Простой карандаш -отзыв

Лев Фадеев
Простой  карандаш -наше  кино
Режиссёр Н . Назарова

Начну  с  того, что  сразу  дам оценку  фильму  «Простой карандаш». 
Это настоящее  кино!
Молодая  очень симпатичная  дама  приезжает в городок,  где по воле злых  обстоятельств, в  колонии отбывает  срок  её  муж.
С первых  кадров  зрителя обволакивают   чувства  полной  безнадёги.  Зритель видит  бесконечные ,  как  по высоте,  так  и по протяжённости, горы  брёвен. 
И между  этих уложенных штабелями стволов, проходы с    жидким слоем грязи.

Которые  можно    охарактеризовать,  как  - Пронеси Господи!  Ибо  стоит сдвинуть  любое  бревно и  Всё!   Надежды  на  спасение  равны нулю. Но  люди ходят   и  свыклись  с  такой опасностью . Другого пути и выбора  нет и никогда не будет .

Основное производство,  за  счёт которого живёт городок –изготовление простых карандашей. Все  эти бесконечные  штабеля из брёвен  должны стать карандашами.
И ничем другим.
Молодая  дама,  идущая  по     проходу, катит чемодан  на колёсиках . Грязь размыкается , не оставляя  никаких следов, тут  же  смыкается за колесиками чемодана. Это  очень символично. Но, сразу  чувствуется, что  в  этот мир  пришёл  другой.

