Записки-воспоминания моего деда, старшего механика

Георгий Алексеев 2
Через Океан

Нет это не мои слова, хотя вроде ничего особенного в них нет. Это название поэмы Арсения Несмелова (Митропольского). Начинается она так. «В 1922 году в дни эвакуации Приморья остатками дальневосточной белой армии несколько кадет, раздобыв крошечный парусно-моторный бот «Рязань», решили плыть на нём в Америку». Капитаном судна был избран случайно встреченный в порту боцман. Судно благополучно прибыло к берегам Северной Америки, установив рекорд наименьшего тоннажа для трансокеанского рейса. Как сообщает молва, жители города, в гавани которого кадеты бросили якорь, вынесли «Рязань» на берег на руках, под звуки оркестра пронесли по улицам. Счастливчики получили приз в 30000 долларов. Так гласит легенда. Но было ли это на самом деле?

Трудно поверить мне, старшему механику, ныне пенсионеру, побывавшему на севере и в тропиках, с большим стажем работы на разных судах, что старый десятитонный парусно-моторный бот (от нидерландского «boot» - лодка) с полуголодной неопытной командой в шесть человек «пёрли и в штиль и в шквал», без флага, обходя встречные корабли, были обстреляны «к счастью в воздух». «Лбом мы прошибали океан» и смогли.

Вспомнил свой первый путь через океан в далёкие семидесятые годы курсантом мореходного училища. В конце первого курса. в мае, получив свидетельство моториста первого класса был направлен из Рижского отдела кадров на CРТ "Идани"-1172. Судно логгер немецкой постройки. Длиной 30 метров, водоизмещением 390 тонн, мощность главного двигателя 300 лошадиных сил. Экипаж 20 человек идёт ловить рыбу в Атлантику на банку Джорджес. Всё было интересно. Сразу включился в работу по подготовке к отходу в море, которая шла полным ходом. Матросы занимались погрузкой продуктов, соли. Машинная команда готовила механизмы к отходу. Я промывал, прочищал сепаратор топлива, делал всё, что поручали.
Теперь и в правду могу повторить Николая Рубцова:
«Я весь в мазуте и тавоте
Зато работаю в тралфлоте».

Машинная команда на этом судне небольшая - три механика и один моторист. Вахта по 4 часа через 8 часов. Время вахт определено было ещё при Петре 1. Рижский порт, расположенный в районе Вецмилгравис известен с 13 века. Это был небольшой посёлок, где жили рыбаки и портовые рабочие. Сейчас это большой порт. Здесь же находится судоремонтный завод.
И вот мы идём по Рижскому заливу Какие-то несколько часов и для меня впервые «вода, вода, кругом вода». Земли не видно. Знаю, где-то слева проходим мимо рыбацких посёлков Саулкрасты и Роя, куда мы ездили на экскурсию для ознакомления с рыбацкой жизнью. Саулкрасты в переводе с латышского "Солнечные берега" Это любимое место латышских художников-маринистов. Здесь расположена Белая дюна-одна из красивейших прибрежных дюн Латвии. И липы, посаженные по преданию императрицей Екатериной второй, которая останавливалась здесь во время путешествия на отдых и даже искупалась в море.

Борис Чичибабин, украинский поэт, которого цитировал Н.М. Амосов в своей книге "Мысли и сердце", в 1972 году написал удивительное стихотворение:

                Улыбнись мне еле-еле
                Что была в раю хоть раз ты
                Этот рай одной недели
                Назывался Саулкрасты.

Роя - посёлок на одноимённой реке, известен с XIV века. При впадении реки в затоку возле села обнаружены погребения викингов в ладьях. Рижский залив был спокоен, чистый с редкими встречными судами. Они возвращаются домой, а мы только начинаем свой полугодовой рейс. Каким он будет? Что нас ждёт впереди? Продолжаю знакомиться с командой. Первый раз в Атлантику иду только я. А вот и знаменитый мыс Колка - место встречи двух морей. Встречаются волны открытого Балтийского моря и Рижского залива именно здесь. Название мыса в переводе с ливского «острый угол» (по форме мыса). Почему он такой острый? Из-за течения и штормов у северной конечности Курляндии в районе мыса образовался очень опасный для мореходства песчаный риф, уходящий в море на семь километров. Недаром второе название мыса Домеснес, что в переводе с ливского «быстрая смерть». Ливы - это финно-угорская народность. В своё время - отважные воины и мореходы. Осталось их очень мало. Здесь же и старинный рыбацкий посёлок Колка с сохранившимися деревянными постройками 18 века. Весной в период миграции птиц мыс усеян десятками тысяч пернатых.

