронологического плана.
Человек, который мог когда- то в виде комментария в сторону на вопрос из аудитории, сказать: «Глупый».
Да, он превосходил очень многих, и с такими людьми не всем приходится иметь дело…

   Но теперь он- поёт! Прямо со сцены, аккомпанируя себе на гармонике. При том, что я всегда замечал у него отсутствие музыкального слуха. Но мелодия не сложна, и можно легко «подтягивать» за инструментом, раз уж это так необходимо. Это необъяснимым образом сочетается с философией, одной из самых сложных, большая часть понятий которой даже отсутствует в современном языке; это пение вытекает из неё закономерно. Ему, лектору, нельзя не поверить. Уж его- то сложно обмануть- за это можно поручиться.

   Тот, кто избежал в советское время отсидки, в результате чего оказался с ярлыком «возможного агента» … Какой агент станет монахом! Это не затворничество в привычном смысле- всё сложнее. Даже если и так, то перехитрить Органы ему ничего не стоило…

   Я забываю о сплетнях с первых же слов лекции. Я вижу перед собой его учителя, который ушёл когда- то давно, бросив целую империю последователей и учеников, потому что мало кто из них любил классическую музыку и потому, что дети их считали своих родителей ненормальными. Он уходил из «секты», в которой больному порой предлагалось «лечиться» «словом божьим»…

   Здесь, в глуши, присыпанной снегом воспоминаний, из- под которого торчат голые остовы прежних впечатлений, всплывают лишь неизменные основы геометрических очертаний: как и его учитель (первый, но не последний), он говорит о важности внутреннего, о важности состояния сердца. Он неотразимо- обаятелен: мягкий участливый взгляд, «заострённый» собирающими линзами очков,- рафинированность и простота, элегантность.

   Интриги не спрячешь за высокими стенами монастырей. Как и от них не спрятаться за стенами. Вторичность жизни с её извечными проблемами…
- Как прощать обиды?.. Просто не надо обижаться… Мы любим и лелеем свои обиды… От них надо освобождаться…

   «Я отстраняюсь от административной деятельности с согласия руководящего органа… Это всегда было против моей природы…» Сколько всего стоит за этим? Интриги? Болезни? Кто-то когда- то уходил, освобождая и ему дорогу. Я даже помню кто.

   Но звук остался тем же. Всё сказанное- не новость для меня, до последнего слова. Всё- в рамках, в створе и в курсе.
И я подписался бы под каждым словом лекции.
 
   Сегодня я прошёл очередной «тест». Их было уже много, но о них забываешь, как Творец этого мира каждое СВОЁ утро в растерянности спрашивает у Господа: «Что мне делать?» И всегда получает один и тот же ответ: «Ты уже всё знаешь, просто твори.»
Все неожиданные, будто случайные личные находки и откровения, которые воспринимаешь с опаской и ждёшь подтверждения, вылились сегодня, как из рога изобилия, публично из уст не безызвестного учителя. Потому что для обучения и проповеди у Господа существует специальная форма, и эта форма- личность. И если где- то кто- то правильным образом проповедует- проповедует именно Она. И Она- одна. Едина…
Значит есть связь, в переводе- йога, и она всё- ещё жива…

   До глубокой ночи не гаснет молочный глаз монитора в снегах под Москвой, из которого порой доносятся звуки кудахтающих за кадром Маяпурских или Вриндаванских кур. И шестидесятитрёхлетний монах, единственный русский санньяси, знающий нашу жизнь без пренебрежения и неловкости, обогащает меня потоком… скепсиса. И многое становится неважным. Неважным- если ты не добр, не мягок и не умеешь прощать… Как бы ты себя ни называл и к каким бы целям ни стремился.

   «А в старом парке листья жгут, он в сизой дымке весь…» * - так начинается лекция. И я вижу его ушедшего первого учителя, он будто возвращается на миг, на час. И Поэзия плавит сердце. И хочется верить. Любить. И прощать.

   Шри гуру чарана падма…

   09.02.20
*/Стихотворение Вадима Шефнера