Дама приехала  из Питера.  В деревянном  доме с  коммунальными квартирами  она  снимает комнату. На кухне  многочисленные  жители квартиры занимаются бытовыми делами,  молчаливо  и угрюмо. Арендатор показывает не знавшего ремонта  помещение.   Он говорит, – Комната  тёплая, правда  нет света.  И  это снова  смотрится символично. Даже в  тёмной комнате становится  светлее  и этим источником можно  назвать - молодую даму. И  это ощущение длится на протяжении всего фильма.
Главного героя зовут Антонина. В  городе,  где никто светить не хочет,  всюду  становится  светлее  от Антонины.
Антонина  приехала сюда,  чтобы жить восемь лет вблизи от колонии, где отбывает срок  её муж. Антонина мне  видится алмазом,  который не  успели продать, украсть ,превратить в бабло.  И  она  смотрит на всё через свою призму. Она  ждёт от людей,  что её  лучи  отразятся от них и вернутся обратно такими- же. 
Антонина  устраивается  в  школу преподавателем черчения  и рисования. Директор  школы знакомит её  с будущими  учениками. При этом директор  школы называет учеников  тварями. Первый  же  урок начинается  с конфликта  и заканчивается поражением Антонины. Не  она ,  а  её  заставили выйти из класса.  Выставил ученик –подросток, которого подростком можно назвать условно. Это  даже  не волчонок,  а молодой  волк. Который  стремительно по  ходу  фильма превращается  в  матёрого .
Пономарёв Миша ,так  зовут этого героя фильма. Старший брат сидит за убийство  в  тюрьме.  И должен  скоро выйти .
Пономарёв   сразу  объявил новой учительнице  войну. Сломал карандаш, которым сначала нарисовал  непристойный контур.
Он не  позволил Антонине наладить контакт с классом. Пономарёв  увидел  в  этой  учительнице  другой  мир,  который  может свести на  нет  его мир. Где  он,  самый  главный властитель.  Почти весь фильм Пономарёв окрашен  исключительно  в  черный цвет, где  нет места  солнечному  зайчику. Он  собирает дань  со всех, кто  не  входит в  его  ближний круг подданных .
Вот мы  видим, как  он раскладывает на  столе  награбленное. Монетки к  монеткам,  купюры  к купюрам  в  соответствии  с  номиналом. И как  «Кощей  над златом чахнет».  На  лице  равнодушие.  Только молчаливое  созерцание. Глухонемая  женщина,  по всей видимости  мать, получает от этой добычи свою часть и , сперев  ещё  одну купюру, радостно уходит. Миша  не  препятствует . Ему  всё равно! Режиссёру  удалось сказать этим молчанием и  всей  немой  сценой,  больше  чем всякие диалоги или просто слова.  Деньги не  заработанные,  не  приносят радости.  Даже  самое  изысканное,  что  можно на них купить , не  будет вкусным.  Самая  красивая, не  будет любимой. А  дружба не  будет верной.  Ибо  всему этому  есть цена,  а  настоящие  чувства  бесценны.
Так  что хотела показать и сказать нам режиссёр  Назарова?
Много  сцен,  за  которыми стоят загадки.  Получился бы фильм лучше,  если бы  нам полнее показали жизнь и проблемы  Сергея, мужа  главной  героини?   Что стоит за его холодным  приёмом   жены во время свиданий?  Сначала,  я  и ему хотел дать какую -нибудь окраску. Прояви он   любую  реакцию, но  её  нет. И  он так  и остался  бесцветным.  Словно  из этого человека всё  выкачали.  Единственно,  что понятно - это  его просьба  принести сигареты.
Но,  Антонина не понимает, зачем ему  некурящему сигареты. Она   человек  из  другого   мира, где  тебя  слышат , и ты  можешь слышать всех. Где  сигареты не  являются главной валютой,  которой  в  колонии  покупают или откупаются .
Это другой  мир,  другое  время.
Здесь не  нужны  жёны –декабристки . Здесь  опасно и  им,  и от них . Режиссёр нам не дал возможности заглянуть за  тюремный  занавес. Нам открывают другой  занавес, на  другую сцену. Эта сцена  - школа.
Школа,  где  два  директора.  Один не  настоящий,  но он на  гос.службе  и получает за  это зарплату,  другой  настоящий,  получающий  свою дань. И эта  дань выражается  не только  деньгами. Она выражается,  получаемым  упоением  от униженных.  А  тем, кто не готов  платить своим унижением, Пономарёв  объявляет войну.  И кажется,  что  в этой войне единственный победитель. Пономарёв  победил всех.;   свой  класс,  учителей, директора  школы и даже начальника полиции.  Ведь она не только майор ,  она мать двоих малолетних детей. И ей  за  них страшно. А  у  Пономарёва  скоро  старший  брат убийца  выйдет из  тюрьмы.
Нам, не сказали,  за что отбывает свой срок  муж Сергей.  Прозвучало  только одно –по недоразумению. Иными  словами - по  сфабрикованному  делу.  Но  сроки ,что  у брата  -убийцы  и у Сергея  одинаковые –восемь лет. Постараюсь дать этому факту ответ в конце статьи.
Фильм,  если смотреть его  в нормальных  условиях, без  рекламы  на памперсы и прокладки,  смотрится  на одном дыхании. Или на  сжимании  и разжимание  кулаков .
У   Антонины  нет ни одного друга и даже  сочувствующего, кроме  самого  маленького ученика, Димы  Дёмкина .  Маленького , но  талантливого.   А талант всегда  тянется  к  свету.   Без  него  он просто не  прорастёт . А  тому,  кто его  видит, ценит  талант сам готов  светить  и даже  сгореть для  такого . Дима  удивил  учительницу  Антонину своими рисунками. Светлый , способный мальчик был  не  совместим ни по  каким параметрам с М. Пономарёвым.  И Пономарёв   буквально охотился со  своими вассалами  за  Димой.  Зоной была  не  только колония, но и  весь городок. Нельзя  было жаловаться,  нельзя  просить.  И Дима  не  просил и не жаловался,  а только  терпел.
И    в  очередном конфликте,    Пономарёв  перегораживает дорогу, несущим в  большой коробке гипсовые  фрагменты , Антонине  и Диме.  И приказывает оставить Диму ему,  но  слышит твёрдое  -Нет.  Он  разбивает коробку, из которой  вываливаются  художественные фрагменты для рисования. Антонина  и Пономарёв  вступают в  прямую схватку . 
Пономарёв  валит учительницу  в грязь, наносит ей  удары. Никто не  вмешивается. И  только  маленький  мальчик  делает  то , что можно назвать правосудием.
Которое было не по  зубам  ни директору школы, ни учителям, ни жителям  ,  ни начальнику полиции. Правосудие,  которое  стало таким только  из –за  трусости всех вышеперечисленных.  Он  бьёт гипсовой  плитой Пономарёва  по голове.  Здесь хочется  крикнуть –В-а-аУ!!  Как  это сделал однажды в кинотеатре   во время просмотра  мной и моей младшей  дочери, фильма  «Властелин  колец» маленький  мальчик,  момент, когда с плеч  злодея  меч  срубает уродливую  голову.
Пономарёв без  сознания  лежит поверженный.  Антонина проявляет  самые  человеческие  качества. Она  спасает своего врага. И не  только  спасает, она дежурит в  больнице , ожидая  положительного результата. Она  искренне сожалеет, что так случилось,  что Мише принесены физические  страдания.
Не  знаю,  но  я бы его  (на  тот момент  добил). Хотя  в  конце  отзыва  мнение  будет другое.
И  только  после  этого случая  нам показывают реакцию  правоохранительных органов.
Сначала  я  следователя  принял за уркагана. Подумал,  что это брат  с зоны  пришёл и сводит счёты.  Но потом по  заданным  вопросам,  стало  понятно,  что  это не  браток,  а не  смотря на  зверский вид,  следователь.  В  этом сюжете  явно  проскальзывает  вопрос режиссера, – какой  в  этом мире,  мир  страшнее? И  есть ли различие  между  этими мирами? Судя  по  всему разделительной  черты  нет.  Всё  слилось в одну  кромешную тьму. Но даже  одна  искра  для  этой тьмы  представляет опасность. Ведь могут   увидеть и спросить - Что  это всё значит? И  кто мы  все  такие? И кто вы такие  среди нас?
Возвращается после отсидки  брат- убийца. Этакий  комок зла. И  здесь,  в  Пономарёве  Миши,  от той самой искры  зажегся  фитилёк. И холодное  сердце стало  чуть теплее.
Он  бежит к  Антонине  и кричит ей :  Вали отсюда!  Брат вернулся!
Антонина,  до  этого узнала  от равнодушного  охранника, что её  мужа больше  нет.
Он  умер. Умер от инфаркта.
От чего ещё  может умереть здоровый молодой  мужик  в  тюрьме.  Больше  не от  чего. Только от инфаркта.
Антонине  не дали возможности уехать. Подловили в коридоре  из брёвен. Дорогу  преградили два брата. Один зверь,  а другой, перед возможностью стать таким же.
И зверь напал на  человека. Зверь не видит, что он убивает молодую красивую женщину.
Такую, какая ему , даже  в сонных грёзах не  приходила. Он бьёт её  головой о  торец  бревенчатой  стены.   Брёвна , которые должны быть перемолоты, расщеплены и  стать простыми карандашами.
Смотришь эту  страшную сцену  и ждёшь с большой надеждой, что сейчас  сердце  Миши Понамарёва  разгорится   и он  в  праведном гневе  даст по  башке  этому  зверю,  как  дали когда – то ему, до  первой  искры.
Но  он только бросает брату  -Урод!  Какой  же  ты  Урод!
И брат начинает  бить его.Грязь сомкнулась.  А  что ещё может зверь и не  простой, а  бешеный.
А  бешеного  зверя  может остановить только пуля.
Так  что  же нам хотел сказать режиссёр?  Что нас ждёт,  если мы  и дальше  будем так  строить наш  мир. Вопросов много.
Школа.
Во  что мы  превратили наши школы?
Что должна давать школа? Знания? Или предоставлять услуги по  знаниям.
Воспитание? Или потворство?
Если учителю оставили только одну возможность для мирного сосуществования   с учениками это потакать им. Запрещено выгонять из класса,  того, кто мешает всем. Отбирать телефоны, наказывать. Даже  голос, в ответ на нецензурную  брань учащегося, должен  быть, как  в кабинете релаксации .  А как же!  Личность!
Только личность ли из этого всего вырастит? И как учителю, не  теряя  уважения,  но,  не  имея  никаких функций  воздействия, оставаться уважаемым учителем ? Как?  Когда классы  переполнены. Когда все  ученики собраны  без учёта  психологической совместимости  в один  коллектив,  ( а  говоря по другому –в  кучу).
Помню,  когда  я  записывал  в  первый  класс  свою старшую, а  потом младшую, к тому  же учителю,  то собеседование  сначала проходили девочки  и потом обязательно родители. Даже  если дети не  отвечали своей  подготовкой требованию учителя,  но родители имели человеческий облик, учитель брал их  в  свой  класс.  Кого  попало в свой  класс,  учитель   не  брала. Ложку  дёгтя  с бочкой  мёда  не  совместить.