     Идём почти двое суток. Устроен CРТ (средний рыболовный траулер) по типу неваляшки "ваньки-встаньки", даже в штиль качается. Вахта напряженная - 4 часа на вахте, 8 часов - отдыхаешь и снова 4 часа вахты. Конечно, путается день и ночь. И теорию надо знать, и связывать с практикой. Ошибаться нельзя. Спрос серьёзный. Приходилось многому учиться.

     В начале учёбы нас 30 курсантов тоже на CРТ. Гриф 499, переделанный на учебный. Проверяли - готовы ли мы работать в море. Был рейс Лиепая-Рига -Таллинн, суток трое. Проводились теоретические занятия и
практические в машинном отделении. На море было 2-3 балла. Некоторых курсантов за несколько часов быстро укачало, даже сильно. Они отказались от еды, их мутило. Они плохо соображали, учиться не могли, не говоря о работе. По приходу шесть курсантов подали заявления с просьбой об отчислении из училища. "Мы не сможем работать в море, это не наше дело".

Нелегко и я входил в новую жизнь. Но команда оказалась очень слаженной, грамотной. Старший механик Муравьёв Виктор Иванович, "дед" как их называют на судне, был настоящий «морской волк»: «обветренный, как скалы» лет под 50. Десятки раз плавал в разных широтах. Жёсткий, строгий, требовательный. Но всегда делился своим большим хорошим опытом. Исправит, подставит плечо. Остались друзьями. И остальные два механика -грамотные, работящие, толковые мужики. Здорово помогали. Многому я научился за первый рейс. Без этого в море нельзя-не выживешь.
Остался где-то за кормой остров Борнхольм. Входим в узкий пролив Эресунн (Эре-ухо--небольшой кусок земли между двумя водами) тянется между двух "ушей" Интереснейшие названия придумывали предки. Просто и ясно. Впервые пролив упоминается в 950 году в рунической надписи на камне времён викингов. Да, отважные люди бороздили моря! Самое узкое место пролива менее пяти километров. Пролив с двумя другими датскими проливами соединяет Балтийское и Северное моря. На его берегах расположены слева Дания и справа - Швеция. Сейчас их соединил Эресуннский мост - самая длинная магистраль совмещённого типа (одновременно железная дорога и автомобильная) в Европе. Высота моста над морем 57 метров, длина-15.9 км. Далеко шагнул научно-технический прогресс.

Здесь снова мы увидели землю. Швеция была в сильном тумане, а вот знаменитый Кронборг т.е. королевский замок в Дании разглядеть можно было хорошо и даже сфотографировать. Замок Гамлета в Эльсиноре (упоминается в1231 году) - место действия пьесы У.Шекспира - Кронборг (в переводе «кулак»). Впервые пьеса сыграна здесь в 1816 году и последние 100 лет во внутреннем дворе замка на каменных плитах, где и в пьесе Гамлет объяснял, как нужно играть актёрам, собирает тысячи поклонников-туристов.
Другой легендарный датский принц Хольгер Датский, согласно преданию, дремлет где-то в глубине подвалов замка Кронборг и готов проснуться, когда Дании будет угрожать опасность, чтобы защитить её от врага. Это из сказки знаменитого любимого всеми Андерсена. Да, замок можно отлично рассмотреть с борта судна. Внушительное крепкое массивное здание с круглыми башнями-окнами, пушками, готовые отразить нападения врагов: «неладно что-то в датском королевстве». Кронборг внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Был или не был там Гамлет, но, наверно, похожие люди жили на земле. У.Шекспир создал такого героя, сыграть которого - мечта многих актёров.

У команды была радость видеть землю. С интересом рассматривали необычный замок, каких у нас нет. А дальше пролив между восточным берегом полуострова Ютландия и юго-западной частью Скандинавского полуострова. Это пролив Каттегат длиной около двухсот км, ширина достигает до 122 км, глубина от 10 до 50 м. Да, внушительные размеры. Название его исходит от датского и нижнесаксонского «каt»-кошка и «Gat»-дыра, т.е. «кошачья дыра»-так называли этот пролив капитаны в средние века. Интересны два течения в проливе - глубинное на юг и поверхностное на север. В пролив впадают реки и датские, и шведские. И острова есть: большие и малые. Любовались водой - она здесь чистая, светлая, нежно-голубая. Зимой пролив замерзает. Конечно, за Каттегатом, обогнув мыс Скаген, попадаешь в пролив Скагеррак, «пролив выступающего мыса». Какая богатая флора и фауна двух проливов. Тут соседствуют почти две тысячи различных рыб, растений. На прибрежных скалах селятся птицы, моржи, тюлени. Здесь в проливе Скагеррак сильное восточное течение, очень коварные ветры, и это причина множества кораблекрушений и аварий. Пролив не замерзает. Слава Богу, у нас всё обошлось благополучно.
Известный путешественник врач Ален Бомбар считает, что ежегодно при кораблекрушениях погибает около двухсот тысяч человек. 50 тысяч гибнут в первые часы и дни после катастрофы, находясь на шлюпках или плотах. По его мнению, в этом случае причиной гибели являются не столько голод и жажда, сколько страх и неумение бороться за жизнь в чрезвычайных условиях. Так ли это - трудно судить. Скагеррак-один из самых загруженных морских путей в мире с кораблями со всего земного шара. Его длина 240 км. Здесь мы встречали много судов: советских и иностранных. Все приветствуют друг друга, на время приспустив флаги. Разные суда приходилось видеть, разные флаги. Нас тоже рассматривали в бинокли. Осло--самый крупный порт в районе Скагеррака. Но главное пролив, это - место встречи двух морей Балтийского и Северного.
            
             Каттегат и Скагеррак
             Вам не ясно что да как?
             Это просто два пролива.
             Где вода неторопливо
             Гладит волнами маяк.

Северное море прошли быстро и почти благополучно. Немного штормило при солнце и сильном ветре. Здесь много отмелей, резкая смена глубин. В Северное море впадают крупные реки – Рейн, Эльба, Темза. Курс на юго-запад и входим в пролив Ла-Манш длиною 578 км. Хорошо видны слева берега Франции, справа- Англии. Пловцы переплывают самое узкое место Ла-Манша пролив Па-де Кале, начиная с1895года в тяжёлых условиях-(летом вода +15-+18 градусов), ветер, волны. Заплывы проходят при волнении до 4 баллов по шкале Бофорта включительно. Смогли преодолеть его более тысячи человек. Самый молодой пловец, пересекший Ла- Манш британец Том Грегори в 11 лет! Сильный смелый отважный мальчик! Интересно, как сложилась его судьба? Что ещё необыкновенного он совершил?

Вам, наверно, интересно, что это за шкала Бофорта? Фрэнсис Бофорт (1774-1857) - английский адмирал, военный гидрограф и картограф. В 1805 году он разработал 12-балльную шкалу для оценки скорости ветра по его действию на наземные предметы и по волнению моря. В 1838 г шкала Бофорта была принята на британском флоте «владычице морей», а потом и моряками всего мира. В честь Бофорта названо море в Северном Ледовитом океане у берегов Канады и Аляски, а также остров в Антарктиде. Атлантический океан встретил нас сильным ветром и дождём. В океане ветер совсем другой, чем на берегу. Нас зверски раскачивает. Казалось, небо с какими-то чёрными силуэтами нависло прямо над судном. Страшно. Сильный ветер поднимает высокие волны. Опасна не только высота волны, но её форма и крутизна. Раскачивало так, что бортами черпали воду. На палубе нет ничего, что не закреплено, потому что в один миг волны смывают всё. Высота фальшборта 70 см. Напряжённая работа экипажа. Сейчас основное, чтоб работал, не заглох главный двигатель. Только тогда судно идёт носом на волну. Стоит повернуться бортом к волне - она опрокидывает судно: оверкиль и не спасёшься. Всё вокруг чёрное, свинцовое. Качает без перерыва из стороны в сторону. Ловим ногами палубу. Теперь понимаешь, почему моряки ходят, широко расставив ноги, вразвалочку. Шторм баллов 6-7 баллов. Ночью приходиться прикрепляться к кровати. Штормовая погода выматывает, экипаж ни поесть, ни поспать, ни, простите, нормально сходить в туалет не может. Всё время бросает с ног на голову.  Было ли страшно? Боялся ли я? Конечно, испугался и боялся.  Я навсегда запомнил слова из замечательной книги Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», удостоенной в 1947 году Сталинской премии: «Людей, ничего не боящихся нет. Все боятся. Только одни теряют голову от страха, а у других наоборот всё мобилизуется в такую минуту и мозг работает особенно остро и точно. Это и есть храбрые люди».