В  какой колокол  надо звонить режиссёру, чтобы там, наверху  услышали через  беруши  звон.  Звон  похожий  на сигнал SOS.  Мы  что хотим увидеть страну  из «пономарёвых»?
Вопрос  к  властям.
Целая  папка  с  жалобами  лежала  у  майора  полиции  на Пономарёва. Но она ссылалась на  ещё  какие- то доказательства.  Этим она  прикрывала свою беспомощность и  элементарный страх.
Вот возьмём недавний  случай из нашей  жизни.
В  Уфе автомеханик  Санкин в  драке случайно убил педофила. Настоящего педофила!  У  него  даже  в  трудовой книжке  крупными буквами написано, что является профессиональным педофилом со  стажем.. Санкин  застукал педофила  при исполнении его мерзких дел. Теперь герою механику  вместо медали «светит» срок. И мы  все  на полном серьёзе  обсуждаем по каналам телевидения, –как надо правильно убивать педофилов,  чтобы не попасть в  тюрьму.  Всё  как  в  фильме  «Простой карандаш»
Открывается  следственное  дело  только тогда,  когда  подследственный нормальный человек. И ,следовательно, от него опасности не ожидается. Он  даже  в  глаз следователю или полицейскому  не даст. И после отсидки, мстить не будет. Он  же  нормальный! Чего его боятся!  А  вот свою значимость по  раскрытию дел показать можно.
И  главное.
Фильм показал насколько наше общество больное.  Больное - страхом. А  страх это самое  противное,  самое  унизительное  чувство. Но  человек ,который боится, это  легко управляемый  человек. А значит для  власти  не опасный  и нужный.
И всё  же  хотелось, чтобы хотя  бы в  фильмах  побеждала  искра, а  не тьма.
.