Помню, что первое в шторм не готовили. И вообще выдавали сухой паёк. Да и есть не хотелось. Укачивало страшно. Видимость и слышимость плохая. Люди неважно соображают, а выполнять служебные обязанности никто не отменял. В хорошую погоду море – это, ласковые волны, а в шторм - грозная и опасная, беспощадная водная стихия для человека. Вот когда я понял, что такое морское братство, дружба, познал все трудности морской жизни. Да, наша жизнь зависела от крепости бортов судна и, главное, от мастерства корабельной команды. Уходя в море уже от причала - одна у моряков мысль - вернёмся ли домой? В сильный шторм напрасно надеяться на спасение. Ни одно судно не сможет подойти для оказания помощи. Они разобьются друг о друга. Вряд ли и с вертолёта смогут помочь.
Слово «шторм» в русском языке появилось с лёгкой руки Петра I из голландского языка и означает бурю, сильный и продолжительный ветер, который образует высокие волны и несёт угрозу кораблекрушения. Все штормы возникают по одной той же причине - из-за больших разностей давлений атмосферы на близких расстояниях. Вот где не надо никакой диеты - за неделю штормовой погоды все осунулись и похудели. Но я уже по-другому увидел их - сильных, крепких, идущих навстречу опасностям трудяг, настоящих мужиков. Такие выжили или не вернулись, но победили в Великую Отечественную войну.

Часто вспоминалось детство на родном Днепре. Конечно, у нас он не такой как у Н.В. Гоголя: «редкая птица долетит до середины Днепра», но ширина метров около ста и течение сильное. Плавал я лет с шести. Переплывал реку со связанными руками или ногами туда и обратно. В моё время многие мечтали стать моряками. лётчиками. космонавтами. Зачитывались книгами Жюль Верна, Беляева, книгами о Колумбе, путешественниках. Я бредил морем. Мечтал пересечь экватор, полюбоваться на созвездие Южный Крест, увидеть Африку. Это поколение романтиков. Люди, которые не умеют заниматься ни собственными делами, ни коммерцией.
И вот мой первый рейс к мечте. Я вижу океан. Но я не турист. Я с ним веду деловой разговор, хочу с ним подружиться надолго. Прошу его быть добрее к нам, штормить не сильно и не долго. Океан отвечает мне.

И вот сейчас я на CРТ, где бельё надо стирать самому. потому что нет стиральной машины, один душ на всю команду-баня раз в десять дней. Моются, конечно, пресной водой. Мазут морской не смоешь. А вот
какой у нас был способ стирки верхней одежды - привязываешь его верёвкой и опускаешь за борт в воду. Бельё тянется за судном несколько часов и всё отстирывается без мыла, потому в солёной воде оно не растворяется.
Атлантический океан показал нам своё величие, свой непокорный характер. Он - второй по величине и глубине океан Земли после Тихого океана. Название произошло от имени титана Атласа (Атланта) в греческой мифологии и впервые встречается в пятом веке до н.э. в трудах древнегреческого историка Геродота. Атлантов чудесно воспел в наше время А. Городницкий. Помните? "Атланты держат небо на каменных руках". “Пересечь Атлантический океан на CРТ и ловить рыбу по полгода - это подвиг"- сказала нам на месте лова проверяющая из Америки  Их рыбаки так надолго  не ходят. А мы идём на Джорджес -Банку ловить сельдь. Джорджес -Банка-один из самых крупных в мире по площади и запасам рыбы—селёдки, скумбрии, омаров, лангустов, креветок, кальмаров, осьминогов. На промысел сюда собралось более трёхсот траулеров из разных портов Советского Союза. Работали поляки, американцы, англичане, испанцы. От берегов Америки банка находится в 24 км. Район подводной банки Джорджес составлял 28800 rdv. Подводная банка – это мель в океане до ста метров.  В океанах банки вулканического или кораллового происхождения. Есть банки и в морях Джорджес-Банка - одна из крупнейших. Почему здесь много рыбы? Почти весь год в этом районе плотные туманы, с юга тёплое течение Гольфстрим и вдоль берегов по мелководью идут холодные воды от Гренландии. При встрече холодного и тёплого течения - стоит туман. В воде много планктона. Естественно, в этих местах, где перепад температур воды, да и еды навалом, - для рыбы рай.
Впервые о лове атлантической сельди узнаём из хроник Англии уже в 702 году. Солёная сухим посолом сельдь была главным товаром торговли ганзейских купцов. Морское могущество Ганзейского союза городов почти 350 лет держалось на этой торговле. Действительно, сельдь была "золотой рыбкой". Но "нет постоянства в природе". Сельдь поменяла маршрут. И понемногу от берегов Дании и Германии в больших количествах стала подходить к берегам Голландии и Шотландии, и они быстро освоили посол сельди в бочках на кораблях. А уже с 17 века промысел этой рыбы в море развивается в Англии, затем в Норвегии , а в середине 20 столетия много сельди ловили и в  СССР.

   И вот наш СРТ, выживший в сильный шторм, овеянный океанскими ветрами пришел в район лова. Мы сразу приступили к работе. Днём по эхолоту ищем косяки рыбы. Они бывают 20-30метров толщиной. Ловим сетями. Сети ставим вечером, утром выбираем. Сетевыборочная машина тянет их из воды, сететряска вытряхивает рыбу на палубу. Вот в это время, если свободен от вахты, выходишь на подвахту - помогаешь засаливать рыбу, а её может быть больше десяти тонн. Солим в бочки. Зюзькой (сачком) отправляем её в бочки в уже залитый рассол. Бочки закрывают, сдавливают обручами и отправляют в трюм. И так каждые сутки.  Продукцию сдаём на плавбазу, где получаем питьевую воду, продукты, постельное бельё. Днём можно полюбоваться морем, понаблюдать за дельфинами, которых здесь множество. Как красивы они в полёте над водой, изящно ныряют на ходу проглатывая рыбу. Возле судов стаи птиц. Прямо на волнах есть чем позавтракать, пообедать и поужинать. Сказочно красивы косяки рыб в воде. Движется сплошное серебро. Выделяется серебристым с нежно-голубоватым отливом скумбрия. Достанешь из воды - темнеет. Нигде больше не видел таких изумительных восходов и закатов, как в океане. Жгуче красный
диск солнца с лучами, идущими в голубую воду. 

Ночью выйдешь на палубу и замираешь от изумительной картины огней. Сотни судов ярко освещены. Золотистое огненное сияние на сотни миль.  И берег Америки освещён огнями и фарами машин. На судне смотрим фильмы и американское телевидение.
Уловы хорошие, рыбы хватает всем. Но "что имеем - не храним". Со временем донные траулеры повредили среду морского дна и как результат - рыбы стало меньше.
У вас, верно, появилась мысль: зачем столько разъяснений, комментариев. Так вот. В первом рейсе, первом переходе через океан - меня всё интересовало. На вопрос, где мы сейчас находимся? Штурман давал географическое название пролива, мыса. Слова знакомые из школьной географии, но мало что говорящие. Захотелось знать подробнее о морях, океанах, странах, историю мореходства. Само море, океан вместе с небом -живая картина с обилием меняющихся красок и звуков, то тихих в штиль, то
всё заглушающих, ревущих, с ветром, который смешивает небо с водой и кораблём, идущим вперёд. Это надо видеть и чувствовать. Я стал более подробно изучать карты, читать научно-популярную литературу и дома и в рейсе. Да и в училище стал заниматься серьёзней. Собрал хорошую библиотеку. Знакомился с творчеством художников-маринистов, особенно полюбил Айвазовского.

Заинтересовался и обитателями моря. Ведь сети, трал вместе с рыбой тащили красавцев омаров, крабов, лангуст, удивительных морских звёзд,
кораллов разных, необыкновенной формы ракушек. Всё это я видел впервые, смотрел и не мог налюбоваться.

Сейчас любуюсь такой красотой дома. Это моя коллекция. В то время ещё не запрещалось привозить дары моря домой. Я сам научился делать чучела морских обитателей и бережно храню их. Коллекция экспонировалась на выставке в музее города, где я живу.

И, конечно, самое главное: вся моя морская жизнь была возможна только при надёжном "тыле". А он у меня был крепкий. Семья всегда понимала, поддерживала, ждала. Им, моим любимым - большая благодарность и низкий поклон.
Снимаю шляпу и низко кланяюсь сейчас всем, кто в это время на вахте. Это – сильные, смелые, мужественные люди, «презревшие грошевой уют», как поётся в любимой песне моряков «Бригантине».
А закончить хочу последним куплетом того же стихотворения талантливейшего Николая Рубцова:

                Я - юный сын морских факторий,
                Хочу, чтоб вечно шторм звучал.
                Чтоб для отважных вечно–море.
                А для уставших свой причал.

                Георгий Алексеев.